Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 193 уголовного кодекса российской федерации(а.н. козырин)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОТОРОЕ ПРЕДУСМОТРЕНА СТАТЬЕЙ 193
УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Н. КОЗЫРИН
А.Н. Козырин, профессор, доктор юридических наук.
Преступление, выражающееся в невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте, посягает на установленный законом порядок осуществления валютных операций, а также на порядок перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации в части применения таможенных режимов.
Криминализация данного правонарушения объясняется, прежде всего, тем негативным влиянием, которое оказывает невозвращение на таможенную территорию Российской Федерации средств в иностранной валюте на ее экономическую безопасность. По экспертным оценкам до 1994 года величина невозвращаемой в Российскую Федерацию валютной выручки доходила до 60 процентов от всего стоимостного объема отечественного экспорта.
В частности, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года N 1300, отмечается, что кризисное состояние экономики является основной причиной возникновения угрозы национальной безопасности России. Существенное сокращение производства, снижение инвестиционной и инновационной активности, разрушение научно - технического потенциала, расстройство платежно - денежной системы, уменьшение доходной части федерального бюджета, рост государственного долга - основные проявления кризисного состояния экономики.
Эти угрожающие проявления характеризуются, в частности, увеличением объемов вывоза за пределы Российской Федерации валютных запасов, стратегически важных видов сырья при крайне неэффективном либо криминальном использовании прибыли, неконтролируемой утечкой капитала, неразвитостью финансовой, организационной и инфраструктурной поддержки российского экспорта, нерациональной структурой импорта.
В разделе IV Концепции (Обеспечение национальной безопасности) в качестве одного из основных направлений обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внешнеэкономической деятельности государства определено принятие эффективных мер в сфере валютного регулирования в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала. Для этого, наряду с обеспечением макроэкономической стабилизации, необходимо формирование действенной системы валютного контроля и надзора за соблюдением законодательства о внешнеторговой деятельности.
Механизм валютного контроля за экспортными операциями
Основой механизма валютного контроля за экспортными операциями является обязанность экспортера обеспечить зачисление экспортной валютной выручки на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации.
При осуществлении таможенного и валютного контроля и таможенного оформления товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта по внешнеторговым сделкам, предусматривающим расчеты в иностранной валюте, исходят из того, что обязательное зачисление в установленном порядке на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров в сроки, установленные законодательством для исполнения текущих валютных операций, является требованием таможенного режима экспорта в соответствии со статьей 98 Таможенного кодекса Российской Федерации (п. 7 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 года N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок"). Статья 98 Таможенного кодекса Российской Федерации устанавливает, что экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин и иных таможенных платежей, соблюдения мер экономической политики, выполнения других требований, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами по таможенному делу.
Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 года N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" также определял, что валютная выручка от экспорта или реализации товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если иное не установлено Банком России (п. 8).
Зачисление экспортной выручки в иностранной валюте на счет экспортера в кредитном учреждении за рубежом возможно только при наличии у него специального разрешения Банка России.
Таможенный орган, принимая товары к оформлению, требует сообщения реквизитов валютного счета, на который будет переведена экспортная выручка, и представления паспорта экспортной сделки, являющегося основным документом валютного контроля. После окончания таможенного оформления в уполномоченный банк направляется извещение о совершении экспортной поставки. Завершается контрольная процедура уведомлением таможенного органа о зачислении на счета в уполномоченном банке валютной выручки от экспорта товаров.
Таким образом, механизм валютного контроля за экспортными операциями основан на сопоставлении информации, передаваемой таможенными органами о стоимости экспортируемого товара и дате его перемещения через таможенную границу Российской Федерации, и информации уполномоченных банков о размере валютных средств, поступивших за данный товар, и дате поступления экспортной выручки.
Механизм валютного контроля за импортными операциями
С того момента, когда в полном объеме "заработал" механизм валютного контроля за поступлением экспортной валютной выручки, основным способом сокрытия валютных средств за рубежом стали не экспортные, а импортные операции. Чаще всего в этих целях использовался такой прием, как заключение фиктивного внешнеторгового контракта: российский покупатель переводил иностранному контрагенту валюту под заведомую непоставку товаров (предоплата без поставки товара или неэквивалентное поступление товара). Широко использовалась также практика авансовых платежей, означающая, по сути, предоставление российскими резидентами беспроцентного кредита иностранным организациям. По данным Банка России, основанным на отчетности коммерческих банков по "бестоварным" переводам, по фиктивным импортным контрактам из Российской Федерации ежемесячно уходило около 400 млн. долларов США.
С целью искоренения указанной практики был введен валютный контроль за импортными поставками.
Действующий в настоящее время механизм валютного контроля за импортными операциями строится на тех же принципах, что и контроль за экспортными операциями. Основным документом таможенно - банковского контроля является паспорт импортной сделки.
Импортеры - резиденты, заключившие сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты для приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме валютных средств, переведенных в их оплату, а в случае непоставки товара - обеспечить полный возврат валюты. Эта обязанность должна быть исполнена в сроки, установленные в договоре, но не позднее сроков, определенных для исполнения текущих валютных операций, исчисляемых со дня перевода валютных средств, если иное не разрешено Банком России (совместная Инструкция Банка России N 91-И и ГТК России N 01-11/28644 от 4 октября 2000 года "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров).
Расчеты по внешнеэкономическим сделкам российских импортеров осуществляются исключительно через счета резидентов, заключивших сделки с нерезидентами. Оплата ввозимого товара может осуществляться только со счета в банке импортера, то есть в уполномоченном банке либо его филиале, в котором открыт текущий валютный счет импортера и который по поручению последнего осуществляет расчеты за импортируемые по данному контракту товары и оформляет по нему паспорт импортной сделки.
Банк импортера производит платежи по импортному контракту, открытие импортных аккредитивов и выдачу банковских гарантий оплаты только при наличии подписанного паспорта импортной сделки. Любой иной способ оплаты импортируемого товара может быть совершен только при наличии у импортера специального разрешения (лицензии) Банка России на осуществление такой операции.
Механизм валютного контроля за бартерными операциями
Механизм валютного контроля за бартерными сделками в принципе соответствует моделям валютного контроля при совершении экспортных и импортных операций. Значительным шагом вперед стало распространение действия валютного контроля не только на торговлю товарами, но и на обмен услугами, работами, результатами интеллектуальной деятельности.
Основным документом в механизме валютного контроля за бартерными сделками является паспорт бартерной сделки, который оформляется до осуществления экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых бартерных операций и до начала таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в счет исполнения таких сделок.
Российские экспортеры, заключившие бартерные сделки, обязаны в сроки, установленные для исполнения текущих валютных операций, исчисляемые с даты выпуска таможенными органами вывозимых товаров либо с момента выполнения работ, оказания услуг и предоставления прав на результаты интеллектуальной деятельности, обеспечить ввоз в Российскую Федерацию эквивалентной по стоимости соответствующей продукции по бартеру. Превышение названного срока, а также исполнение иностранным контрагентом встречного обязательства без ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности допускается только при наличии соответствующего разрешения Министерства торговли Российской Федерации (Указ Президента РФ от 18 августа 1996 года N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок").
В случае изменения условий внешнеторгового договора, устанавливающих обмен товарами, работами, услугами или результатами интеллектуальной деятельности, на условия, предусматривающие осуществление расчетов в денежных или иных платежных средствах, российские лица обязаны обеспечить возврат этих средств в сумме, эквивалентной по стоимости экспортированным товарам, работам, услугам или результатам интеллектуальной деятельности, на свои счета в уполномоченных банках с соблюдением требований валютного законодательства.
Сроки исполнения текущих валютных операций
Разразившийся в августе 1998 года валютно - финансовый кризис привел к ужесточению норм валютного законодательства. Так, в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 29 декабря 1998 года "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" было внесено изменение в Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года "О валютном регулировании и валютном контроле", согласно которому срок совершения текущих валютных операций, связанных с кредитованием экспортно - импортных операций, был сокращен со 180 до 90 дней.
Таким образом, при совершении экспортных и импортных операций, не связанных с движением капитала, после вступления в силу названного Федерального закона средства в иностранной валюте должны поступать на территорию Российской Федерации в течение 90 дней с момента вывоза товаров на экспорт либо перевода денежных средств, соответственно.
Порядок предоставления и получения резидентами отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 29 декабря 1998 года "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики").
Объективная сторона преступления
Невозвращение на территорию Российской Федерации средств в иностранной валюте состоит в невыполнении обязанности перевести средства в иностранной валюте на счета в уполномоченном банке или иному управомоченному субъекту в установленные сроки путем обычного бездействия, невыдачи распоряжения о переводе, отказа от подписи банковских документов и т.п.
С учетом изложенного рассматриваемое деяние может выражаться в:
- незачислении валютной выручки от экспорта товаров по внешнеторговым сделкам, предусматривающим расчеты в иностранной валюте;
- невозвращении денежных средств, перечисленных за несостоявшуюся импортную поставку товаров;
- незачислении валютной выручки от экспорта товаров по внешнеторговым сделкам, предусматривающим обмен товарами, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности (в случае изменения условий договора).
Субъект и субъективная сторона преступления
Согласно диспозиции статьи 193 Уголовного кодекса Российской Федерации субъектом преступления является только руководитель организации, обязанный перечислить и контролировать перечисление валютных средств из-за границы.
Рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность своих действий и желает невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте.
Уголовная ответственность руководителя организации, независимо от формы собственности, наступает в том случае, если иностранная валюта в крупном размере, во-первых, находится за границей, а во-вторых, не была по его вине перечислена на счет в уполномоченный банк, несмотря на то что в соответствии с российским законодательством такое перечисление обязательно.
Непременным условием для привлечения к уголовной ответственности является крупный размер невозвращенных из-за границы средств в иностранной валюте: их сумма должна превышать 10000 установленных законом минимальных размеров оплаты труда.
Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте в соответствии со статьей 193 Уголовного кодекса Российской Федерации наказывается лишением свободы на срок до трех лет.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ЗАКОН РФ от 09.10.1992 N 3615-1
"О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ"
"ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.1998 N 192-ФЗ
"О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ В ОБЛАСТИ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ"
(принят ГД ФС РФ 16.12.1998)
УКАЗ Президента РФ от 14.06.1992 N 629
"О ЧАСТИЧНОМ ИЗМЕНЕНИИ ПОРЯДКА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПРОДАЖИ ЧАСТИ ВАЛЮТНОЙ
ВЫРУЧКИ И ВЗИМАНИЯ ЭКСПОРТНЫХ ПОШЛИН"
УКАЗ Президента РФ от 18.08.1996 N 1209
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ БАРТЕРНЫХ СДЕЛОК"
УКАЗ Президента РФ от 17.12.1997 N 1300
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ N 91-И, ГТК РФ N 01-11/28644 от 04.10.2000
"О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБОСНОВАННОСТЬЮ
ОПЛАТЫ РЕЗИДЕНТАМИ ИМПОРТИРУЕМЫХ ТОВАРОВ"

Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 190 уголовного кодекса российской федерации(а.н. козырин)  »
Комментарии к законам »
Читайте также