Судейское сообщество получит полномочия

Д. ГВОЗДЕВ
Д. Гвоздев, обозреватель.
Государственная Дума приняла новый законодательный акт, логично вписывающийся в рамки осуществляемой в стране судебной реформы. Это - Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", о котором в парламенте говорили еще в прошлом году, когда вносились изменения и дополнения в законы о судебной системе, статусе судей и Конституционном Суде.
Вопреки скептикам
Если вернуться к парламентским дебатам на весенней и осенней сессиях 2001 г., можно вспомнить, что тогда были попытки детально прописать нормы судейского самоуправления именно в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации". На пленарном заседании Госдумы в конце ноября некоторые выступавшие, в т.ч. и представители Верховного Суда РФ, опасались, что закон об органах судейского сообщества буксует, неизвестно, когда он будет принят. Были даже предположения, что он появится чуть ли не через пять лет. Однако реальность, похоже, опровергла прогнозы скептиков. В феврале нынешнего года Дума во втором, а затем и в третьем чтении одобрила этот законопроект, и теперь (после четвертого чтения) его судьбу будут решать Совет Федерации и Президент РФ. Есть все основания полагать, что судейское сообщество вскоре получит не какие-нибудь "изменения" и "дополнения", а новенький с иголочки полноценный закон, детально регламентирующий все стороны общественного бытия "третьей власти".
Это, конечно, не означает, что закон создавался на пустом месте. Со дня его вступления в силу будут признаны утратившими силу несколько предшествовавших ему законодательных актов. В частности, Указ Президиума Верховного Совета РСФСР "Об утверждении Положения о порядке созыва и проведения конференции судей судов РСФСР" от 6 декабря 1989 г. Кроме того, установлено, что один из ключевых документов, регулирующих данную сферу, а именно Положение о квалификационной аттестации судей, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ "Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей и Положения о квалификационной аттестации судей" от 13 мая 1993 г. N 4960-1, будет применяться в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Итак, налицо явное повышение статуса регулирующего акта, что свидетельствует о том, что судебная реформа, как бы ни критиковались у нас в последнее время суды различных инстанций за те или иные "нашумевшие" решения, явно набирает ход. Вместо указов и постановлений, принятых существовавшими еще до вступления в силу нынешней Конституции Верховными Советами, на свет появляется объемистый закон, состоящий из 5 глав и 29 статей.
Как же он трактует ключевые понятия судейского сообщества? Согласно п. 2 ст. 3 законопроекта органами судейского сообщества в Российской Федерации являются: Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов РФ; Совет судей РФ; советы судей субъектов РФ; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ; квалификационные коллегии судей субъектов РФ. При этом согласно п. 3 этой же статьи деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.
Все на выборы!
Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который созывается один раз в четыре года Советом судей РФ. Делегаты на съезд избираются согласно определенным нормам представительства. Например, от судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - по десять судей, от судей каждого федерального арбитражного суда округа - по два судьи, от судей каждого верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа - по одному судье, а также дополнительно по одному судье от каждых 50 судей каждого верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа. Кроме того, по определенным нормам избираются на съезд делегаты от арбитражных судов субъектов РФ, судей окружных (флотских) военных судов, судей гарнизонных военных судов, судей районных судов, судей от каждого конституционного (уставного) суда субъекта РФ и даже от мировых судей. В частности, от мировых судей избирается по одному делегату от каждого субъекта РФ. Итак, мы видим, как закреплено в проекте закона представительство от таких новых административных единиц, как федеральные округа, а также такой новой категории, как мировые судьи.
В законопроекте прописан и механизм выборов делегатов на съезд. Так, п. 3 ст. 6 гласит, что делегаты на съезд от судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов избираются на общих собраниях судей этих судов, а делегаты от судей иных судов - на конференциях судей субъектов РФ.
Делегаты съезда избирают тайным голосованием членов Совета судей РФ, однако тоже по достаточно сложной процедуре. В Совете судей законопроектом устанавливаются нормы представительства для судей различных судов. Например, от судей КС, ВС и ВАС РФ в нем будет по два судьи, от судей федеральных арбитражных судов округов - три судьи, и т.д. При этом члены Совета судей, представляющие судей судов всех видов и уровней, избираются тайным голосованием делегатами съезда от соответствующих судов из своего состава на раздельных собраниях делегатов.
Складывается впечатление, что этот "разделительный" принцип, которым буквально пропитан весь законопроект, взят откуда-то из старых времен. В судейском сообществе словно искусственно консервируется некая сословность, кастовость. Безусловно, у различных судебных инстанций существует своя специфика. Однако пойдет ли такое количество раздельных голосований на пользу общей реформе судебной системы в стране, приближению ее к нормам демократического общества? Вспомним, что в свое время и пресловутое ленинское письмо к съезду по известным соображениям было предложено зачитывать "на делегациях", а не перед всеми собравшимися. К чему это привело, увы, хорошо известно.
А между тем полномочия Совета весьма велики. Ведь именно он (а не съезд) избирает из своего состава подотчетных ему председателя Совета судей РФ и его заместителей, а также Президиум Совета судей РФ. Вот и здесь напрашивается недавняя историческая параллель, когда президента избирал не народ, а нардепы. Но если в политике страна отказалась от подобной практики, зачем цепляться за двухступенчатую систему в отношении служителей Фемиды?
Обошлись без адвокатов
Справедливости ради следует отметить, что именно на съезде судей (а не на заседании Совета) избираются судьи в состав такого важнейшего органа, как Высшая квалификационная коллегия судей РФ. Совет судей как некий рабочий орган лишь избирает судей в состав ВКК вместо выбывших в период между съездами. Однако принцип раздельного голосования восторжествовал и при избрании членов ВКК. Законопроект гласит, что она формируется в количестве 29 человек по следующим нормам представительства: от судей Верховного Суда РФ - два судьи; от судей Высшего Арбитражного Суда РФ - два судьи; от судей федеральных арбитражных судов округов - три судьи; от судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов - четыре судьи; от судей окружных (флотских) военных судов - три судьи. Десять членов коллегии - представители общественности назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Один член коллегии - представитель Президента РФ назначается Президентом РФ. При этом судьи в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ избираются тайным голосованием на съезде делегатами съезда от соответствующих судов из своего состава на раздельных собраниях делегатов.
Вообще, сама технология формирования ВКК (а нормативный принцип присутствует и при формировании судейских коллегий в субъектах Федерации) вызвала в свое время много нареканий со стороны некоторых депутатов Госдумы. Говорилось, в частности, о серьезном влиянии Совета Федерации (и соответственно, законодательных органов государственной власти субъектов Федерации) на кадровый состав судейских коллегий, и о критериях, по которым отбираются вышеупомянутые "представители общественности". Например, п. 8 ст. 11 законопроекта гласит, что представителями общественности, представителями Президента РФ в квалификационных коллегиях судей могут быть граждане РФ, достигшие 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков, не замещающие государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, не являющиеся адвокатами (при этом судьи не отказываются играть заметную роль в органах адвокатского сообщества, которую отводит им проект Закона об адвокатуре - например, принимать экзамены). Впрочем, уже в недалеком будущем практика покажет, кто же станет у нас представлять общественность в судейских коллегиях.
А квалификационным коллегиям, между прочим, отводится важная роль в реформе судебной системы. Именно они и их президиумы в соответствии с обновленным судебным законодательством играют ключевую роль в вопросах аттестации судейского корпуса, проверке достоверности сведений, представленных кандидатами на вакантные должности. Коллегии обладают правом налагать дисциплинарные взыскания на судей, приостанавливают, возобновляют либо прекращают их полномочия, осуществляют многие другие функции в соответствии с федеральными (в т.ч. и конституционными) законами.
Как бы то ни было, проект Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", по-видимому, скоро получит путевку в жизнь. Он дает немалые возможности для того, чтобы судебная система в стране повысила свою независимость от других ветвей власти. А это, в конечном итоге, и есть залог построения в России правового государства.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 31.12.1996 N 1-ФКЗ
"О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС РФ от 13.05.1993 N 4960-1
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КОЛЛЕГИЯХ СУДЕЙ И ПОЛОЖЕНИЯ О КВАЛИФИКАЦИОННОЙ АТТЕСТАЦИИ СУДЕЙ"
УКАЗ Президиума ВС РСФСР от 06.12.1989
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ СОЗЫВА И ПРОВЕДЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ СУДЕЙ СУДОВ РСФСР"
Бизнес-адвокат, N 5, 2002

Комментарии к законам »
Читайте также