Статья 12. От уплаты земельного налога полностью освобождаются:. 1) заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;

2) предприятия, а также граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования;
3) научные организации, опытные, экспериментальные и учебно - опытные хозяйства научно - исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно - экспериментальных, учебных целей и для испытаний сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ)
4) учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ; в ред. Федерального закона от 18.11.1997 N 145-ФЗ)
5) предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации) на первые 10 лет пользования или в целях добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв;
(в ред. Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ)
6) участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны;
(в ред. Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ)
7) инвалиды I и II групп;
(п. 7 в ред. Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ)
8) земли, занятые полосой слежения вдоль Государственной границы Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ)
9) земли общего пользования населенных пунктов;
(в ред. Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ)
10) учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно - оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно - спортивных учреждений) независимо от источника финансирования;
(п. 10 введен Законом РФ от 16.07.1992 N 3317-1)
11) высшие учебные заведения, научно - исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно - исследовательские учреждения министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
(п. 11 введен Законом РФ от 16.07.1992 N 3317-1; в ред. Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ)
12) государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации, государственные предприятия водных путей и гидросооружений Министерства транспорта Российской Федерации, предприятия, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта, в том числе за земли, покрытые водой, и искусственно созданные территории при строительстве гидротехнических сооружений, за земли, занятые федеральными автомобильными дорогами общего пользования, аэродромами, аэропортами и ремонтными заводами гражданской авиации, сооружениями и объектами аэронавигации, отнесенными к федеральной собственности;
(п. 12 введен Законом РФ от 16.07.1992 N 3317-1; в ред. Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ)
13) предприятия, научные организации и научно - исследовательские учреждения за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации;
(п. 13 введен Законом РФ от 16.07.1992 N 3317-1; в ред. Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ)
14) земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны Российской Федерации;
(п. 14 введен Законом РФ от 16.07.1992 N 3317-1)
15) санаторно - курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной, а также профсоюзной собственности;
(п. 15 введен Законом РФ от 16.07.1992 N 3317-1; в ред. Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ)
16) внутренние, железнодорожные и пограничные войска, войска гражданской обороны за земли, предоставленные для их размещения и постоянной деятельности;
(п. 16 введен Федеральным законом от 09.08.1994 N 22-ФЗ)
17) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
(п. 17 введен Федеральным законом от 09.08.1994 N 22-ФЗ)
18) военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет и более, члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно - исполнительной системы, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей;
(п. 18 введен Федеральным законом от 09.08.1994 N 22-ФЗ; в ред. Федерального закона от 21.07.1998 N 117-ФЗ)
19) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР";
(п. 19 введен Федеральным законом от 09.08.1994 N 22-ФЗ)
20) учреждения и органы уголовно - исполнительной системы;
(п. 20 введен Федеральным законом от 09.08.1994 N 22-ФЗ)
21) профессиональные аварийно - спасательные службы, профессиональные аварийно - спасательные формирования;
(п. 21 введен Федеральным законом от 22.08.1995 N 151-ФЗ)
22) земли, используемые пожарной охраной;
(п. 22 введен Федеральным законом от 27.12.1995 N 211-ФЗ)
23) государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие эксплуатацию государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, в том числе за земли водного фонда, занятые водохранилищами, каналами, дамбами и другими гидротехническими сооружениями в пределах полосы их отвода, а также государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие строительство государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, за земли, временно предоставленные им для строительства указанных объектов.
(п. 23 введен Федеральным законом от 28.06.1997 N 93-ФЗ)
Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков.
Налог за землю, расположенную в полосе отвода железных дорог, взимается с предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта в размере до 25 процентов от ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья согласно Приложению 1.
(часть третья введена Федеральным законом от 09.08.1994 N 22-ФЗ)
С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).
(часть четвертая введена Федеральным законом от 09.08.1994 N 22-ФЗ)
Комментарий к статье 12
Часть 1 комментируемой статьи полностью освобождает от уплаты земельного налога целый ряд юридических и физических лиц.
Пункт 1: заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады.
Все эти объекты относятся к особо охраняемым природным территориям. В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого - просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно - исследовательскими и эколого - просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.
К территориям государственных природных биосферных заповедников в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.
Национальные парки являются природоохранными, эколого - просветительскими и научно - исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами.
Историко - культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры.
Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно - исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.
Пункт 2 комментируемой статьи выводит из-под обложения земельным налогом земли предприятий, а также граждан, занимающихся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования.
При предоставлении этой льготы следует руководствоваться Федеральным законом от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" (СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 234), которым установлено, что:
народный художественный промысел - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов;
изделие народного художественного промысла - художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла;
уникальное изделие народного художественного промысла - единственное в своем роде, имеющее высокую художественную ценность изделие народного художественного промысла;
к организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно - правовых форм и форм собственности, в выпуске товаров и услуг которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов;
основной задачей деятельности организации народных художественных промыслов является сохранение, возрождение и развитие традиций народных художественных промыслов.
Изъятия по уплате земельного налога могут предоставляться конкретному налогоплательщику безусловно или обусловленно. Безусловно выводятся из-под обложения земельным налогом, согласно пункту 3 комментируемой статьи, научные организации, опытные, экспериментальные и учебно - опытные хозяйства научно - исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно - экспериментальных, учебных целей и для испытаний сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур.
Пункт 4 комментируемой статьи полностью освобождает от уплаты земельного налога учреждения (в соответствии со статьей 120 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично) искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры.
К учреждениям социального обслуживания в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" относятся: комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания; социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого - педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома - интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома - интернаты для умственно отсталых детей, дома - интернаты для детей с физическими недостатками); геронтологические центры; иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 г. N 1594 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды" установлено, что Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления: Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, Федеральной службы геодезии и картографии России, Федеральной службы лесного хозяйства России, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, а также других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации решают вопросы в области охраны окружающей природной среды по согласованию или совместно со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 67 "О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания" установлено, что специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в Российской Федерации являются Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Федеральная служба лесного хозяйства России, Федеральная пограничная служба Российской Федерации и их территориальные органы.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерству природных ресурсов Российской Федерации переданы функции упраздненных Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и Федеральной службы лесного хозяйства, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации преобразовано в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, а часть функций упраздненного Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике переданы Федеральной службе земельного кадастра России.
Пункт 5 освобождает от уплаты земельного налога предприятия, учреждения, организации, а также граждан, получивших для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации), на первые 10 лет пользования или в целях добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв.
Данное изъятие обусловлено сроком на десять лет. Следует также отметить для целей комментируемой статьи, что под рекультивацией понимается восстановление и улучшение нарушенных земель, и прежде всего восстановление плодородия почв.
Вопросы рекультивации земель регулируются Постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 года N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы"; Приказом Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22 декабря 1995 года "Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы".
В соответствии с вышеуказанным Приказом рекультивации подлежат земли, нарушенные при:
- разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа;
- прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно - изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
- ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;
- складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;
- строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.);
- ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;
- проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.
Пункт 6 комментируемой статьи освобождает от уплаты земельного налога участников Великой Отечественной войны, а также граждан, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны.
В соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" (ред. от 08.08.2001, с изм. от 30.12.2001) к участникам Великой Отечественной войны относятся:
- военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР. Основанием для предоставления льготы является удостоверение ветерана Великой Отечественной войны единого образца, бланк которого утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122 "Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны". В удостоверении делается запись "ветеран - участник". Указанные лица, не получившие удостоверение ветерана Великой Отечественной войны нового образца, реализуют свои права и льготы на основании имеющихся у них удостоверений, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г. В этом случае для названной категории граждан основанием для предоставления льготы служит удостоверение участника войны, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 г. N 907. В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 15 Федерального закона "О ветеранах";
- военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии. Основанием для предоставления льготы является удостоверение ветерана Великой Отечественной войны единого образца, бланк которого утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122 "Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны". В удостоверении делается запись "ветеран - участник". Указанные лица, не получившие удостоверение ветерана Великой Отечественной войны нового образца, реализуют свои права и льготы на основании имеющихся у них удостоверений, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г. В этом случае для названной категории граждан основанием для предоставления льготы служит удостоверение участника войны, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 г. N 907. В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 15 Федерального закона "О ветеранах";
- лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии. Основанием для предоставления льготы является удостоверение ветерана Великой Отечественной войны единого образца, бланк которого утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122, либо удостоверение, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 27 февраля 1981 г. N 220. В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 15 Федерального закона "О ветеранах";
- сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств. Основанием для предоставления льготы является удостоверение ветерана Великой Отечественной войны единого образца, бланк которого утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122 "Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны". В удостоверении делается запись "ветеран - участник". Указанные лица, не получившие удостоверение ветерана Великой Отечественной войны нового образца, реализуют свои права и льготы на основании имеющихся у них удостоверений, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г. В этом случае для названной категории граждан основанием для предоставления льготы служит удостоверение участника войны, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 г. N 907. В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 15 Федерального закона "О ветеранах";
- работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию. Основанием для предоставления льготы является удостоверение ветерана Великой Отечественной войны единого образца, бланк которого утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122, либо удостоверение, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 27 февраля 1981 г. N 220. В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 15 Федерального закона "О ветеранах";
- военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защит народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года. Основанием для предоставления льготы является удостоверение ветерана Великой Отечественной войны единого образца, бланк которого утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122, либо удостоверение участника войны, выданное в соответствии с Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 г. N 907, от 27 февраля 1981 г. N 220. В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 15 Федерального закона "О ветеранах";
- лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств. Основанием для предоставления льготы является удостоверение ветерана Великой Отечественной войны единого образца, бланк которого утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122 "Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны". В удостоверении делается запись "ветеран - участник". Указанные лица, не получившие удостоверение ветерана Великой Отечественной войны нового образца, реализуют свои права и льготы на основании имеющихся у них удостоверений, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г. В этом случае для названной категории граждан основанием для предоставления льготы служит удостоверение участника войны, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 г. N 907. В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 15 Федерального закона "О ветеранах";
- военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно - учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период. Основанием для предоставления льготы является удостоверение ветерана Великой Отечественной войны единого образца, бланк которого утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122, либо удостоверение о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 12 мая 1988 г. N 621. В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 17 Федерального закона "О ветеранах";
- лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года и награжденные медалью "За оборону Ленинграда". Основанием для предоставления льготы является удостоверение ветерана Великой Отечественной войны единого образца, бланк которого утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122, либо удостоверение, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 мая 1985 г. N 416. В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 15 Федерального закона "О ветеранах".
Порядок оформления и выдачи удостоверений вышеперечисленным категориям граждан определен Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 г. N 69.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 "О предоставлении бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" распространены льготы, предоставляемые участникам Великой Отечественной войны, на бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.
Основанием для предоставления льготы является соответствующее удостоверение о праве на указанную льготу, выданное территориальным органом социальной защиты населения.
Хотим обратить внимание, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. N 1186 "О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации" утратил силу Указ Президента Российской Федерации от 18 января 1994 г. N 163 "О социальных гарантиях и льготах гражданам, награжденным медалью "За оборону Ленинграда" и знаком "Жителю блокадного Ленинграда".
Пункт 7. В соответствии с общим направлением социальной политики Российской Федерации некоторые льготы по уплате земельного налога носят социальный характер. Так, от уплаты земельного налога освобождаются инвалиды I и II групп.
Льгота предоставляется на основании удостоверения инвалида, пенсионного удостоверения или справки врачебно - трудовой экспертной комиссии.
В соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий относятся:
- военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии;
- военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в Федеральном законе "О ветеранах";
- лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий;
- военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1951 года, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1957 года согласно решениям Правительства СССР;
- лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с февраля 1944 года по декабрь 1951 года и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период;
- лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств, и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий.
Инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий льгота предоставляется на основании удостоверения инвалида Отечественной войны либо удостоверения инвалида о праве на льготы, выданных в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209. В удостоверении производится отметка о группе инвалидности и о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона "О ветеранах".
Участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льгота предоставляется на основании удостоверений и справки учреждения медико - социальной экспертизы (ВТЭК) об инвалидности. В удостоверениях производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона "О ветеранах".
Пунктом 8 комментируемой статьи законодатель освободил от уплаты земельного налога земли, занятые полосой слежения вдоль Государственной границы Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 года N 4730-1 (ред. от 24.03.2001) "О Государственной границе Российской Федерации" органы государственной власти предоставляют согласно законодательству Российской Федерации земельные участки для нужд защиты Государственной границы, осуществляют контроль за использованием земли и соблюдением на этих участках законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды.
Пункт 9. Земли общего пользования населенных пунктов также полностью освобождаются от уплаты земельного налога.
К землям общего пользования населенных пунктов Земельный кодекс РСФСР (статья 76) относил земли, используемые в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно - бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий, и другие земли, служащие для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта. К другим землям можно отнести земли, занятые тротуарами, второстепенными проездами к отдельно стоящим жилым зданиям, газонами, оранжереями благоустройства, междомовыми санитарно - защитными зонами, противошумовыми зонами, зелеными междомовыми насаждениями, кладбищами, крематориями, бомбоубежищами.
Хотя новый Земельный кодекс РФ не содержит определения земель населенных пунктов, но по смыслу этого Закона к землям населенных пунктов относятся те же категории земель, перечисленные в Земельном кодексе РСФСР. Видимо, в актах, принятых в развитие Земельного кодекса РФ, эти положения получат свое подтверждение (то есть будет дан перечень земель, относящихся к землям общего пользования населенных пунктов).
Комментируемым Законом не предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога организаций жилищно - коммунального хозяйства. При этом земли, выделенные конкретной организации, в том числе жилищно - коммунального хозяйства, не могут рассматриваться как земли общего пользования в силу своей индивидуальной определенности.
Поэтому организации по эксплуатации водопроводных, тепловых и газовых распределительных сетей и распределению воды, тепла и газа, организации по эксплуатации сетей и организации других подотраслей коммунального хозяйства подлежат обложению земельным налогом на общих основаниях как за земли, предоставленные для осуществления их деятельности, так и за земли, занятые их строениями и сооружениями (золоотвалами, карьерами, водохранилищами, водонапорными узлами, станциями перекачки, котельными, очистными сооружениями, тепломагистралями и др.), кроме подземных и внутридомовых водопроводных, канализационных, тепловых и газовых трубопроводов (письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 27 апреля 2001 года N ВТ-6-04/351).
В соответствии с пунктом 10 комментируемой статьи от уплаты земельного налога освобождаются учреждения физической культуры и спорта, туризма, спортивно - оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно - спортивных учреждений) независимо от источника финансирования.
При этом льгота по уплате земельного налога предоставляется организации в части земельных участков, на которых располагаются спортивные сооружения.
Согласно пункту 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н (ред. от 24.03.2000), сооружения относятся к основным средствам организации.
Федеральным законом от 29.04.99 N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" установлено, что спортивными сооружениями являются объекты, предназначенные для занятий граждан физическими упражнениями, спортом и проведения спортивных зрелищных мероприятий.
Спортивные сооружения разрешается использовать только по прямому назначению - в целях, связанных с проведением культурных и иных спортивно - зрелищных мероприятий.
Учитывая изложенное, земли, занятые спортивными сооружениями (стадионы, хоккейные площадки, теннисные корты и другие сооружения), находящиеся на балансе организаций или являющиеся их структурными подразделениями, освобождаются от уплаты земельного налога, за исключением тех спортивных сооружений, деятельность которых не соответствует профилю этих спортивных сооружений.
Пункт 11 освобождает от уплаты земельного налога высшие учебные заведения, научно - исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно - исследовательские учреждения министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 комментируемой статьи от уплаты земельного налога освобождаются государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации, государственные предприятия водных путей и гидросооружений Министерства транспорта Российской Федерации, предприятия, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта, в том числе за земли, покрытые водой, и искусственно созданные территории при строительстве гидротехнических сооружений, за земли, занятые федеральными автомобильными дорогами общего пользования, аэродромами, аэропортами и ремонтными заводами гражданской авиации, сооружениями и объектами аэронавигации, отнесенными к федеральной собственности.
Обратим внимание на порядок предоставления льгот по уплате земельного налога районными (городскими) узлами почтовой связи и отделениями почтовой связи. В соответствии с пунктом 12 комментируемой статьи от уплаты земельного налога освобождаются государственные предприятия связи.
Согласно Федеральному закону от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" объектами почтовой связи являются обособленные подразделения организаций почтовой связи (почтамты, прижелезнодорожные почтамты, отделения перевозки почты при железнодорожных станциях и аэропортах, узлы почтовой связи), а также их структурные подразделения (почтовые обменные пункты, отделения почтовой связи, пункты почтовой связи и другие подразделения).
Объекты почтовой связи не предназначены для обеспечения распространения (трансляции) государственных программ телевидения и радиовещания. При этом льготы по налогам могут быть предусмотрены только законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, освобождение районных (городских) узлов почтовой связи и отделений почтовой связи от уплаты земельного налога Законом Российской Федерации "О плате за землю" не предусмотрено.
Также в соответствии с пунктом 12 от уплаты земельного налога освобождаются и организации за земли, занятые аэродромами, аэропортами и ремонтными заводами гражданской авиации, сооружениями и объектами аэронавигации, отнесенными к федеральной собственности.
Согласно ст. 40 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ аэропортом является комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников, а аэродром - это участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Магазин и автостоянка не относятся к сооружениям, предназначенным для приемки и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок.
Учитывая изложенное, авиапредприятие обязано уплачивать земельный налог за земельные участки, на которых расположены автостоянка и магазин, в общеустановленном порядке.
Комментируя положения пункта 12 об искусственно созданных территориях при строении гидротехнических сооружений, отметим, что к ним следует относить участки площади предприятий, образованные на дне морей, рек, озер, водохранилищ или затапливаемых участках берега путем намыва, отсыпки грунта, либо установки специальных конструкций и сооружений. К ним, в частности, относятся намытые или отсыпанные территории и площадки морских и речных портов, баз технического обслуживания флота, молы, пирсы, судоподъемные сливы, оградительные и берегоукрепительные сооружения и т.п.
Также заметим, в целях комментируемой статьи (пункт 12), что к землям, занятым федеральными автомобильными дорогами общего пользования, относятся земли в пределах полосы отвода этих дорог со всеми входящими в их состав зданиями и сооружениями (земляное полотно, проезжая часть дороги, мосты, трубы, водоотводные, защитные и другие инженерно - дорожные сооружения, дорожные знаки и указатели, здания линейно - эксплуатационной службы и другие объекты, имеющие специальное назначение по обслуживанию указанных дорог).
В полосу отвода автомобильных дорог входят и земельные участки, необходимые для защитных лесонасаждений и устройств в местах, подверженных снежным и песчаным заносам и другим природным воздействиям.
Размер земельных участков для защитных лесонасаждений и устройств, равно как и полосы отвода в целом, определяется органами местного самоуправления в соответствии с утвержденными нормами и проектно - сметной документацией.
Освобождаются от уплаты земельного налога предприятия, государственные учреждения и организации воздушного транспорта и федерального унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (Госкорпорация по ОВД) за земли, занятые аэродромами, аэропортами и ремонтными заводами гражданской авиации, сооружениями и объектами аэронавигации, отнесенными к федеральной собственности.
Аэропортом является комплекс сооружений, предназначенный для приема и отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющих для этих целей аэродром, аэровокзал и другие наземные сооружения и необходимое оборудование, а аэродром (вертодром, гидроаэродром) - это земельный или водный участок, включая здания, сооружения и оборудование, предназначенный для взлета, посадки и обслуживания воздушных судов. Границы отвода земельных участков для указанных целей определяются генпланом, утвержденным органами местного самоуправления.
О распространении льгот по земельному налогу на организации по производству и ремонту судов в соответствии с пунктом 12 комментируемой статьи. Заметим, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные организации водных путей и гидросооружений Министерства транспорта Российской Федерации, предприятия, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта, в том числе за земли, покрытые водой, и искусственно созданные территории при строительстве гидротехнических сооружений.
При этом льгота по уплате земельного налога предоставляется организациям морского и речного транспорта (в том числе предприятиям и государственным учреждениям) независимо от их подведомственности Министерству транспорта Российской Федерации.
Согласно Общесоюзному классификатору "Отрасли народного хозяйства" 1 75 018, утвержденному 1 января 1976 года (в редакции от 15.02.2000), организации по производству судов всех типов, включая спортивные суда, яхты и лодки, относятся к судостроительной промышленности (код по ОКОНХу - 14740), а специализированные организации по ремонту морских, озерных и речных судов, судового оборудования, механизмов и приборов, организации по ремонту специальных судов и кораблей относятся к отрасли "Промышленность" (код по ОКОНХу - 14921 - ремонт судов).
Учитывая, что организации по производству и ремонту судов не относятся к организациям морского и речного транспорта, предоставление им льготы по земельному налогу, предусмотренной пунктом 12, не является правомерным.
Пункт 13 комментируемой статьи освобождает от уплаты налога на землю предприятия, научные организации и научно - исследовательские учреждения за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации.
Обратим внимание на распространение льгот по уплате земельного налога на организации, имеющие земельные участки, на которых расположены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве.
Статьей 15 Федерального закона от 26.02.97 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" было установлено, что земельный налог, арендная плата и иные платежи за пользование землей, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения материальных ценностей мобилизационного резерва и мобилизационных запасов, не взимаются.
Однако статья 15 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" утратила силу согласно Федеральному закону от 24.03.2001 N 33-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".
В связи с этим освобождение от уплаты земельного налога за пользование землей на условиях, ранее предусмотренных статьей 15 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", может быть осуществлено только в части, закрепленной в п. 13 ст. 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Пункт 14 освобождает от уплаты земельного налога земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2000 N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии является федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 3 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.99 N 498, Госстандарт России осуществляет свою деятельность непосредственно и через находящиеся в его ведении центры стандартизации, метрологии и сертификации и государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений. При этом в ведении Госстандарта России находятся центры стандартизации, метрологии и сертификации и другие организации согласно приложению.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.94 N 100 "Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг" (в редакции от 02.10.99 N 1104) установлено, что подведомственные Комитету Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации центры стандартизации и метрологии являются территориальными органами этого Комитета и осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за соответствием государственным стандартам сертифицированной продукции и продукции, соответствие которой подтверждено декларацией о соответствии, а также государственный метрологический контроль и надзор.
Таким образом, центры стандартизации и метрологии являются территориальными органами Комитета по стандартизации и метрологии. Учитывая изложенное и то, что центры стандартизации и метрологии осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов, т.е. обеспечивают выполнение части функций Госстандарта России, на эти организации распространяется льгота по земельному налогу, установленная пунктом 14 комментируемой статьи.
Теперь обратим внимание на вопрос об отнесении Главных управлений (Национальных банков) Центрального банка Российской Федерации к органам государственной власти и распространении на них льготы по земельному налогу, установленной пунктом 14 комментируемой статьи.
В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Статьями 94 и 95 Конституции Российской Федерации определено, что законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание - Парламент Российской Федерации, который состоит из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Статьей 118 Конституции Российской Федерации определено, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Исполнительную власть Российской Федерации согласно ст. 110 Конституции Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Статья 11 Конституции Российской Федерации устанавливает, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, а государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Таким образом, Центральный банк Российской Федерации не является органом государственной власти Российской Федерации, и подведомственные ему Главные управления (Национальные банки) Центрального банка Российской Федерации не имеют права на льготу по уплате земельного налога в соответствии с пунктом 14 как органы государственной власти.
В соответствии с пунктом 15 комментируемой статьи от уплаты земельного налога освобождаются санаторно - курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной, а также профсоюзной собственности.
Таким образом, от уплаты земельного налога в соответствии с пунктом 15 освобождаются организации, осуществляющие деятельность по профилю санаторно - курортных и оздоровительных учреждений и учреждений отдыха (в том числе баз отдыха). При этом имущество организации должно находиться в государственной, муниципальной и (или) профсоюзной собственности. Организации, основными видами деятельности которых не являются санаторно - курортная и оздоровительная деятельность или организация массового отдыха населения, на балансе которых находятся отдельные объекты санаторно - курортного и оздоровительного профиля и (или) в состав которых входят структурные подразделения, ведущие указанную деятельность, не могут быть признаны санаторно - курортными и оздоровительными учреждениями, учреждениями отдыха. Такие организации подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Вместе с тем организации, полностью освобожденные от уплаты земельного налога на основании комментируемой статьи, освобождаются от уплаты земельного налога и за земли, занятые их базами отдыха.
Пункт 16 освобождает от уплаты налога на землю внутренние, железнодорожные и пограничные войска, войска гражданской обороны за земли, предоставленные для их размещения и постоянной деятельности.
Пункт 17 освобождает от уплаты земельного налога граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с учетом изменений и дополнений) это:
- граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, включая III группу, из числа:
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
- граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
- военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно - подъемный, инженерно - технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;
- лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения;
- граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие";
- младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
- граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
- военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения;
- граждане, занятые на работах в зоне отчуждения;
- граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;
- граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;
- граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом;
- граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;
- граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);
- граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;
- военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.
Обратим внимание, что к лицам, проходящим (проходившим) военную службу (службу), относятся: офицерский состав, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, военнослужащие - женщины, сержантский и рядовой состав, находящийся на действительной срочной военной службе в Вооруженных Силах, войсках и органах государственной безопасности, внутренних войсках, железнодорожных войсках и других воинских формированиях, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел.
Если радиационный ущерб причинен и (или) риск его причинения увеличился вследствие умысла потерпевшего, то в компенсациях и льготах потерпевшему должно быть отказано либо размер их должен быть уменьшен по решению суда.
Гражданам, постоянно проживавшим в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение в период после 26 апреля 1986 года до 1 января 1991 года, выехавшим из них, а затем вернувшимся в указанные зоны для постоянного проживания, компенсации и льготы предоставляются исходя из времени проживания или работы в соответствующей зоне, исчисленного с начала проживания в этой зоне до выезда из нее, при условии, что указанные граждане не получали благоустроенное жилье на новом месте жительства или ссуду в соответствии с пунктами 7, 8, 10 и 11 статьи 17 или со статьей 22 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также в случае возврата органам исполнительной власти жилья, построенного за счет средств, направленных на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Порядок установления времени проживания или работы в указанных зонах определяется Правительством Российской Федерации. Документы, подтверждающие неполучение гражданами на новом месте жительства указанного жилья или ссуды, выдаются соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" право на льготу имеют:
- граждане, получившие лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием р

Следующая статья »
К тексту закона »
Читайте также
Популярные документы