Конституционно - правовые основы формирования правового механизма защиты прав налогоплательщиков

ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
В.Г. СЕРИН
Серин Валерий Геннадьевич, преподаватель Чебоксарского филиала (института) МГОУ (Московского Государственного Открытого Университета).
Рассмотрение правого регулирования защиты прав налогоплательщиков в Российском законодательстве необходимо начать с Конституции Российской Федерации, которая определяет общий правовой режим обжалования неправомерных действий и решений должностных лиц.
Согласно ст. 15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Прямое действие Конституции означает, что она подлежит реализации независимо от наличия конкретизирующих и развивающих ее нормативных актов.
Однако есть конституционные нормы, которые без таких актов реализованы быть не могут. В данном случае прямое действие Конституции заключается в том, что законодатель обязан издать соответствующий федеральный закон.
Большинство же конституционных норм вполне применяются непосредственно, однако без их законодательной конкретизации и развития в их применении могли бы возникнуть нежелательные в системе правовых норм многочисленные пробелы. Но если конкретизирующего нормативного акта нет, правоприменитель обязан принять необходимое решение непосредственно на базе Конституции.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Закрепленная в ч. 1 рассматриваемой статьи 46 Конституции России гарантия судебной защиты является важнейшим и эффективным средством реализации провозглашенных в ст. 2 Конституции положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - одна из важнейших обязанностей государства.
Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право гражданина подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны, обязанность последнего - рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.
В части 2 указанной статьи Конституции развиваются общие положения о праве на судебную защиту, содержащиеся в ч. 1. Раскрытию ее положений и проведению их в жизнь служит Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" с изменениями и дополнениями от 14 декабря 1995 г.
Этот Закон гарантирует право на судебную защиту, расширяет его, по сравнению с действовавшими ранее законодательными актами (два предыдущих закона по этому вопросу: Законы 1987 г. и 1989 г.). Законы 1987 г. и 1989 г. не предусматривали обжалования в суд решений и действий государственных органов, кроме органов государственного управления, а также обжалования решений и действий общественных объединений. Сейчас сняты ограничения, препятствовавшие обращению в суд.
Новый закон направлен на повышение ответственности государственных органов, должностных лиц, всех государственных служащих за ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей, нарушения положений действующего законодательства, законных прав и охраняемых интересов организаций и граждан.
Названный Закон представляет интерес также в связи с тем, что содержит как принципы, так и нормы, определяющие общий правовой режим обжалования действий, решений должностного лица, нарушающего права, вышестоящему в порядке подчиненности органу, должностному лицу, государственному служащему.
Статьей 4 рассматриваемого Закона (определяет порядок подачи жалобы) предусмотрено право гражданина обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.
Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.
Предметом обжалования по указанному Закону являются решения и действия указанных в нем органов и лиц. Под решением понимается, как правило, письменный официальный документ (например, постановление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выборного органа, приказ, распоряжение, резолюция на заявлении, ответ на письмо и т.д.). При этом как суду, так и вышестоящему должностному лицу или государственному органу нужно проанализировать не только суть просьбы или ходатайства, но и доводы, мотивы, оценить обоснованность ссылок на те или иные нормы, именно письменной формы.
Гражданин вправе обжаловать как действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решения) информацию либо то и другое одновременно. К официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действия (принятия решений).
В связи с возникшими вопросами у судов при рассмотрении дел по применению положений названного Закона Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 21 декабря 1993 г. N 10 "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан" дал разъяснения, которыми суды руководствуются при применении положений закона.
Под органами государственной власти понимаются любые органы власти, образуемые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в ее составе, другими законодательными актами.
К органам местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
При решении вопроса об обжаловании неправомерных действий того или иного работника нередко возникает вопрос, является ли он должностным лицом. В упомянутом Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 от 21 декабря 1993 г. разъяснено, что в судебном порядке, на основании закона, могут быть обжалованы действия всех лиц, которые постоянно или временно занимают в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от формы собственности в кооперативных, общественных организациях, объединениях должности, связанные с выполнением организационно - распорядительных или административно - хозяйственных обязанностей, либо исполняющих такие обязанности по специальному полномочию.
Обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека возлагается ст. 5 Федерального закона от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" и на государственных служащих, под которыми понимаются граждане Российской Федерации, исполняющие в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Действие упомянутого Закона от 27 апреля 1993 г. в отношении государственных служащих в настоящее время распространяется также на муниципальных служащих (которые приравнены федеральным законодательством к государственным служащим).
В соответствии с названным выше Законом об обжаловании действий, нарушающих права граждан, (в редакции от 14 декабря 1995 г.) в отношении государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), признанные незаконными, суд определяет меру ответственности государственного служащего, предусмотренную Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации", другими федеральными законами, вплоть до представления о его увольнении со службы. Ответственность может быть возложена как на тех, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и на тех, кем представлена информация, ставшая основанием для этих незаконных действий (решений).
Фактическое состояние дел свидетельствует об отсутствии реальной правоприменительной практики указанных положений федерального законодательства.
Убытки, моральный вред, причиненные гражданину незаконными действиями (решениями), а также представлением недостоверной информации, возмещаются в порядке, установленном ГК РФ. Однако до настоящего времени нет соответствующего механизма, определяющего порядок реализации данного положения.
В соответствии с действующим общим конституционно - правовым режимом защита гражданских прав в административном порядке осуществляется в случаях, предусмотренных законом.
Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.
В суд можно обжаловать и постановления по делам об административных правонарушениях. Это право предоставлено лицу, в отношении которого они вынесены, а также потерпевшему.
Главную роль в защите гражданских прав выполняют суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Что же касается третейских судов (к числу таких постоянно действующих судов относятся Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово - промышленной палате Российской Федерации), то они могут разрешить только те споры, которые им переданы по соглашению сторон. Если решение такого суда не исполняется добровольно, вопрос решается выдачей исполнительного листа суда общей юрисдикции или арбитражного суда.
Однако судебное разбирательство всегда носит длительный характер. Возбуждение процедуры судебного разбирательства всегда обусловлено уплатой государственной пошлины, в ходе рассмотрения дела возникают дополнительные расходы, судебные издержки. В связи с указанными обстоятельствами целесообразным может быть обжалование действий, решений должностных лиц, нарушающих права лиц, вышестоящему должностному лицу или органу.
В ряде случаев это может быть более эффективным и менее затратным способом защиты прав. Рассмотрение общеправового режима регулирования обжалования действий должностных лиц, нарушающих права и свободы, позволяет сделать вывод о том, что на уровне федерального законодательства нет единого закона, определяющего порядок досудебного (административного) обжалования действий (бездействий) должностных лиц государственных органов, в том числе налоговых органов, нарушающих права и законные интересы налогоплательщиков.
Соблюдение прав налогоплательщиков обеспечивается наличием эффективной системы защиты как в отношении исполнительных органов, осуществляющих сбор налогов, так и в отношении представительных органов, облагающих налогом.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ЗАКОН СССР от 02.11.1989 N 719-1
"О ПОРЯДКЕ ОБЖАЛОВАНИЯ В СУД НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, УЩЕМЛЯЮЩИХ ПРАВА
ГРАЖДАН"
ЗАКОН РФ от 27.04.1993 N 4866-1
"ОБ ОБЖАЛОВАНИИ В СУД ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХ ПРАВА И
СВОБОДЫ ГРАЖДАН"
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.07.1995 N 119-ФЗ
"ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 05.07.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.08.1995 N 154-ФЗ
"ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 12.08.1995)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.1993 N 10
"О РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ ЖАЛОБ НА НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, НАРУШАЮЩИЕ
ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН"
Конституционное и муниципальное право, N 1, 2002

Специфика республиканской формы правления в отдельных субъектах российской федерации  »
Комментарии к законам »
Читайте также