Лица, находящиеся на иждивении военнослужащего: порядок оформления и юридические последствия

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Н.А. НОВИКОВ
Н.А. Новиков, подполковник юстиции запаса.
В ходе военной реформы в Российской Федерации важное значение приобретают соблюдение законодательства о военной службе и статусе военнослужащих, а также гарантированная Конституцией Российской Федерации судебная защита прав и свобод граждан, в том числе военнослужащих и членов их семей. Имеющиеся в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" ограничения некоторых конституционных прав военнослужащих имеют исчерпывающий перечень, не подлежат распространению на членов семей военнослужащих и произвольному расширению по усмотрению должностных лиц.
Ни в одном законодательном акте Российской Федерации и ее субъектов не содержатся ограничения прав военнослужащих в области жилищных, семейных отношений, но нередки случаи, когда органы военного управления под различными предлогами ограничивают указанные права. В п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подчеркивается, что государство гарантирует предоставление военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений, а в п. 3 данной статьи Закона военнослужащим и членам их семей предоставляется право до получения жилых помещений по нормам, установленным законом, регистрироваться по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
Более того, согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и данным законом.
Жилищные и семейные правоотношения с участием военнослужащих не имеют особенностей или ограничений и регулируются Жилищным кодексом РСФСР, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и т.д.
Казалось бы, в сферах жилищных и семейных отношений у военнослужащих не должно возникать вопросов, но в силу экономических и иных преобразований в обществе проблемы в области реализации жилищных и иных прав военнослужащих вновь становятся злободневными, и для разрешения спорных вопросов, защиты своих нарушенных прав военнослужащие, а также гражданские лица - члены их семей вынуждены обращаться в судебные органы. В частности, у военнослужащих часто возникают вопросы, связанные с правовым институтом иждивенчества и сопутствующими ему юридическими последствиями.
Вопрос о том, кто является лицами, находящимися на иждивении военнослужащего, непосредственно связывается органами военного управления с определением круга лиц, являющихся членами семьи военнослужащего, при решении проблемы обеспечения их жилой площадью и предоставления иных льгот и социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом "О статусе военнослужащих", поскольку в п. 5 ст. 2 данного Закона к членам семьи военнослужащего относятся также лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В ч. 3 п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9 указано, что "при решении вопроса о том, кого следует относить к ЧЛЕНАМ СЕМЬИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО (выделено автором), имеющего право на обеспечение жильем, следует исходить из положений ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР". В п. 17 данного Постановления указано: "В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на неусыновленных детей супруга военнослужащего от другого брака, а также других родственников (не являющихся членами его семьи) льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом для членов семей военнослужащих, могут распространяться только при условии нахождения этих лиц на иждивении военнослужащего". Таким образом, анализ правовых норм, содержащихся в п. 5 ст. 2, ст. ст. 3, 4, ст. ст. 15, 16, п. п. 1, 2 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в их системном рассмотрении указывает на разграничение понятий члена семьи военнослужащего и лица, находящегося на иждивении военнослужащих, на соотношение их как общего и частного, поскольку можно быть членом семьи военнослужащего, но не являться иждивенцем военнослужащего; можно являться иждивенцем, но не иметь права на обеспечение жилой площадью совместно с военнослужащим.
Вопросы о том, кто является членами семьи и лицами, находящимися на иждивении военнослужащего, порядке оформления иждивения и юридических последствиях являются актуальными, требуют подробного рассмотрения, поскольку должностными лицами органов военного управления иждивение увязывается с местом совместного жительства и регистрации (прописки) на жилой площади военнослужащего и лиц, претендующих на признание его иждивенцами, отказывается во вселении или регистрации последних.
Понятие круга членов семьи военнослужащего
Прежде всего необходимо рассмотреть вопрос о членах семьи военнослужащего и иждивенцах, поскольку в практике органов военного управления, судебных органов возникает вопрос о том, какое содержание вкладывается в понятия "члены семьи военнослужащего" и "иждивенцы" применительно к жилищным правам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы. Круг членов семьи, связанных правами и обязанностями, законодателем по-разному определяется в зависимости от целей правового регулирования в различных отраслях права - в семейном, уголовном, жилищном, военном, административном, налоговом и т.д. В Семейном кодексе РФ нет общего понятия семьи. Понятие семьи имеет социологическое, а не юридическое определение, в связи с чем законодателем и определяется конкретный круг членов семьи исходя из целей правового регулирования и возникших отношений, т.е. на определение влияют не только родство, совместность проживания, но и ряд других факторов: например, нахождение на иждивении, выполнение определенных действий в отношении военнослужащего или военнослужащим и т.д.
В связи с этим необходимо отметить, что круг лиц, составляющих юридическое понятие "члены семьи военнослужащего", определяется в зависимости от того, какой отраслью права регулируются спорные правоотношения и каким законодательством определяется их качество, количество и соответствующее распространение (или нераспространение) на них действия именно данных норм права (прав, льгот, обязанностей и ответственности).
Приведу несколько примеров. Круг лиц как членов семьи военнослужащего, обязанных предоставлять и имеющих право на материальное содержание и получение алиментов, определен Семейным кодексом РФ 1995 г.: гл. 13 "Алиментные обязанности родителей и детей", ст. ст. 80 - 88; гл. 14 "Алиментные обязанности супругов и бывших супругов", ст. ст. 89 - 92; гл. 15 "Алиментные обязанности других членов семьи", ст. ст. 93 - 98 (братьев, сестер, дедушки, бабушки, внуков, воспитанников, фактических воспитателей, пасынков, падчериц, отчима, мачехи).
Круг лиц, имеющих право как члены семьи военнослужащего на материальное возмещение и получение пособия на погребение, определен Законом РФ "О погребении и похоронном деле" от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ (в редакции от 7 августа 2000 г.). В п. 1 ст. 10 этого Закона предусмотрено, что лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, выплачивается пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг. При этом размер пособия не может превышать 1000 рублей. Таким образом, пособие на погребение выплачивается лицу, фактически осуществившему погребение. Если погребение осуществлено лицом, не состоящим в родственной связи с умершим, пособие на погребение выплачивается ему. Родственники умершего в этом случае права на получение названного пособия не имеют. Если умерший работал, то пособие выплачивается в организации, в которой он работал. Пособие на погребение умершего несовершеннолетнего члена семьи выплачивается по месту работы одного из его родителей или другого члена семьи. Пособие на погребение неработающего пенсионера выплачивается в органе, в котором он получал пенсию. В отношении военнослужащих имеются особенности. Нормы расходов на погребение умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел определены Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 460, в котором содержится перечень случаев, при которых погребение погибшего (умершего) гражданина осуществляется за счет министерств и иных федеральных органов, в которых он проходил военную службу (военные сборы, службу), а также виды оплаты ритуальных услуг, подлежащих оплате за счет этих органов. При этом оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным документами, но в размере не более 6000 рублей.
В случае смерти пенсионера из числа военнослужащих в соответствии с п. 21 Постановления Совета Министров - Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу..." от 22 сентября 1993 г. N 941 членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, подлежит выплате пособие на погребение в размере двухмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее ритуального пособия, установленного законодательством Российской Федерации.
Пособие на погребение не выплачивается, если похороны пенсионера произведены за счет государства.
Круг лиц, имеющих право как члены семьи военнослужащего на регистрацию совместно с военнослужащим по адресу воинской части в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г., определяется не нормами жилищного, пенсионного или гражданского законодательства, а нормами административного права: в г. Москве и Московской области - постановлением Правительства Москвы и Московской области, а также Инструкцией ГУВД г. Москвы "О применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области" от 19 мая 1999 г. N 9/2-160н или нормами подобных актов субъектов Российской Федерации.
Для выполнения административного действия - регистрации по месту жительства военнослужащего с членами семьи по адресу воинской части, право военнослужащего на которую при отсутствии другого жилья закреплено в п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г., - не имеет правового значения, регистрирует ли он своих родителей или родителей жены, факт наличия гражданства России, состояния их на иждивении данного военнослужащего и т.д., поскольку для регистрации вышеназванной Инструкцией ГУВД г. Москвы определен более расширенный перечень близких родственников со ссылкой на ст. 34 УПК РСФСР (подп. 9): родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг (в том числе граждане, прибывающие из государств - участников СНГ, - п. 1.3 Инструкции). Право на регистрацию является также административной обязанностью каждого и не может быть ограничено органами военного управления, на которые функции регистрации граждан законом не возлагаются.
Постановлением Московской городской думы от 31 января 2001 г. N 12 утверждено Положение о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, где содержится определение понятия семьи и "разграничение" семей, проживающих в одной квартире, для решения вопроса об улучшении жилищных условий: "п. 11. Улучшение жилищных условий граждан производится с учетом всех имеющихся в пользовании у граждан и членов их семей жилых помещений, в том числе принадлежащих им на праве собственности, а также с учетом гражданско - правовых сделок, совершенных ими с жилыми помещениями".
СУПРУГИ И ИХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ДЕТИ НЕЗАВИСИМО ОТ МЕСТА РЕГИСТРАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ ЧЛЕНАМИ ОДНОЙ СЕМЬИ (выделено автором).
Граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства или свойства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, считаются разными семьями.
О факте ведения раздельного хозяйства при проживании в одной квартире может свидетельствовать раздельная плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги и т.д., которая подтверждается раздельными лицевыми счетами - учетными документами, позволяющими эксплутационной организации вести учет начислений за оказанные услуги, наличия льгот и т.д.
Разделом лицевого счета обычно именуется "изменение договора найма жилого помещения", которое согласно ст. 85 ЖК РСФСР возможно по решению суда и лишь в квартире, являющейся муниципальной; к квартирам, находящимся в собственности граждан, а также являющимся ведомственным служебным фондом, данная статья неприменима.
Пленум Верховного Суда РСФСР в Постановлении "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" от 26 декабря 1984 г. N 5 (в редакции от 25 октября 1996 г.) указал (п. 9), что при распаде семьи, повлекшем необходимость обмена, составлявшие ее лица уже фактически не пользуются отдельной квартирой, вследствие чего они не вправе претендовать на предоставление им при обмене только отдельной квартиры.
Круг лиц, имеющих право как члены семьи военнослужащего на обеспечение совместно с военнослужащим жилой площадью по месту его службы в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", определяется нормами жилищного законодательства. В ч. 3 п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9 указано, что "при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющего право на обеспечение жильем, следует исходить из положений ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР".
Данное разъяснение высшей судебной инстанции стало возможным вследствие того, что Верховный Суд РФ применил материальный закон, а именно: в соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих относятся супруг, несовершеннолетние дети, дети в возрасте 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих, если иное не предусмотрено другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Иное предусмотрено ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР, которая к членам семьи нанимателя относит супруга, их детей и родителей, т.е. проживающих с ним совместно, независимо от состояния на иждивении и трудоспособности (например, отец военнослужащего, мать жены военнослужащего и т.д.). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения, если они проживают совместно с нанимателем

Квартплата и оплата военнослужащими коммунальных услуг (право в вооруженных силах, n 3, 2002)  »
Комментарии к законам »
Читайте также