Статья 14. ответственность государственного служащего. 1. за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор;
4) предупреждение о неполном служебном соответствии;
5) увольнение.
2. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя, указанного в пункте 1 настоящей статьи.
3. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается федеральным законом.
4. Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.
Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.
5. Государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.
Комментарий к статье 14
1. Государственный служащий в соответствии с настоящей статьей несет ответственность за должностной проступок, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, в том числе однократное грубое нарушение дисциплины в системе государственной службы. К последнему относится нарушение федеральных законов, указов Президента РФ, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов Президента РФ и вступивших в законную силу решений судов (п. 1 Указа от 6 июня 1996 г.).
Должностным проступком признается не всякое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, а только то, которое допущено в результате противоправных и виновных действий или бездействия государственного служащего.
2. Противоправность действий или бездействия означает, что они не соответствуют законам, иным нормативным правовым актам, в том числе должностным инструкциям.
И, напротив, любые действия государственного служащего, соответствующие законам или иным нормативным правовым актам, являются правомерными и не могут квалифицироваться как должностной проступок. Например, неисполнение государственным служащим незаконных приказов, распоряжений или указаний вышестоящего руководителя не может быть признано дисциплинарным проступком (см. п. 4 ст. 10 Закона).
3. Виновность действий подразумевает умысел или неосторожность. Не может рассматриваться как должностной проступок неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по причинам, не зависящим от государственного служащего (например, из-за отсутствия надлежащих условий для их выполнения, нетрудоспособности государственного служащего и др.).
4. Перечень взысканий, предусмотренных п. 1 ст. 14, является исчерпывающим. Это означает, что применение к государственным служащим каких-либо иных мер взыскания недопустимо.
В связи с этим не должны применяться как противоречащие настоящему Закону те положения Указа Президента РФ от 6 июня 1996 г., где установлено, что должностные лица и работники федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нарушившие федеральные законы и указы Президента РФ, не исполнившие или ненадлежаще исполнившие федеральные законы, указы Президента РФ и вступившие в законную силу решения судов, могут быть понижены в должности (классном чине, воинском или специальном звании) (ч. 2 п. 4 Указа).
Следует отметить также, что понижение в должности (т.е. фактически перевод на другую работу) как средство поддержания дисциплины (в том числе в системе государственной службы) считается в соответствии с международными нормами формой принудительного труда, который в Российской Федерации запрещен Конституцией РФ (см. ст. 37 Конституции РФ, Конвенции МОТ N 29, 1930 г. "Принудительный труд", N 105, 1957 г. "Упразднение принудительного труда").
5. От мер дисциплинарного взыскания следует отличать временное отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей, предусмотренное п. 2 настоящей статьи. Такое отстранение допускается в случаях, когда для решения вопроса о дисциплинарной ответственности необходимо выяснение либо проверка тех или иных обстоятельств, связанных с должностным проступком (в частности, подтверждающих вину государственного служащего, степень этой вины и др.), а исполнение должностных обязанностей в этот период нецелесообразно.
Отстранение производится органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на должность, на срок не более одного месяца. На все это время за государственным служащим сохраняется денежное содержание. При этом не имеет значения, какое взыскание будет наложено, даже если это увольнение.
Не является дисциплинарным взысканием предусмотренное Указом Президента РФ от 6 июня 1996 г. N 810 <*> направление на внеочередную переаттестацию должностных лиц и работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нарушивших федеральные законы и указы Президента РФ, не исполнивших или ненадлежаще исполнивших федеральные законы, указы Президента РФ и вступившие в законную силу решения судов. Направление на внеочередную переаттестацию осуществляется в этих случаях в целях определения уровня профессиональной подготовки, решения вопроса о соответствии занимаемой государственной должности и применения соответствующих дисциплинарных мер.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 24. Ст. 2868.
6. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий, как предусмотрено п. 3 комментируемой статьи, устанавливается федеральным законом. В настоящее время такого закона нет. До его принятия следует руководствоваться ст. 136 КЗоТ, которая регламентирует общий порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий, и Законом РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" <*>.
--------------------------------
<*> ВВС РФ. 1993. N 19. Ст. 685: СЗ РФ. 1995. N 51. Ст. 4970.
7. Дисциплинарное взыскание на государственного служащего возлагается органом или руководителем, имеющим право назначать его на должность (п. 1 ст. 14 Закона).
8. До взыскания от государственного служащего должно быть затребовано письменное объяснение. Отказ дать объяснение по существу совершенного проступка не может служить препятствием к применению дисциплинарного взыскания, если факт такого отказа подтвержден соответствующим документом (например, актом с указанием лиц, в присутствии которых был высказан отказ).
9. Статья 136 КЗоТ устанавливает предельные сроки, в течение которых может быть наложено дисциплинарное взыскание. Оно применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни государственного служащего или пребывания его в отпуске. К отпуску относятся все отпуска, предоставляемые государственному служащему в соответствии с законом, в том числе ежегодные, дополнительные сверх ежегодного, отпуска без сохранения заработной платы, отпуска в связи с обучением в образовательных учреждениях и другие (см. подп. "г" п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 1992 г.) <*>. Отсутствие на работе по другим основаниям, в том числе и в связи с использованием дней отдыха (отгулов) независимо от их продолжительности, не прерывает течение указанного срока.
--------------------------------
<*> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. N 3.
Днем обнаружения проступка считается дата, когда непосредственному руководителю виновного стало известно о его совершении, независимо от того, наделен ли он правом налагать дисциплинарные взыскания.
10. Взыскание не может быть применено позднее шести месяцев, а по результатам ревизии или проверки финансово - хозяйственной деятельности - двух лет со дня совершения проступка.
В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
11. Взыскание применяется и в том случае, когда государственный служащий до совершения проступка подал заявление об увольнении, поскольку трудовые отношения в данном случае прекращаются лишь по истечении срока предупреждения (п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г.).
12. За каждый дисциплинарный проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Однако если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей продолжается, допустимо новое взыскание, в том числе и увольнение по п. 3 ст. 33 КЗоТ, т.е. за систематическое неисполнение без уважительных причин возложенных должностных обязанностей.
13. Приказ (распоряжение) или постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов объявляется государственному служащему под расписку.
14. Государственный служащий, к которому применено дисциплинарное взыскание, вправе обжаловать его в соответствующий государственный орган или суд (см. коммент. к ст. 9).
Орган, рассматривающий трудовой спор, вправе учитывать тяжесть проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение лица, его отношение к служебным обязанностям, а также соответствие дисциплинарного взыскания тяжести содеянного.
15. Исполнение государственным служащим приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданных ими в пределах должностных полномочий, за исключением незаконных, является одной из основных обязанностей государственного служащего, закрепленных в ст. 10 Закона.
В тех случаях, когда государственный служащий сомневается в правомерности полученного распоряжения, он обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, лицу, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если, не выполнив это требование, государственный служащий не исполнит распоряжение, в правомерности которого сомневается, его действия должны рассматриваться как противоправные, за исключением случаев, когда исполнение такого распоряжения влечет за собой административную или уголовную ответственность.
Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, несмотря на изложенные в письменной форме сомнения государственного служащего в его правомерности, все-таки подтвердит его в письменной форме, государственный служащий обязан исполнить такое распоряжение. Исключение и здесь составляют случаи, когда исполнение является административно либо уголовно наказуемым.
Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет руководитель, подтвердивший это распоряжение.
В тех случаях, когда государственный служащий, несмотря на подтверждение распоряжения, отказывается исполнить его, считая незаконным, вопрос о его законности решается вышестоящим государственным органом или судом.
До решения этого вопроса государственный служащий в соответствии с п. 2 комментируемой статьи может быть отстранен от исполнения обязанностей с сохранением денежного содержания (см. п. 5 коммент. к данной статье).
16. Ответственность государственного служащего за действия (бездействие), ведущие к нарушениям прав и законных интересов граждан, предусмотрена Законом от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
Такая ответственность, как указано в п. 2 ст. 1 названного Закона, наступает в связи с обязанностью государственного служащего признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со ст. 5 Закона.
Государственный служащий отвечает за незаконные действия (решения) или бездействие, а также за предоставление информации, ставшей основанием для незаконных действий (решений) или бездействия. Действие (решение) или бездействие признается противоправным, если оно приводит к:
нарушению прав и свобод гражданина;
созданию препятствий осуществления гражданином его прав и свобод;
незаконному возложению на гражданина какой-либо обязанности или незаконному привлечению его к какой-либо ответственности (ст. 2 Закона).
Если государственный служащий считает, что он действовал в рамках закона, то при обжаловании его действия (решения) или бездействия в суде он должен это документально доказать. Гражданин, обжалующий действие (решение) или бездействие государственного служащего в суде, освобождается от обязанности доказывать его незаконность. Он доказывает лишь факт нарушения своих прав и свобод (п. 2 ст. 6 Закона).
В случае признания действия (решения) или бездействия государственного служащего незаконным суд определяет ему меру ответственности, предусмотренную ст. 14 Закона или иными федеральными законами, вплоть до представления об увольнении (ч. 5 ст. 7 Закона).
На основании решения (представления) суда орган или руководитель, имеющий право налагать взыскания, издает приказ (распоряжение) или постановление о применении той меры ответственности (соответствующего дисциплинарного взыскания), которую избрал суд. Эта мера не может быть отменена или изменена.
Государственный служащий, к которому по решению суда применено взыскание, вправе обжаловать его в вышестоящий суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.
17. Наряду с дисциплинарной ответственностью государственные служащие в случаях, предусмотренных законодательством, несут административную или уголовную ответственность. Основаниями такой ответственности могут быть, в частности, нарушения федеральных законов и указов Президента РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение ими федеральных законов, указов Президента РФ и вступивших в законную силу решений судов, режима функционирования судов и системы государственного управления, иные тяжкие последствия, а также нарушения, совершенные преднамеренно (п. 2 Указа Президента РФ от 6 июня 1996 г. N 810) (см., например, ст. ст. 288, 292 и др. УК).

Следующая статья »
К тексту закона »
Читайте также