НЕВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ СРЕДСТВ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ (СТ. 193 УК РФ): УГОЛОВНО - ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ(Ю.П. Гармаев)

ВАЛЮТЕ (СТ. 193 УК РФ): УГОЛОВНО - ПРАВОВАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 20 марта 2002 года
Ю.П. ГАРМАЕВ
Гармаев Юрий Петрович, старший следователь отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры Республики Бурятия, советник юстиции, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса юридического факультета Бурятского государственного университета.
1. Краткая характеристика механизма
валютного регулирования и валютного контроля
Диспозиция статьи 193 УК РФ сформулирована следующим образом: "Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ".
Текст этот, как показывает практика, весьма сложен в уяснении, поскольку по своей конструкции относится к бланкетным. Чтобы дать правильную уголовно - правовую оценку преступному невозвращению, работникам правоохранительных органов, приходится обращаться не только к нормативным актам уголовного, но и к другим отраслям законодательства (прежде всего валютного и таможенного, а также гражданского, финансового, административного). Эти нормативные акты, как правило, содержат специальную терминологию, используемую и в уголовном законе. Процесс квалификации в значительной степени осложняется и тем, что содержание некоторых понятий, например "руководитель организации", не раскрывается ни в одной из отраслей права. Дополнительные трудности связаны с тем, что массив нормативных актов, к которым требуется обращаться при квалификации комментируемого преступления, постоянно изменяется и дополняется. Кроме того, когда уголовный закон и валютное законодательство не содержат юридических омонимов, использование в не уголовном законодательстве терминов, не соответствующих уголовному законодательству, приводит при бланкетности норм уголовного закона к серьезным проблемам в квалификации преступлений <*>.
--------------------------------
<*> Яни П.С. Бланкетные "экономические" статьи уголовного закона // Российская юстиция. 1995. N 11. С. 46.
Таких проблем применительно к ст. 193 УК РФ в действующем массиве валютного и таможенного законодательства более чем достаточно.
Итак, диспозиция ст. 193 УК РФ отсылает прежде всего к Закону РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.1992, действующему в редакции от 08.08.2001 N 130-ФЗ, и целому ряду иных нормативно - правовых актов <*>.
--------------------------------
<*> В частности, это следующие нормативные акты: "Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР", утв. Государственным банком СССР от 24.05.1991 N 352 в ред. Инструкции ЦБ РФ от 02.09.1994 N 107; Указ Президента РФ N 629 от 14 июня 1992 г. "О частичном изменении порядка обязательной продажи валютной выручки и взимания экономических пошлин" (утратил силу кроме пунктов 2 и 8, в ред. Указа Президента РФ N 2061 от 23.12.2000); Инструкция ЦБ РФ N 86-И и ГТК РФ N 01-23/26541 от 13.10.1999 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров" в ред. Положения ЦБ N 101-П и ГТК N 01-23/32005 от 22.12.1999; Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ N 91-И/01-11/28644 от 04.10.2000 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" (введена в действие с 01.01.2001); Указ Президента РФ N 1209 от 18.08.1996 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" и в разъяснении к нему - Приказ ГТК РФ от 11.03.1997 N 110 "Об особенностях осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ при совершении внешнеторговых бартерных сделок"; Инструкция ЦБ РФ от 29 июня 1992 г. N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ" (в ред. Указаний ЦБ РФ от 18.06.1999 N 580-У); Положение ЦБ РФ N 39 от 24.04.1996 "Об изменении порядка проведения в РФ некоторых видов валютных операций" и многие другие.
Важным нормативным актом в сфере валютного контроля является и Таможенный кодекс (ТК РФ), в части главы 29 "Валютный контроль таможенными органами", статей 18, 98, 273 и других положений.
Для уяснения механизма валютного регулирования и валютного контроля правоприменителю необходимо прежде всего изучить основные понятия, используемые в перечисленном законодательстве. Их содержание в основном раскрыто в статьях Закона о валютном регулировании и валютном контроле <*>.
--------------------------------
<*> Далее для краткости Закон о валютном регулировании или Закон.
Так, в п. 5 ст. 1 Закона о валютном регулировании дано понятие "резидент". Ими являются:
а) физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;
в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;
г) дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ;
д) находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов, указанных в подпунктах "б" и "в".
Забегая вперед, уточним, что из этих лиц, признаваемых резидентами, не все, а только "руководители организаций" в правовом значении этого термина могут быть субъектами преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ.
В п. п. 3 и 4 ст. 1 Закона о валютном регулировании законодатель раскрывает понятие "средства в иностранной валюте", как:
а) денежные знаки в виде казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;
б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах <*>.
--------------------------------
<*> Так, в Письме ЦБР и ГТК РФ от 28 мая 1996 г. N 285, 01-42/9482 уточняется, что валютный контроль распространяется на все импортные сделки, исполнение которых предполагает проведение расчетов во всех видах иностранных валют (включая свободно конвертируемые и замкнутые), а также в расчетных, клиринговых и условных валютах (единицах). Например, ранее во внешнеторговых сделках широко применялась европейская валютная единица "ЭКЮ". Теперь ее место заняла валютная единица "ЕВРО".
Кроме того, к средствам в иностранной валюте следует отнести ценные бумаги в иностранной валюте - платежные документы (чеки, облигации, векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте.
В п. п. 7 - 10 ст. 1 Закона о валютном регулировании раскрывается понятие "валютные операции" и указывается, что они делятся на "текущие" и "валютные операции, связанные с движением капитала". Не вдаваясь в детали и оговорки комментируемых норм (их можно уяснить только при личном изучении валютного законодательства), отметим, что текущие валютные операции - это, в частности, переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно - импортных операций.
Но только в том случае эти операции являются текущими, то есть осуществляются резидентами без ограничений (ст. 6 п. 1 Закона) и не требуют специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (ст. 6 п. 2 Закона), если расчеты по ним не превышают 90 дней (в ред. ФЗ от 29.12.1998 N 192-ФЗ, ст. 2 раздела 2 Основных положений о регулировании валютных операций от 24.05.1991) <*>. Валютными же операциями, связанными с движением капитала, в частности, являются те операции (по экспорту и импорту товаров и др.), в отношении которых получена отсрочка платежа на срок более 90 дней. При этом такая отсрочка предоставляется Центральным банком, а порядок ее предоставления определяется Правительством РФ по согласованию с ЦБР. Следует также иметь в виду, что в редакции Федерального закона от 31.05.2001 N 72-ФЗ по отдельным видам валютных операций срок возврата валюты продлен до 3 и даже до 5 лет, например, за производимые резидентами за пределами территории РФ строительные и подрядные работы и др.
--------------------------------
<*> Далее, для краткости, этот 90-дневный срок, а также предельный срок, установленный специальным разрешением (лицензией) Центрального банка РФ по валютным операциям, связанным с движением капитала, будем называть "предельный срок".
Иностранная валюта, полученная предприятиями (организациями) - резидентами в результате внешнеэкономической деятельности, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Центральным банком РФ (ст. 5 п. 1 Закона, ст. 6 раздела 2 "Основных положений"). Это бланкетная норма закона по существу и является правовым основанием привлечения к уголовной ответственности руководителя организации за невозвращение из-за границы валюты на счет в уполномоченном банке.
Далее законодательством предусмотрена процедура обязательной продажи части валютной выручки государству. В соответствии с п. 5 ст. 6 Закона (в ред. ФЗ от 08.08.2001 N 130-ФЗ) 50% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) предприятий независимо от форм собственности и места регистрации, включая предприятия с участием иностранных инвестиций, подлежит обязательной продаже через уполномоченные банки по рыночному курсу на внутреннем валютном рынке в соответствии с порядком, устанавливаемым Центральным банком РФ, не позднее чем через 7 календарных дней после поступления валютной выручки. Здесь следует уточнить, что вопросы обязательной продажи части валютной выручки не входят в предмет правового регулирования ст. 193 УК РФ. При необходимых условиях деяния, выразившиеся в уклонении от обязательной продажи части валютной выручки государству, могут быть квалифицированы по другим статьям УК РФ.
Уполномоченными банками, согласно п. 11 ст. 1 Закона, являются банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального банка РФ на проведение валютных операций.
В целях обеспечения требований валютного законодательства статьей 11 Закона установлено, что органами валютного контроля в РФ является Центральный банк РФ, а также Правительство РФ. Здесь же вводится понятие "агенты валютного контроля", которые подотчетны органам валютного контроля. Такими агентами являются, в частности, уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ.
Основным источником получения дохода в иностранной валюте резидентами - организациями в настоящее время является экспортная деятельность (а кроме того, импортные, бартерные операции и др.).
Механизм осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров определен Инструкцией Центрального банка России N 86-И и ГТК РФ N 01- 23/26541 от 13.10.1999 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров". Особенностью этого механизма является принцип информационного обмена между таможенными органами и уполномоченными банками, осуществляющими расчетное обслуживание резидентов - экспортеров. Надлежащая организация валютного и таможенного контроля может относительно своевременно выявить признаки возможной противоправной деятельности. Схема контроля вкратце такова.
Экспортер заключает экспортный контракт. По каждому контракту оформляется паспорт сделки (ПС), являющийся базовым документом валютного контроля и содержащий все необходимые сведения о сделке. ПС подписывается от имени экспортера лицом, имеющим право первой подписи по счету экспортера в банке. С подписанием ПС это лицо принимает на себя ответственность не только за правильность всех сведений, но и за поступление валютной выручки из-за границы в предельный срок <*>. Во многих уполномоченных банках сложилась порочная практика, когда ПС разрешается подписывать не только лицу, имеющему право первой подписи, но и любому работнику предприятия, образцы подписи которого имеются в банке (заместители, бухгалтеры и проч.). Это нарушение требований Инструкции порой исключает привлечение к уголовной ответственности конкретного руководителя организации.
--------------------------------
<*> А не в срок, указанный в контракте. Он может быть и меньше предельного. Здесь мы согласны с позицией И. Пастухова и П. Яни. См.: Невозвращение валюты из-за границы: проблемы квалификации // Законность. 1999. N 5. С. 11 - 16.
Заполненный и подписанный ПС в двух экземплярах экспортер представляет в уполномоченный банк (далее - "банк") вместе с оригиналом соответствующего контракта.
Банк обязан, в том числе, проверить соответствие данных ПС условиям контракта, соответствие предусмотренных им валютных операций требованиям законодательства, наличие в контракте условий возврата валютной выручки на счет экспортера в банке и др. Только при соблюдении этих и других условий (п. 3.9 раздела 3 Инструкции) уполномоченный сотрудник банка подписывает оба экземпляра ПС. Один из них возвращается экспортеру, а другой остается в банке и служит основанием для открытия досье. Если в дальнейшем условия сделки изменились, экспортер в 10-дневный срок с даты внесения изменений обязан представить в банк оригинал или копию соответствующего документа и дополнительные листы к ПС. Заверенная руководителем организации - экспортера копия ПС (и дополнительных листов) декларантом (он может не совпадать с экспортером) вместе с грузовой таможенной декларацией (ГТД) представляется в таможенный орган для таможенного оформления.
Таможенный орган обязан также проверить соответствие сведений из ксерокопии ПС, сведениям, заявленным в ГТД, а также условиям контракта и информации из других документов. Только при отсутствии расхождений в документах и при выполнении всех требований таможенного законодательства РФ должностное лицо таможенного органа ставит подпись на ксерокопии ПС и заверяет ее своей личной номерной печатью. Далее таможенный орган проводит соответствующее оформление и возвращает копию ГТД с отметкой о выпуске товара экспортеру (раздел 4 Инструкции). В таможенном органе остаются копии ГТД и ПС. Экспортер в 15-дневный срок с даты принятия решения о выпуске товаров представляет в уполномоченный банк ксерокопию третьего листа ГТД. Этот экземпляр остается в формируемом банком досье. Кроме того, на основании данных деклараций, ГТК РФ составляет учетную карточку (УК) таможенно - банковского контроля. Учетные карточки,

Комментарии к законам »
Читайте также