Особенности правового регулирования организации и деятельности транснациональных групп

И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП
В.Н. ПЕТУХОВ
Петухов Владимир Николаевич - старший научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук.
Одна из наиболее важных целей деятельности многих финансово - промышленных групп - восстановление хозяйственных связей между предприятиями, находившимися в технологической и экономической зависимости друг от друга, но расположенными в различных регионах России, а также в бывших союзных республиках, которые ныне конституировались в качестве суверенных государств.
Правовой основой организации и деятельности таких групп явился Федеральный закон "О финансово - промышленных группах" <*>. Статья 4 этого Закона ввела понятие транснациональной финансово - промышленной группы и межгосударственной (международной) финансово - промышленной группы. В соответствии с ней транснациональные финансово - промышленные группы должны регистрироваться в том случае, если среди их участников есть юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников СНГ, имеющие обособленные подразделения на территории этих государств либо осуществляющие здесь капитальные вложения. Если транснациональная финансово - промышленная группа создается на основе межправительственного соглашения, ей присваивается статус межгосударственной (международной) ФПГ. Соответствующим межправительственным соглашением устанавливаются особенности создания, деятельности и ликвидации такой группы.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4697.
В отличие от транснациональных финансово - промышленных групп для участников межгосударственных (международных) ФПГ национальный режим устанавливается упомянутыми межправительственными соглашениями на основе взаимности. В порядке и на условиях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, им могут предоставляться таможенные тарифные льготы по товарам, перемещаемым через границу в рамках деятельности этих групп.
Практика показывает, что формирование транснациональных и межгосударственных финансово - промышленных групп, как правило, проходит два этапа. На первом - создается российская ФПГ, а на втором этапе прорабатываются вопросы ее расширения за счет включения предприятий и финансово - кредитных структур других государств. Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по повышению эффективности реализации Президентской программы "Развитие электронной техники в России" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1583 <*> было создано акционерное общество "Российская электроника", где 51 процент акций федеральной собственности закреплен как российская часть межгосударственной финансово - промышленной группы, создаваемой совместно с другими государствами СНГ.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 52. Ст. 5925.
Формирование межгосударственных транснациональных финансово - промышленных групп происходит не только за счет предприятий стран - членов СНГ, но и предприятий стран Балтии и дальнего зарубежья. Решениями Правительства РФ одобрено создание, по сути, межгосударственных финансово - промышленных групп "Российский авиационный консорциум" и "Международные авиамоторы", "Гранит", "Аэрофин". В качестве транснациональной группы зарегистрирована ФПГ "Нижегородские автомобили", участниками которой стали восемь предприятий пяти государств СНГ и Латвийской Республики.
Активную работу по созданию межгосударственной правовой базы для формирования и деятельности таких объединений, оказанию помощи в подготовке необходимых документов инициаторам создания межгосударственных ФПГ ведет Министерство по делам СНГ. Отраслевыми министерствами РФ разрабатываются прогнозы формирования транснациональных экономических структур с участием предприятий и организаций машиностроительного комплекса.
В апреле 1994 года главами правительств России и ряда государств - участников СНГ было подписано "Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно - финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений", которое стало базовым нормативно - правовым документом по созданию межгосударственных ФПГ в рамках стран содружества. Однако законодательства многих государств по-разному определяют правовое положение финансово - промышленных групп. Поэтому на основе данного документа Правительством России заключены двусторонние соглашения с правительствами Белоруссии, Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана об основных принципах создания совместных ФПГ. Это явилось необходимым условием для формирования таких групп.
В создании транснациональных финансово - промышленных групп с участием предприятий государств СНГ возникают немалые трудности, связанные с разницей в темпах и методологии осуществления экономических преобразований, с неразвитостью нормативно - правовой базы, с недостаточной проработкой схем финансово - экономического и производственно - технического взаимодействия в межгосударственном аспекте. Поэтому необходимо создавать согласованные механизмы государственного регулирования процесса образования совместных структур, а также государственной поддержки транснациональных структур.
В качестве примера можно привести Постановление Правительства Российской Федерации "О мерах государственной поддержки транснациональной промышленно - финансовой группы "Точность" от 13 октября 1997 года N 1308 <*>, в соответствии с которым в доверительное управление центральной компании этой группы передано 38 процентов акций АО "Вятско - Полянский машиностроительный завод "Молот". Кроме того, российским организациям, входящим в эту группу, предоставлено право самостоятельно определять сроки амортизации оборудования, направлять полученные средства на финансирование инвестиционных проектов, а также ряд иных льгот и гарантий.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4789.
Для дальнейшего развития крупных транснациональных и межгосударственных объединений и финансово - промышленных групп необходимо решить целый комплекс правовых вопросов. Это в первую очередь вопросы налогообложения, таможенных пошлин и порядка перемещения через государственные границы продукции между предприятиями в рамках одной и той же ФПГ. Сюда же следует отнести и систему взаиморасчетов и взаимоотношений банков и других финансово - кредитных учреждений, находящихся в странах содружества. Негативно сказывается и различный подход к регулированию отношений собственности в этих государствах.
Значительное место в решении основных организационно - правовых вопросов создания и деятельности транснациональных финансово - промышленных групп в рамках СНГ занимает рекомендательный законодательный акт "О финансово - промышленных группах", который был принят Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ (Постановление N 707 от 17 февраля 1996 года) <*>. Это явилось важным шагом в урегулировании назревших вопросов. В частности, акт предлагает заинтересованным государствам модель единообразного подхода к правовому регулированию создания, функционирования и ликвидации финансово - промышленных групп, государственной регистрации и поддержки их деятельности.
--------------------------------
<*> Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ. Информационный бюллетень. N 10. 1996. Ст. 84.
Включая в себя ряд нормативных положений, аналогичных тем, что содержатся в Федеральном законе "О финансово - промышленных группах", этот акт содержит и целый ряд правовых новелл. Кроме того, и трактовка некоторых понятий в рекомендательном акте Межпарламентской Ассамблеи отличается от той, что дана в Федеральном законе. Прежде всего имеются существенные различия в определении самого понятия финансово - промышленной группы и ее участников. В Законе РФ финансово - промышленная группа рассматривается в качестве совокупности юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово - промышленной группы в целях технической и экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ.
Рекомендательный акт Межпарламентской Ассамблеи характеризует это понятие как группу юридических лиц, объединивших полностью или частично свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово - промышленной группы для интеграции технологически и (или) организационно связанных организаций.
Таким образом, транснациональные финансово - промышленные группы, в отличие от ФПГ, образуемых в рамках Российской Федерации, не могут создаваться в виде основного и дочерних обществ, что вполне оправданно. Система участия более уместна для транснациональных групп, поскольку предполагает равноправие на договорной основе. В то же время построение транснациональной ФПГ по принципу основного и дочерних обществ не исключает возможности экономического влияния со стороны того государства, где расположено основное общество, в отношении государств, в которых располагаются дочерние общества, особенно если финансово - промышленные группы действуют в отраслях, жизненно важных для этих стран.
Статья 3 рекомендательного акта устанавливает, что участниками финансово - промышленных групп не могут быть государственные органы и органы местного самоуправления. Это положение согласуется с требованиями ч. 1 ст. 10 Федерального закона "Об акционерных обществах", которая воспрещает государственным органам и органам местного самоуправления выступать учредителями акционерных обществ.
По-разному регламентируется в этих двух актах и понятие деятельности финансово - промышленной группы. Так, ч. 1 ст. 13 рекомендательного акта в отличие от ст. 12 российского Закона "О финансово - промышленных группах" в это понятие включает только такую деятельность, которая направлена на выпуск конечной продукции. Такое ограничение играет существенную роль, ибо участники ФПГ могут отдельно или во взаимодействии между собой осуществлять и иную деятельность.
С понятием деятельности финансово - промышленной группы тесно связаны вопросы имущества, прибыли и налогообложения ФПГ. Финансово - промышленные группы в лице их центральных компаний могут быть признаны консолидированными налогоплательщиками в порядке и на условиях, установленных законодательством соответствующих государств СНГ.
Предоставление такого права центральной компании, которая в подавляющем большинстве случаев может находиться в России, дает возможность осуществлять контроль за расчетами российских предприятий с бюджетом.
Регистрация транснациональных и межгосударственных финансово - промышленных групп в Российской Федерации осуществляется на тех же основаниях и в том же порядке, что и российских ФПГ с указанием статуса группы - транснациональной или межгосударственной. Это происходит в соответствии с Положением "О порядке ведения государственного реестра финансово - промышленных групп Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 621 <*> с последующими изменениями.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2699.
Отдельно следует остановиться на вопросах управления в финансово - промышленных группах. Рекомендательный акт МПА предусматривает возможность создания в их структуре руководящих органов, наделенных функциями централизованного управления финансово - промышленной группой. Порядок создания и состав таких органов, срок и объем их полномочий должны устанавливаться договором о создании финансово - промышленной группы.
В связи с этим возникает ряд вопросов, на которые действующее законодательство не дает ответа. Возникает, в частности, проблема соотношения компетенции указанных органов, совета управляющих финансово - промышленной группы, являющегося высшим органом ее управления, а также органов управления центральной компанией ФПГ. Хотя эта проблема может быть решена в рамках договора о создании соответствующей финансово - промышленной группы, однако принципиальные аспекты правового положения и взаимоотношений этих органов должны, на наш взгляд, явиться предметом законодательного регулирования.
Транснациональная либо межгосударственная финансово - промышленная группа, как объединение юридических лиц, естественно, не находится в подчинении каких-либо государственных органов. Такое положение вовсе не исключает возможности определенного координирующего воздействия органов управления экономикой соответствующих государств на те или иные финансово - промышленные группы либо предприятия, входящие в их состав, в общегосударственных интересах. Эти и другие вопросы, в частности проблемы ответственности за невыполнение соответствующих предписаний государственных органов, также должны получить должное законодательное закрепление.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.11.1995 N 190-ФЗ
"О ФИНАНСОВО - ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУППАХ"
(принят ГД ФС РФ 27.10.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.12.1995 N 208-ФЗ
"ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ"
(принят ГД ФС РФ 24.11.1995)
УКАЗ Президента РФ от 23.07.1997 N 764
"О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ В РОССИИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 22.05.1996 N 621
"О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ФИНАНСОВО -
ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 13.10.1997 N 1308
"О МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННО - ФИНАНСОВОЙ ГРУППЫ "ТОЧНОСТЬ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 18.12.1997 N 1583
"О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ
23 ИЮЛЯ 1997 Г. N 764 "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ В РОССИИ"
СОГЛАШЕНИЕ стран СНГ от 15.04.1994
"О СОДЕЙСТВИИ В СОЗДАНИИ И РАЗВИТИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ,
КОММЕРЧЕСКИХ, КРЕДИТНО - ФИНАНСОВЫХ, СТРАХОВЫХ И СМЕШАННЫХ
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ"
"О ФИНАНСОВО - ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУППАХ. РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ"
(принят Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств -
участников СНГ от 17.02.1996 N 707)
Журнал российского права, N 4, 2000

Правомочия субъектов предпринимательской деятельности при совершении сделок  »
Комментарии к законам »
Читайте также