Акцизное обложение в российской империи

К.Е. ЛУКИЧЕВ
Лукичев К.Е., юрист.
С момента возникновения государства перед обществом встал важнейший вопрос поиска источников формирования государственной казны.
В ходе исторического развития государства методы изъятия доходов на его функционирование изменялись от натуральных сборов до денежных платежей, регулярно, принудительно, индивидуально-безвозмездно взимаемых в прямой либо косвенной форме, получивших название налогов и воплотивших в себе, по словам английского философа Френсиса Бэкона, "экономически выраженное существование государства".
Сейчас невозможно категорически утверждать, какие налоги - прямые или косвенные - возникли раньше. По одной из версий, простейшей, исторически более ранней формой налогообложения явились прямые налоги, взимаемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Первые упоминания о взимании на Руси дани - прямого налога (дани), собиравшегося с населения, относятся к эпохе князя Олега (? - 912) <*>. В Киевской Руси дань взималась по количеству печей и труб в домохозяйстве, по количеству пахотной земли и т.д. Первые упоминания о возникновении косвенного обложения в виде различных пошлин относятся к более позднему периоду - концу Х в., когда основным косвенным налогом была дорожная пошлина, взимавшаяся за проезд, провоз груза, прогон скота по дорогам, мостам и переправам. Также в источниках Х в. встречаются упоминания о "медовой дани", "бражной пошлине" с солода, хмеля и меда - первой форме косвенного налогообложения алкогольных напитков <**>.
--------------------------------
<*> Толкушкин А.В. История налогов в России. М.: Юристъ, 2001. С. 17.
<**> Буланже М. Акцизная наклейка на зеленую злодейку // Налоговый вестник. 1998. N 8. С. 123.
Согласно другой версии косвенные налоги были известны уже в государствах Древнего мира. Например, в казну Древнего Рима эпохи народных трибунов Тиберия и Гая Гракхов (162 - 133 и 153 - 121 годы до н.э.) поступали сборы, взимавшиеся в связи с освобождением рабов (прообраз налога с оборота), сборы с товаров, доставляемых морем в Рим не для собственного потребления (носивших, по сути, характер импортных пошлин). В Древнем Египте в начале второго тысячелетия до н.э. взимался аналог современного акциза - налог на пиво.
В России неким предшественником акциза можно считать так называемый винный откуп. Развитие откупной системы относится к XV - XVI вв.
Вместе с тем имеются упоминания и об акцизе на мясо, введенном в 1574 г., который взимался при убое скота <*>.
--------------------------------
<*> Яковлева Н.В. Акциз и фискальная монополия: история возникновения и перспективы применения. М.: Компания "Спутник+", 2004. С. 17.
Винные откупа являлись системой взимания казной дохода от реализации (продажи) алкогольных напитков. Основу винных откупов составлял кабак "на откупу", при прекращении откупщиком своей деятельности этот же кабак возглавлял "на вере" выборный либо назначаемый кабацким головой "целовальник". На каждый кабак, приписанный к определенной территории, фискальные органы распределяли доходную разверстку, которую население обязано было выполнять.
Правовой основой деятельности винных откупов был контракт, заключаемый на торгах правительственными органами с откупщиком. Контракт регламентировал порядок реализации (продажи) алкогольных напитков (цену, время, условия и т.д.). Откупщик не являлся частным лицом и именовался "коронным поверенным", т.е. доверенным царя с весьма широкими полномочиями.
Доходы, получаемые откупщиком от реализации алкогольных напитков, согласно Уставу о винокурении были собственностью короны, т.е. царя. Откупщики не получали от казны платы за свою деятельность. Легальными источниками их доходов являлись: 1) изготовление и реализация алкогольных напитков пониженной крепости (пива, меда и др.); 2) харчевая продажа (закуски); 3) денежные штрафы с корчемников - лиц, нарушивших закон (изготовлявших и вне кабака продававших спиртные напитки). Однако основные доходы откупщики получали за счет покупателей крепких алкогольных напитков путем обмера, обсчета, фальсификации продукта. В России были нередки случаи поджога и разгрома царских кабаков. Винные откупа порождали взяточничество, коррупцию и должностные преступления среди чиновничества царской России.
Долгое время поступление податей в Российской империи контролировала Казенная палата, учрежденная еще в 1775 г. Надзор со стороны этого ведомства за торговлей и промыслами был слаб. Раз в год генеральную проверку проводили чиновники для особых поручений. Постоянный же надзор возлагался на волостных старшин и выборных торговых депутатов <*>.
--------------------------------
<*> Кучеров И.И. Налоги и криминал. М.: ГМП "Первая Образцовая типография", 2000. С. 81.
Откупная система подвергалась резкой критике как со стороны специалистов в сфере государственного управления и государственных финансов (И.Т. Посошков, А.Н. Радищев, Н.И. Тургенев), так и со стороны многих общественных деятелей. Даже главный начальник III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии А.Х. Бенкендорф неоднократно обращал внимание на "вредное для народных нравственности и хозяйства влияние откупов" <*>. История методов получения государством доходов от продажи питий стала объектом изучения в работе русского историка и этнографа И.Г. Пражова "История кабаков в России в связи с историей Русского народа".
--------------------------------
<*> Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон, 1890 - 1907. Биографии. Т. 2. С. 83.
Также подробный анализ откупов нашел свое отражение и в статье Н.Г. Чернышевского "Откупная система" <*>. В качестве вредных последствий системы откупов Чернышевский указывал: 1) на истощение тех источников, на которых основываются доходы правительства и его могущество; 2) на взимание с народа суммы гораздо большей, нежели какая получается правительством; 3) на разрушение нравственных убеждений в народе; 4) на ослабление стимулов к честному труду. Кроме того, передавая часть своих прав нескольким частным лицам, государство лишается свободы действий. "Каково бы ни было подчинение откупщика местным властям по формальным условиям откупного контракта, откупщик все-таки имеет свой круг действия, в котором распоряжается он. Интересы правительства всегда связаны с выгодами общества; оно всегда до известной степени сознает эту связь и заботится о национальном благе. Правительство не вчера начало, не завтра кончит свои сношения с обществом, оно считает себя вечным его спутником, потому собственная выгода заставляет его щадить силы общества ныне, чтобы не остаться без средств, если истощит их. Совершенно не таково положение откупщика: до будущности общества ему нет никакого дела, он думает только о том, чтобы как можно больше собрать с общества ныне; завтра оно увидит себя разоренным и с этим вместе беднеет правительство - какая нужда в том откупщику? Он уже кончил свои счеты и знать ни о чем не хочет. Правительство - это хозяин поместья; откупщик - это чеченец, на несколько часов вторгшийся в поместье" <**>.
--------------------------------
<*> Чернышевский Н.Г. Избранные экономические произведения. М.: ОГИЗ, Государственное издательство политической литературы, 1948. Т. 1. С. 675.
<**> Чернышевский Н.Г. Избранные экономические произведения. С. 673 - 674.
В генеральном годовом отчете о государственных доходах и расходах, утвержденном 20 декабря 1796 г., государственный приход от питейных откупных был самым большим - 18089393,58 рублей. О них М.М. Сперанский говорил следующее: "Трудно решить вопрос о сравнительных выгодах откупа, ныне существующего, и акциза, в других государствах употребляемого. Нет сомнения, однако же, что мало-помалу должно стараться акцизом заменить откуп, а между тем ввести немедленно и не позже как с 1811-го года акциз в тех губерниях, где вольная продажа питей существует. Сие одно составит весьма важную статью доходов" <*>.
--------------------------------
<*> Сперанский М.М. План финансов. В кн.: "У истоков финансового права". С. 54.
В Российской империи под акцизом подразумевался косвенный налог только на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система была тесно связана с системами государственных монополий и таможенными пошлинами. В отличие от современных систем акцизного обложения до 1917 г. в России акцизами не облагались импортируемые товары - они подлежали обложению таможенными пошлинами.
В государственном бюджете Российской империи в 1890 г. на долю косвенных налогов приходилось 475 млн. рублей, или 45,4% всех доходов <*>. Главное место среди источников пополнения бюджета занимали доходы от государственной винной монополии и акцизы на алкогольную продукцию. В 1906 г. по этим статьям поступило 394 млн. рублей. Значительная сумма в том же году была получена от акцизов на сахар - 92 млн. рублей, табак - 49 млн. рублей, керосин - 27 млн. рублей. Доход от таможенных пошлин составил около 213 млн. рублей. Для сравнения, прямые налоги были собраны в сумме более 148 млн. рублей, что составляло лишь 7% всего бюджета государства.
--------------------------------
<*> Приложение к кн. Вебера А. "Налоги". М., 1906. С. 67.
В конце XIX - начале XX вв. объектами акцизного обложения являлись: 1) свеклосахарное производство; 2) крепкие напитки; 3) табак; 4) осветительные нефтяные масла и 5) зажигательные спички. До 1 января 1881 г. существовал акциз с соли.
С 1852 г. появляются проекты, составляющие шаг к переходу к акцизной системе, но препятствием к приведению их в исполнение явилась Крымская война.
Как было отмечено профессором И.И. Кучеровым, быстрый рост государственных расходов и переход Российской империи от натурального крепостного хозяйства к денежному во второй половине XIX в. способствовали широкому развитию налогообложения.
В течение 1875 - 1898 гг. в стране была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, винный и ряд других откупных платежей, введены новые налоги.
Акцизы с крепких напитков взимались по Уставу о питейном сборе от 4 июля 1861 г. До этого момента многократно менялась политика государства в сфере взимания питейных сборов <*>.
--------------------------------
<*> Кучеров И.И. Налоговое право России. М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 2001. С. 13.
По Уставу о питейном сборе 4 июля 1861 г. сбор с крепких напитков состоял из патентного сбора с фабрик и торговых помещений и акциза, которым были обложены: 1) спирт и вино, выкуренные из разного рода хлеба, картофеля, свекловицы, свеклосахарных остатков и других припасов; 2) спирт, выкуренный из винограда и других ягод и фруктов, и так называемые пейсаховые водки; 3) портер, пиво всех родов и мед; 4) брага, приготовляемая на особо устроенных заводах. Дополнительными акцизами облагались напитки, приготовляемые из оплаченного акцизом вина.
Не подлежали обложению: 1) спирт и вино, вывозимые за границу; 2) виноградное вино, уксус и медовый квас; 3) изделия из оплаченного акцизом вина, не принадлежащие к напиткам; 4) осветительный спирт; 5) еврейское изюмное (розенковое) вино.
Акциз уплачивался заводчиком в момент выпуска спирта из подвалов в продажу.
Каждый вид подакцизных напитков мог приготовляться только на особых заводах, которые должны были устраиваться отдельно один от другого и не иметь никакой связи как между собой, так и с заводами, выделывающими из спирта и вина другие высших сортов напитки или иные изделия (хлебные водки, лак, политуру и проч.). Право винокурения было предоставлено каждому, но устройство винокуренных заводов должно было соответствовать специальным условиям.
Повсеместно, за исключением губерний Иркутской, Енисейской и Якутской области, до начала винокурения заводчик должен был взять патент и уплатить патентный сбор в размере 6 коп. с каждого ведра емкости действовавших на заводе квасильных чанов. В вышеперечисленных губерниях взимался сбор в размере 7,5 копеек.
Также патентный сбор взимался:
с заведений для приготовления прессованных дрожжей: 1) хлебных без винокурения - 10 руб.; 2) пивных прессованных - 18 руб.;
с заводов, выделывающих фруктовый и виноградный спирт: 1) на которых винокурение производится по обыкновенным патентам - с ведра емкости кубов перегонных аппаратов по 10 коп.; 2) имеющих перегонные аппараты непрерывного действия с завода по 15 руб.; 3) патентный сбор с садовладельческих заводов, действующих по садовладельческим патентам взимается: а) за основные патенты - по два рубля с ведра емкости перегонных кубов, за каждый первый срок в одном периоде, а в Артвинском и Батумском округах Кутаисской губернии - по полтора рубля с ведра емкости перегонных кубов независимо от продолжительности винокурения; б) за дополнительные патенты - в двойном, против установленного за основные патенты, размере;
с пивоваренных заводов: 1) в столицах и в Варшаве с заводов, имеющих заторные чаны емкостью в 100 ведер, - 150 руб. и затем за каждое ведро емкости сверх 100 ведер прибавляется по 1,5 руб.; 2) в столицах и в Варшаве с заводов, имеющих заторные чаны емкостью менее 100 ведер за первые 35 ведер, - 55 руб. и затем за каждое ведро емкости сверх 35 ведер прибавляется по 1,5 руб.; 3) в прочих городах, кроме губерний Иркутской, Енисейской и Якутской области, с заводов, имеющих заторные чаны емкостью в 100 ведер, - 50 руб. и затем за каждое ведро емкости сверх 100 ведер прибавляется по 0,5 руб.;
с медоваренных заводов: 1) повсеместно, за исключением губерний Иркутской, Енисейской и Якутской области, с заводов, имеющих котлы емкостью от 10 до 25 ведер, - 10 руб., от 25 до 35 ведер - 20 руб. и затем за каждые 10 ведер емкости котлов прибавляется по 10 руб.;
с водочных и спиртоочистительных заводов: 1) повсеместно, кроме Закавказского края, губерний Иркутской, Енисейской и Якутской области: в местностях I разряда - 600 руб., II разряда - 300 руб., III разряда - 225 руб.;
с заводов, выделывающих лак, политуру, духи и осветительную жидкость: 1) повсеместно, за исключением губерний Иркутской, Енисейской и Якутской области, - 10 руб. 2) в губерниях Иркутской, Енисейской и Якутской области - 13 руб.;
с заводов, выделывающих пейсаховую водку: в губерниях Царства Польского - 25 руб. <*>.
--------------------------------
<*> Гартен О. Записная и справочная книжка для чинов акцизного надзора. Рига: Издание Шнакербурга, 1893. С. 5.
Наименьший размер для винокуренного завода был определен в 270 ведер емкости всех квасильных чанов в совокупности, при трехсуточном брожении, т.е. каждый чан должен быть не менее 90 ведер, наибольший размер соответствовал емкости квасильных чанов в

Способы противодействия злоупотреблению правом в сфере налогообложения в зарубежных странах и в россии  »
Комментарии к законам »
Читайте также