"Правовой режим вооруженных конфликтов и международное гуманитарное право: Монография" (Леншин С.И.) ("За права военнослужащих", 2009)

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ И
МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО
С.И. ЛЕНШИН
Автор:
Леншин Сергей Иванович - кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры конституционного (государственного) и международного права Военного университета, полковник юстиции.
Рецензент:
Тюркин Михаил Леонидович - доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, первый заместитель директора Федеральной миграционной службы Российской Федерации, генерал-майор милиции.
ВВЕДЕНИЕ
В международном праве неуклонно возрастает число норм, ориентированных на человека. Оно включает: согласование между государствами общечеловеческих стандартов прав и свобод личности; предоставление человеку юридической возможности реализовывать и защищать свои права и свободы; принятие государствами обязательных мер по гарантированной реализации прав и свобод человека и гражданина, их охране. В основе прав и свобод человека и гражданина лежит ценность человеческой личности, что нашло свое подтверждение в международных договорах универсального и регионального характера. Частью правовой системы прав и свобод личности является соблюдение прав человека в период вооруженных конфликтов. В целях ограничения воюющих в средствах и методах ведения войны, защиты гражданского населения, определения статуса воюющих, военнопленных, правового положения отдельных категорий лиц государства создали систему норм международного права на период ведения боевых действий. Они составляют сегодня отдельную отрасль - международное гуманитарное право, применяемое в период вооруженных конфликтов. Издание охватывает большинство существующих проблем международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, делает упор на базовые вопросы, важность которых вытекает из опыта мировых войн и борьбы с международным терроризмом.
Глава 1. ПРАВО ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ:
ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
§ 1. История развития
международного гуманитарного права
История человечества - это и история войн. Впервые правовая регламентация вооруженных конфликтов была проведена швейцарским Союзным советом. Он выработал I Женевскую конвенцию от 22 августа 1864 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях во время сухопутной войны, которая дополнялась в 1906, в 1929 и в 1949 гг. Конвенцией об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (Конвенция I). Важная роль в работе по подготовке Конвенции 1864 г. принадлежит швейцарцу Анри Дюнану, свидетелю страданий раненых и умирающих французских и австрийских солдат во время войны в Италии в 1859 г. при Сольферино. По его предложению был создан комитет помощи раненым и увеченным на поле боя, который главной целью имел разработку международных гуманитарных принципов, а также изучение возможности создания в каждой стране добровольного общества помощи раненым. Члены общества должны были обучаться оказанию помощи военным медикам в случае начала военных действий. В дальнейшем именно этот комитет явился учредителем Комитета Красного Креста, а с 1880 г. стал называться Международным комитетом Красного Креста <1>.
--------------------------------
<1> Григорьев А.Г. Международное право в период вооруженных конфликтов. М., 1992. С. 32.
Правила ведения войны стали преобразовываться в договорные нормы с XIX века на международных конгрессах и конференциях (Парижский конгресс 1856 г., Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., Женевские конференции 1929, 1949, 1977 гг. и др.). Международное гуманитарное право - это попытка государств установить определенный минимум норм и правил поведения сторон вооруженного конфликта с целью облегчить страдания жертв вооруженных конфликтов.
15 мая 1907 г. на X Гаагской конференции мира принципы Женевских конвенций 1864 и 1906 гг. были распространены на морскую войну. В Гаагских правилах сухопутной войны 1899 и 1907 гг. имелся раздел о положении военнопленных <2>. На основании этих Правил был составлен Наказ Русской армии о законах и обычаях сухопутной войны, высочайше утвержденный 14 июля 1904 г. и 27 апреля 1912 г. Наказ явился особым приложение к Уставам полевой службы 1904 и 1912 гг. В этот период появляются прообразы будущих международных судов - договоры об арбитраже <3>.
--------------------------------
<2> Конвенция (IV) о законах и обычаях сухопутной войны с прилагаемым Положением о законах и обычаях сухопутной войны. Гаага, 18 октября 1907 г.
<3> Мартенс Ф.Ф. Современное право цивилизованных народов. М., 1996. Т. 2.
Начало XX века ознаменовалось войнами 1904 - 1905, 1914 - 1918 гг., в результате которых были использованы запрещенные методы и средства ведения боевых действий. Произошедшие в мире социальные революции потребовали переосмысления международной политики государств, ее интернационализации, отхода от узко национальных интересов, национализма. Лишь координация усилий всех государств позволяла достичь нормального функционирования международной и национальных систем.
В 1919 г. державы-победительницы создали Лигу Наций и приняли ее уставный документ - Статут. Была учреждена первая всеобщая политическая организация, призванная обеспечить мир и сотрудничество между государствами.
В соответствии со Статутом в 1922 г. была учреждена Постоянная палата международного правосудия - первый постоянный международный суд. Однако основным недостатком Статута Лиги является то, что Статут не поставил вне закона применение силы в решении межгосударственных отношений.
Активной сторонницей борьбы с агрессивными войнами была Россия. Одним из первых декретов новой власти стал Декрет о мире 1917 г., предусматривавший реализацию перестройки международных отношений на демократических и справедливых принципах.
В 1921 г. в Генуе, на первой международной конференции с ее участием, Россия предложила провести всемирный конгресс на основе полного равенства всех народов и признания за всеми ними права распоряжаться своей судьбой. В качестве гарантии мира предлагалось всеобщее сокращение вооружений. Спорные вопросы могут и должны решаться мирным путем. Законы и обычаи войны следует дополнить полным запрещением ее наиболее варварских форм.
Предложение России о запрещении ее наиболее варварских форм, включая ядовитые газы, содействовало принятию в 1925 г. Женевского протокола о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств <4>.
--------------------------------
<4> Протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. Женева, 17 июня 1925 г.
27 августа 1928 г. государствами был принят Парижский пакт об отказе от войны как орудия национальной политики (Пакт Бриана-Келлога).
Вторично Женевская конвенция 1864 г. была пересмотрена в 1929 г. При этом был исключен пункт, согласно которому Конвенция могла вступить в силу, только если обе воюющие стороны ее ратифицировали. В 1929 г. были приняты 2 конвенции о защите жертв войны.
Начиная с 1931 г. Япония, Италия и Германия совершают один акт агрессии за другим. В 1932 г. созывается Женевская конференция по разоружению. Советский Союз предлагает реальный проект участия в процессе разоружения всех стран мира, но итоги конференции показывают, что ведущие страны разоружаться не хотят. Заслугой делегации СССР явилось внесение проекта определения акта агрессии, который, однако, не был принят конференцией. Но в 1933 г. СССР сумел заключить конвенцию об определении агрессии с 10 соседними государствами.
В 1939 г. с нападения Германии на Польшу началась Вторая мировая война. Страны-агрессоры - Япония, Германия, Италия - выходят из Лиги Наций. Германия прерывает выполнение Версальского договора. Великобритания, Франция и США были ответственны за такую политику Германии и Японии, потому что они занимали выжидательную позицию, не мешали агрессорам в реализации их захватнических планов. Нарушая Статут Лиги Наций, Великобритания и Франция в 1938 г. заключают Мюнхенское соглашение с Германией, которое решает судьбу Чехословакии без ее участия и подталкивает агрессоров к развязыванию войны. Несмотря на усилия СССР по созданию системы коллективной безопасности, заключить договор о совместном противостоянии насилию Германии и ее союзников не удается. Не найдя поддержки у западных стран, оставшись один на один с агрессором и стремясь обезопасить свои границы, СССР и Финляндия начинают войну. Западные страны, воспользовавшись этим, исключают Советский Союз из Лиги Наций. СССР вынужден установить мирные отношения с фашистской Германией, которая их затем вероломно нарушила.
История доказала справедливость действий СССР, и в период Второй мировой войны западные страны наладили с Советским Союзом интенсивное сотрудничество, которое затем переросло в Союз Держав антигитлеровской коалиции. Был создан эффективный механизм принятия решений по координации военных усилий и становления современного международного гуманитарного права. На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей международной организации, основанной на принципе суверенного равенства. Принята была декларация, определившая основы ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства и разрушения.
Ялтинская конференция глав СССР, США и Великобритании, которая состоялась в феврале 1945 г., решила вопросы послевоенного урегулирования: о правилах голосования в Совете Безопасности; оккупации Германии и контроле над ней; репарации; послевоенном урегулировании в Европе. По достигнутому соглашению по Дальнему Востоку СССР обязался принять участие в разгроме Японии, а союзники признали его права на Южный Сахалин и Курильские острова.
В июне 1945 г. конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско приняла Устав ООН <5>.
--------------------------------
<5> Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. // Устав Организации Объединенных Наций и Статут Международного Суда. Нью-Йорк, 2005.
В середине 1945 г. состоялась Потсдамская конференция руководителей трех держав, определившая принципы контрольного периода в Германии (демократизация, денацификация, демилитаризация, декартелизация). Был учрежден Совет министров иностранных дел для подготовки проектов мирных договоров. Эти проекты были рассмотрены на Парижской мирной конференции в 1946 г. (совместно с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией). Подготовка договоров была завершена Советом министров иностранных дел в том же году, и в 1947 г. они были подписаны. Мирного урегулирования с Германией и Японией достичь не удалось из-за расхождений между странами антигитлеровской коалиции. Они были заменены сепаратными соглашениями.
Особое значение имеет принятие в 1945 г. Устава Международного военного трибунала для суда над главными немецкими военными преступниками, а в дальнейшем и Устава Международного военного трибунала для суда над японскими преступниками. Уставы определили три вида преступлений, влекущих за собой индивидуальную ответственность высших должностных лиц государства: 1) преступления против мира; 2) военные преступления; 3) преступления против человечности. В 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН подтвердила принципы, воплощенные в Уставах и приговорах трибуналов. На Нюрнбергском процессе в 1946 г. положения Парижского договора получили свое развитие, там отмечалось, что "война для разрешения международных противоречий, предпринятая в качестве инструмента национальной политики, с очевидностью включает агрессивную войну". И далее: "...такая война является беззаконной в соответствии с международным правом". Отношение международного права к войне получило свое законченное оформление в Декларации о принципах международного права 1970 г., где провозглашалось: "Агрессивная война является преступлением против мира, которое влечет ответственность по международному праву".
После Второй мировой войны стало активно формироваться международное гуманитарное право. Особенно этому способствовало формирование отдельной отрасли права: права и свободы человека и гражданина, основу которого составили международные документы (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и др.) <6>. В это время человечество стало активно проникать в ранее неизведанные пространства (космос, Луна, океанские глубины, Антарктида, континентальный шельф, высотные слои атмосферы и т.д.). Стала активно изучаться биосфера, окружающая человека. Появились и новые открытия в области строения клетки, генной инженерии, нанотехнологии. Однако это использовалось не всегда во благо человечества.
--------------------------------
<6> Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.
Основа современного международного права - Устав ООН и международные соглашения, которые стали главными системообразующими факторами, на основе которых стали формироваться единые цели и принципы, наделяемые государствами высшей юридической силой.
В начале 60-х годов мир был втянут в "холодную войну", принесшую неисчислимые беды. Прекращение "холодной войны", наступившая разрядка напряженности создали условия для урегулирования сложных проблем, включая проблемы безопасности. В 1970 г. принимается Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в их недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения. В 1972 г. подписывается Конвенция <7> о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсического оружия и об их уничтожении. Разработан целый комплекс соглашений между СССР и США - о предотвращении ядерной войны, об ограничении средств противоракетной обороны и стратегических наступательных вооружений.
--------------------------------
<7> Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсического оружия и об их уничтожении. 10 апреля 1972 г.
В 1959 г. был принят Договор об Антарктиде, установивший основу правового режима этого континента, включая демилитаризацию и нейтрализацию. В 1963 г. подписан Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах (в атмосфере - космосе; на земле; в океане; возможны только подземные испытания). В 1968 г. принят Договор о нераспространении ядерного оружия. Кодификацией занимались Комиссия ООН по правам человека и Специализированные учреждения ООН.
§ 2. Понятие права вооруженных конфликтов
Идея международного гуманитарного права была сформулирована в трудах юристов на рубеже XVI - XVII вв. Так, Ф. де Витториа в 1532 г. писал, что нормы права наций, в том числе гуманитарного права, должны выводиться из "согласия большей части всего мира, прежде всего во имя общего
Читайте также