Значение независимости судебной власти и эффективности средств судебной защиты прав человека

И ЭФФЕКТИВНОСТИ СРЕДСТВ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Ю.В. ФРАНЦИФОРОВ
Францифоров Ю.В., кандидат юридических наук, доцент СВКИ МВД РФ.
Независимость судей - это главный элемент их особого правового статуса, а также основное условие жизнедеятельности самостоятельной и авторитетной судебной власти, беспристрастно осуществляющей правосудие и надежно защищающей права и законные интересы личности. Без независимого суда не может быть судебной власти, а также прав человека.
Примеры истории начиная с октября 1917 г. говорят о том, что принцип независимости судей пробивал себе дорогу, пройдя тернистый путь продолжительностью более семидесяти лет, оставаясь, по словам Ю.И. Стецовского, "одним из коммунистических мифов".
Правосудие осуществляли не только суды, но и другие карательные органы, которые выполняли указания ЦК РКП(б), применяя высшую меру наказания в кратчайшие сроки.
Примером может служить телеграмма, которая была направлена 8 августа 1937 г. в Саратовский обком со следующим содержанием: "ЦК предлагает в семидневный срок устроить ускоренный суд по делу виновников поджога, приговорить всех к расстрелу и о расстреле объявить в местной печати". Такие распоряжения в отношении вредителей отдавались повсеместно во многих регионах государства <*>.
--------------------------------
<*> См.: Известия. 1992. 10 июня.
И даже в относительно спокойные 1960 - 1980-е гг. судьи полностью находились под влиянием "партийного контроля". Без партийного билета нельзя было получить должность судьи, а также и сохранить ее было невозможно, не выполняя указаний партийной организации.
Принятый в августе 1989 г. Закон о статусе судей в СССР <*> не мог освободить судей от зависимости партийной и местной власти, поскольку КПСС являлась правящей партией государства, а в Законе не были оговорены взаимоотношения между судьями и партией.
--------------------------------
<*> Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1989. N 9. Ст. 223.
Жалкая роль советского суда - не только результат партийного диктата. Она обусловлена и взаимоотношениями с прокуратурой, поскольку прокурор утверждает обвинительное заключение, направляет дело в суд и приходит сам для поддержания обвинения, а также осуществляет "высший надзор" по отношению к суду <*>.
--------------------------------
<*> См.: Стецовский Ю.И. Судебная власть. М., 2000. С. 65.
Подлинная независимость судей может быть лишь в том случае, если прокурор, участвуя в суде, обладает такими же правами, как и сторона защиты, но не более.
Независимость судей и подчинение их Конституции РФ и федеральному закону - конституционный принцип правосудия, означающий, что судьи рассматривают и разрешают уголовные дела по своему внутреннему убеждению, руководствуясь уголовно - процессуальным и уголовным законом.
В Российской Федерации независимость суда закреплена в Конституции РФ. Статья 10 Конституции РФ определяет: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Судебная власть осуществляет правосудие, применяя законы, в том числе и Основной закон РФ, при решении уголовных и гражданских дел. Принцип независимости судей гарантируется и другими положениями Конституции РФ. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120). Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом (ст. 121). Судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе, как в порядке, определяемом федеральным законом (ст. 122).
В соответствии со ст. 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" суды осуществляют судебную власть самостоятельно независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.
Судьи, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ - федеральному закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом.
Посягать на судебную власть не вправе ни законодательная власть, ни Президент, ни Правительство, они не вправе вмешиваться в судебную деятельность, а также подменять ее при рассмотрении входящих в их компетенцию дел и давать судам указания.
В соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное взаимодействие органов государственной власти, а поскольку судебная власть независима от других властей, то Президент обязан уважать ее независимый статус, и, выдвинув или назначив кандидатов на должность судей, он не может требовать их отставки. А так как судья не несет ответственности за высказанное мнение и за принятое судом решение, то и Президент не вправе оказывать на судей давление <*>.
--------------------------------
<*> См.: О Конституционном Суде Российской Федерации. СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.
Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта РФ, закону субъекта РФ, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.
В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.
Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.
Согласно ст. 15 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.
Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей. В случае если судья был назначен (избран) на определенный срок или до достижения им определенного возраста, его полномочия считаются прекращенными соответственно по истечении этого срока или достижении им этого возраста.
В соответствии со ст. 16 Федерального конституционного закона "О судебной системе в Российской федерации" судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом <*>. Так, суд выносит приговор по уголовному делу или решение по гражданскому делу в совещательной комнате, где могут находиться лишь судьи, входящие в состав данного суда по конкретному делу. Присутствие других лиц там недопустимо. Судьи не могут разглашать сведения, которые они получили во время совещания. Судьи не обязаны давать какие-либо объяснения в отношении рассматриваемых дел, а также представлять материалы уголовного дела для ознакомления иначе, чем предусмотрено процессуальным законом. До вступления решения в законную силу никто не может истребовать из суда дело. И лишь после вступления решения в законную силу дело вправе истребовать лица, имеющие полномочия, определяемые процессуальным законом.
--------------------------------
<*> См.: Российская газета. 1997. 6 янв.
В качестве примера в раскрытии принципа независимости судей в дореволюционной России может служить выдающийся юрист А.Ф. Кони, девизом которого служила формула "быть слугой, а не лакеем правосудия". И когда министр юстиции К.И. Пален потребовал от А.Ф. Кони гарантий осуждения Веры Засулич, он объяснил ему, что не дано право "председателю суда приходить и говорить с Вами об исходе дела, которое мне предстоит вести. Все, за что я могу ручаться, это за соблюдение по этому делу полного беспристрастия и всех гарантий правильного правосудия" <*>.
--------------------------------
<*> Кони А.Ф. Собр. соч. Т. 2. М., 1966. С. 74.
Международные и отечественные нормы не конкретизируют вид и характер власти, от которой должен быть независим суд, что дает основание предполагать, что речь идет о любой власти, в том числе и законодательной. Это подтверждается и тем обстоятельством, что почти все демократические государства предусматривают процедуры оспаривания перед судом решений законодательной и исполнительной власти, не говоря уж об обжаловании в суд действий любых должностных лиц.
Вместе с тем в силу специфики исполнительной власти, с которой судебный орган сталкивается чаще, международные организации по правам человека обращают особое внимание на независимость суда, а суд не должен действовать против отдельного гражданина в интересах правительства <*>.
--------------------------------
<*> Принцип осуществления правосудия независимым судом в уголовном процессе (как, впрочем, и ряд других) берет свое начало во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст. 10 которой определяет, что каждый человек для установления обоснованности предъявленного ему обвинения имеет право на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.
Закон о статусе судей ввел до сих пор не известную нашему праву норму: "Полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком..." (ст. 11). Этим же Законом была установлена несменяемость судей (ст. 12) и ликвидирована их подотчетность (ст. 1). Наконец-то над головами судей перестал висеть дамоклов меч очередных выборов. И теперь судья, принимая решение по конкретному делу, перестал чувствовать себя заложником тех сил, которые через определенное время прямо или косвенно будут решать его судьбу.
Независимость судей является важным условием существования в стране авторитетной и самостоятельной судебной власти, способной беспристрастно и объективно осуществлять правосудие, эффективно защищать права и законные интересы граждан и государства.
В ст. 120 Конституции РФ записано, что "судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону". Упоминание в Конституции РФ о федеральном законе не исключает необходимости для судов подчиняться законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ, если эти акты приняты по предметам совместного ведения и в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с Законом о статусе судей независимость судьи обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия (ст. 10); установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи (ст. 13, 14); правом судьи на отставку (ст. 15); неприкосновенностью судьи (ст. 16); системой органов судейского сообщества (ст. 17); предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу (ст. 19, 20).
Судьи всех судов общей юрисдикции и присяжные заседатели подлежат государственной защите в соответствии с Федеральным законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" от 20 апреля 1995 г. <*>
--------------------------------
<*> См.: Российская газета. 1995. 26 апр.
Гарантии неприкосновенности судьи, установленные Законом "О статусе судей", в полном объеме распространяются на присяжных заседателей при исполнении ими обязанностей в суде.
Разрешение уголовного дела на основе закона означает соблюдение судьей при осуществлении правосудия норм как материального, так и процессуального закона. Никакие отступления от указанных норм недопустимы. Если при рассмотрении дела будет установлено несоответствие акта государственного или иного органа закону, суд принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ).
Независимость судей при осуществлении всей их процессуальной деятельности, в том числе и при рассмотрении и разрешении конкретного уголовного дела, означает: во-первых, независимость их от влияния и мнения различных органов государственной власти и управления, общественных организаций, коллективов и отдельных лиц; во-вторых, независимость их от вышестоящего суда; в-третьих, независимость от выводов и мнений участников судебного заседания; в-четвертых, независимость внутри самой судейской коллегии, возможность свободно участвовать в исследовании доказательств, в обсуждении и принятии решений по своему внутреннему убеждению.
Отменяя приговор и направляя дело на новое судебное рассмотрение, вышестоящий суд не вправе предрешать оценку доказательств и вывода нижестоящего суда.
Рассматривая дело, судьи не только проверяют все уже собранные по делу доказательства, но при необходимости привлекают и новые. Они не связаны выводами органов дознания, следователя и прокурора по делу, мнениями государственного обвинителя, потерпевшего, обвиняемого, защитника и других участников судебного разбирательства, высказанными во время рассмотрения дела.
Правосудие - самостоятельная область государственной деятельности, свободная от чьего бы то ни было руководства и надзора. Государственная власть, закрепившая законом независимость судей, сама обязана соблюдать провозглашенный ею же принцип.
Подзаконность и независимость судей - две стороны одной и той же медали. Независимость судей возможна при условии подчинения их только закону, а подзаконность возможна при условии ограждения судей от воздействия внешних и внутренних факторов. Независимость без подчинения закону может породить произвол.
Между тем независимость судей является важным условием существования в стране авторитетной и самостоятельной судебной власти, способной беспристрастно и объективно осуществлять правосудие, эффективно защищать права и законные интересы граждан и государства.
Упоминание в Конституции РФ о федеральном законе не исключает необходимости для судов подчиниться законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ, если эти акты приняты по предметам совместного ведения в соответствии с федеральным законом. В Законе от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" сформулированы гарантии принципа независимости судей и подчинения их закону. "Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей" <*>.
--------------------------------
<*> См.: п. 2 ст. 1 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" // Российская газета. 1997. 6 янв.
Вышестоящий суд, включая Верховный

Особенности уголовного судопроизводства у мирового судьи  »
Комментарии к законам »
Читайте также