Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 189 уголовного кодекса российской федерации(а.н. козырин)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОТОРОЕ ПРЕДУСМОТРЕНА СТАТЬЕЙ 189
УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Н. КОЗЫРИН
А.Н. Козырин, профессор, доктор юридических наук.
Статьей 189 Уголовного кодекса Российской Федерации установлено уголовное преследование незаконного экспорта технологий, научно - технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники. Целью этой статьи является уголовно - правовая охрана порядка осуществления экспорта объектов интеллектуальной собственности, услуг, сырья, материалов и оборудования, имеющих особое значение для поддержания обороноспособности государства и международной безопасности, охраны жизни и здоровья населения, а также соблюдения международно - правовых обязательств Российской Федерации, законных прав и интересов Российской Федерации.
Объект и предмет преступления
Данное преступление посягает на установленный порядок осуществления внешнеторговой деятельности и выполнения международных обязательств Российской Федерации по нераспространению оружия массового поражения.
Предметом преступления являются технологии (чертежи, схемы и иная технологическая документация, оборудование, позволяющие производить оружие массового поражения и др.), научно - техническая информация (информация, регламентирующая безопасность производства продукции военного назначения, и др.) и услуги (консультирование, проектирование, обучение специалистов, наладка оборудования, проведение экспертиз и др.), которые используются или могут быть использованы (так называемые технологии и услуги двойного применения) при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Федерального закона от 25 июня 1998 года "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" к предметам рассматриваемого преступления отнесены также сырье, материалы и оборудование, используемые при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.
Развитие научно - технического прогресса в военно - промышленном комплексе привело к тому, что серьезную конкуренцию традиционной торговле оружием стала составлять торговля военными технологиями, ноу-хау, услугами в этой области. Одними из наиболее перспективных становятся внешнеэкономические договоры, предметом которых выступают:
- технологии для производства, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;
- техническая документация (нормативно - техническая, конструкторская, проектная, технологическая, эксплуатационная, программная, инструктивно - методическая), регламентирующая создание, производство, эксплуатацию, боевое применение, модернизацию, ремонт и уничтожение (утилизацию) продукции военного назначения;
- научно - техническая документация, регламентирующая безопасность (в том числе экологическую) производства продукции военного назначения;
- стандарты безопасности для человека и объектов окружающей среды;
- результаты научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ (НИОКР) по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) вооружения и военной техники;
- научно - техническая информация на материальных носителях, а также изобретения, полезные модели и промышленные образцы и другие результаты интеллектуальной деятельности военного, военно - технического назначения;
- специальное программно - математическое обеспечение систем автоматизированного управления войсками, оружием и военной техникой, НИОКР военного назначения;
- обучение разработке, производству, эксплуатации, боевому применению, ремонту, модернизации и обслуживанию вооружения и военной техники;
- подготовка и обучение военных и военно - технических кадров иностранных государств;
- передача (продажа) лицензий на создание, производство, модернизацию, эксплуатацию, боевое применение, ремонт и (или) уничтожение (утилизацию) вооружения и военной техники и оказание технического содействия в организации этих работ.
Перечисленные технологии, научно - техническая информация, услуги, сырье, материалы и оборудование являются предметом военно - технического сотрудничества, под которым понимается деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом (в том числе с поставкой или закупкой) продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения (ст. 1 Федерального закона от 19 июля 1998 года "О военно - техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами").
Согласно статье 4 указанного Федерального закона одними из важнейших принципов государственной политики в области военно - технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами выступают:
- соблюдение международных договоров о нераспространении ядерного оружия, сокращении вооружения и разоружении, запрещении и уничтожении химического, биологического и других видов оружия массового поражения;
- соблюдение международных обязательств Российской Федерации в области контроля за экспортом продукции военного назначения, товаров и технологий двойного назначения;
- недопустимость нанесения ущерба обороноспособности и безопасности Российской Федерации при осуществлении военно - технического сотрудничества;
- сохранение и поддержание политических, экономических и военных интересов Российской Федерации;
- подконтрольность и подотчетность федеральных органов исполнительной власти и всех российских юридических лиц, участвующих в военно - техническом сотрудничестве.
Экспортный контроль
Перечисленные принципы лежат в основании системы экспортного контроля, под которой понимается совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного законодательством Российской Федерации порядка вывоза за пределы Российской Федерации вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно - технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка (ст. ст. 2 и 16 Федерального закона от 13 октября 1995 года "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности").
Российская Федерация проводит единую политику экспортного контроля, определяемую исключительно на основе обеспечения безопасности страны, ее политических, экономических и военных интересов (ст. ст. 4 и 16 вышеуказанного Федерального закона).
Номенклатура подпадающих под экспортный контроль товаров (в том числе технологий, научно - технической информации и услуг), которые применяются или могут быть применены при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, определяется списками и перечнями, устанавливаемыми указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. В качестве примеров можно привести Указы Президента Российской Федерации от 16 августа 1996 года N 1194 "О контроле за экспортом из Российской Федерации оборудования, материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного оружия" и от 26 августа 1996 года N 1268 "О контроле за экспортом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения".
Интересно отметить, что указы Президента Российской Федерации, устанавливающие перечни товаров, подпадающих под действие экспортного контроля, вступают в силу не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования (ст. 16 Федерального закона от 13 октября 1995 года "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности").
Объективная сторона преступления
Объективную сторону преступления, ответственность за которое предусмотрена статьей 189 Уголовного кодекса Российской Федерации, составляет незаконный экспорт технологий, научно - технической документации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.
С учетом положений статьи 97 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона от 13 октября 1995 года "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" под экспортом технологий, научно - технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования следует понимать их вывоз с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Экспорт технологий, научно - технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования признается незаконным, если предмет внешнеторговой сделки не может быть вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации, не может быть продан конкретному иностранному контрагенту, вывозится с нарушением установленного порядка лицензирования и таможенного оформления экспортных поставок, а также в случае игнорирования иных требований экспортного контроля.
Обеспечение соблюдения законодательства об экспортном контроле возложено на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2000 года N 488 "Вопросы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации").
Субъект и субъективная сторона преступления
Субъектом рассматриваемого преступления является руководитель организации, осуществляющей военно - техническое сотрудничество с иностранными государствами, а также иное лицо, в силу своей компетенции принимающее окончательное решение о незаконном экспорте технологий, научно - технической информации и услуг, подпадающих под действие экспортного контроля.
Субъективная сторона преступления, ответственность за которое предусмотрена статьей 189 Уголовного кодекса Российской Федерации, характеризуется тем, что виновный осознает незаконность экспорта соответствующих технологий, научно - технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления (прямой умысел).
Незаконный экспорт технологий, научно - технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, подпадающих под специальный экспортный контроль, наказывается штрафом в размере от 700 до 1000 установленных законом минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года либо лишением свободы на срок от трех до семи лет.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.10.1995 N 157-ФЗ
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.06.1998 N 92-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 20.05.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.07.1998 N 114-ФЗ
"О ВОЕННО - ТЕХНИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С
ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ"
(принят ГД ФС РФ 03.07.1998)
УКАЗ Президента РФ от 16.08.1996 N 1194
"О КОНТРОЛЕ ЗА ЭКСПОРТОМ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ,
МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЮЩИХСЯ ПРИ СОЗДАНИИ РАКЕТНОГО
ОРУЖИЯ"
(вместе со "СПИСКОМ ОБОРУДОВАНИЯ, МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНОЛОГИЙ,
ПРИМЕНЯЮЩИХСЯ ПРИ СОЗДАНИИ РАКЕТНОГО ОРУЖИЯ, ЭКСПОРТ КОТОРЫХ
КОНТРОЛИРУЕТСЯ")
УКАЗ Президента РФ от 26.08.1996 N 1268
"О КОНТРОЛЕ ЗА ЭКСПОРТОМ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОВАРОВ И
ТЕХНОЛОГИЙ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ"
(вместе со "СПИСКОМ ТОВАРОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ,
ЭКСПОРТ КОТОРЫХ КОНТРОЛИРУЕТСЯ")
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.07.2000 N 488
"ВОПРОСЫ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 188 уголовного кодекса российской федерации(а.н. козырин)  »
Комментарии к законам »
Читайте также