СТАТЬЯ. "ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ БИОЭТИКА - МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА ФИЛОСОФИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ xxi ВЕКА"(П.В.Лопатин)("Московские аптеки" n 6, 2004)


"Московские аптеки" N 6, 2004
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ БИОЭТИКА - МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА
ФИЛОСОФИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ XXI ВЕКА
В последние годы внимание широких кругов специалистов, общественных, профессиональных и др. организаций все более привлекают проблемы защиты человека, его физического и психического здоровья, достоинства и неприкосновенности личности от возможных негативных воздействий агентов и технологий, открытых современной биологией, медициной и фармацией; обеспечения доступности этих достижений для поддержания здоровья каждого индивида и общества.
Это обусловлено многочисленными фактами, которые известны фармацевтической и медицинской общественности. Например, из-за погони фармацевтических фирм за прибылью на рынок продвигались недоизученные лекарства, отпуск их осуществлялся без рецептов, что привело в конце 70-х годов ХХ века в США к резкому росту лекарственных болезней, и каждая четвертая смерть американца была результатом побочного действия лекарств. По требованию страховых фирм были приняты меры, которые выправили ситуацию. Но и теперь при обороте по безрецептурному отпуску в 1,3 млрд. долларов на лечение побочных эффектов от приема лекарств затрачивается от 54 до 90 млрд. долларов в год!
В ответ на возникшую ситуацию сформировалось новое направление в науке - биоэтика. Биоэтика изучает противоречия, возникающие между интересами людей, а также их сообществ в области здоровья, и достижения биологии, медицины и фармации, которые прямо или опосредованно могут нанести ущерб здоровью и качеству жизни, с целью выработки морально-нравственных норм, требований, принципов и иных механизмов, обеспечивающих использование таких достижений только во благо человека и природы. С 90-х годов ученые стали уделять внимание как медицинским, так и этическим проблемам, связанным с обращением лекарств. Были приняты документы, адресованные не только врачам, но и фармацевтам и властным структурам - например, Копенгагенская декларация Европейского форума фармацевтической ассоциации и ВОЗ (май 1994 г.) относительно принципов снабжения и распределения ЛС.
В 1996 году была проведена первая международная конференция "Фармацевтическая биоэтика", в этот год, можно считать, родилось новое научно-практическое направление в фармации.
Фармацевтическая биоэтика - это область биоэтики, изучающая моральные, правовые, социальные, экологические и юридические проблемы, возникающие при создании, клинических испытаниях, регистрации, производстве, доведении до потребителя и использовании фармацевтических, парафармацевтических и других аптечных товаров, а также при оказании фармацевтических научно-консультативных услуг с целью защиты здоровья населения и отдельных людей, качества их жизни, физической и психической неприкосновенности личности, защиты человеческого достоинства и обеспечения доступности фармацевтической помощи для широких слоев населения. Ныне дифференциация биоэтики еще более углубилась. Следует выделить такие ее направления, как медицинская биоэтика, биоэтика создания и клинических испытаний лекарств, раздел биоэтики, объединяющий интересы широкого круга специалистов различного профиля, в том числе фармацевтических и медицинских работников, фармацевтическая биоэтика и теоретико-философское направление биоэтики.
В наших исследованиях рассмотрены разделы этих направлений и показано, что для формирования биоэтической концепции специалиста по фармации необходимо знание фармацевтической биоэтики и представление об этических проблемах, относящихся к другим областям биоэтики. Это было использовано при составлении программы вузовской подготовки провизоров по фармацевтической биоэтике. Определены и факторы, формирующие биоэтику, фармацевтическую биоэтику и другие разделы.
Целесообразно отметить важную роль философии в формировании новых идеалов и норм; влияние философии на общественное сознание (мораль, религию, право, политическое сознание), на общественное бытие (материальное отношение людей друг к другу и природе), общественные отношения, многообразные связи между людьми и их группами в процессе экономической, социальной, политической и культурной деятельности; общественное мнение, представляющее состояние массового сознания и определяющее отношение к событиям, отдельным лицам, группам, которые регулируют поведение отдельных лиц и групп, насаждают нормы общественных отношений; современные приемы воздействия на общественное мнение.
Наряду с факторами, формирующими био- и фармацевтическую этику, большое значение имеют состояния, тенденции развития и достижения экономики, социологии, биологии, конкретные биоэтические, этические и деонтологические ситуации, возникающие в процессе обращения фармацевтических и других аптечных товаров; фармацевтической, санитарно-эпидемиологической и медицинской деятельности; проведения НИР в области биологии и использования полученных результатов.
Разработанные модели влияния различных факторов на биоэтику и ее отдельные области, в том числе фармацевтическую биоэтику, а также блок-схема, раскрывающая соотношение биологии, этики, деонтологии и биоэтики в современном мире знаний, - все это позволяет системно решать проблемы, связанные с формированием этических кодексов фармацевтических работников и других специалистов, участвующих в процессе обращения лекарств и прочих аптечных товаров, а также кодексов для отдельных групп, представляющих интересы игроков в сфере розничной и оптовой торговли, производства и др.
В настоящее время большинство специалистов считает, что без определения четких и принятых норм и правил этичного поведения на рынке достойная деятельность в сфере фармацевтических и других аптечных товаров просто невозможна. Поэтому в ВОЗ в России, в США и др. странах сделаны попытки сформулировать такие кодексы. Наиболее удачным и получившим широкую поддержку оказался Кодекс фармацевтического работника России, разработанный кафедрой Организации и экономики фармации ММА им. И.М.Сеченова в 1996 году, обсужденный и принятый на нескольких состоявшихся конференциях и опубликованный в ряде профессиональных изданий, в т.ч. в газете "Московские аптеки". Этические кодексы для отдельных групп участников фармацевтического рынка еще предстоит создать. При этом важно определиться, что будет лежать в основе философии фармацевтической деятельности: принципы классического маркетинга, целью которого является максимальная прибыль, которая может быть использована как угодно; социальный маркетинг, концепция которого разрабатывается зарубежными учеными, понимающими негативные аспекты использования классического маркетинга в медицине и фармации или предложенная кафедрой Организации и экономики фармации ММА им. И.М.Сеченова доктрина Фармацевтической помощи, имеющая двуединую цель - обеспечение пациентов квалифицированной, своевременной и доступной фармацевтической помощью и получение разумной прибыли, реинвестируемой в развитие системы фармацевтической помощи, как одной из важнейших подсистем общественного здравоохранения.
Известно что, вся система фармацевтического маркетинга опирается на подсистему формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС) (см. рис. 1).
-------------------------------------------------------------------------¬
¦Рис. 1 ¦
¦ ¦
¦АБСТРАКТНАЯ ГРАФИЧЕСКАЯ ОТКРЫТАЯ ГИПОТЕТИЧЕСКАЯ СИНТЕТИЧЕСКАЯ ¦
¦МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА И СТИМУЛИРОВАНИЯ СБЫТА (ФОССТИС) ¦
¦АПТЕЧНЫХ ТОВАРОВ ¦
¦ ¦
¦Вход в систему Подсистема и элементы Выход ¦
+---------------> "ФОССТИС" -----------> ¦
¦ - блок управления; ¦
¦Сигналы: - блок изучения Удовлетворенные ¦
¦Запросы производителей особенностей клиентуры запросы клиентов ¦
¦оптовых и розничных (восприятия, сознания, по "ФОССТИС", ¦
¦организаций по "ФОССТИС" психики потребительского обеспечивающие ¦
¦с целью получения поведения); получение ¦
¦максимальной прибыли. - блок разработки или максимальной ¦
¦Ресурсы: отбора технологий, прибыли, прибыль.¦
¦--информационные в т.ч. формирования ¦
¦- результаты НИР по потребительского поведения ¦
¦управлению восприятием, для "ФОССТИС" с ориетацией ¦
¦сознанием, психикой и на конкретные группы ¦
¦потребительским потребителей, группы ¦
¦поведением; товаров и услуг; ¦
¦- нормативно-правовые, - блоки осуществления ¦
¦регулирующие деятельность оценки и коррекции ¦
¦по "ФОССТИС" (рекламе и мероприятий по "ФОССТИС" - ¦
¦др.); на безрецептурные ¦
¦- морально-нравственные препараты, ИМН - на ¦
¦нормы и правила рецептурные препараты. ¦
¦деятельности субъектов ¦
¦рынка; ¦
¦-- финансовые; ¦
¦-- возможности средств ¦
¦коммуникаций (радио, TV, ¦
¦Интернет, СМИ и др.). ¦
¦ ¦
¦Внешняя среда: генераторы нормативно-правового поля и результаты их ¦
¦нормо- и законотворчества; экономическая, политическая, демографическая ¦
¦и др. ситуации. ¦
L-------------------------------------------------------------------------
Подсистема (система) ФОССТИС строится на изучении особенностей восприятия, осознания, сознания потребительского поведения и манипулирования этими особенностями для искусственного формирования спроса и стимулирования сбыта и с их помощью получения прибыли, при этом истинной заботы о потребителе нет и в помине.
Использование системы маркетинга в области российской и мировой фармации привело к массовому нарушению морально-нравственных норм и обусловило появление серьезных негативных тенденций (см. табл. 1).
-------------------------------------------------------------------¬
¦Табл. 1 ¦
¦ ¦
¦НЕГАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРОЯВИВШИЕСЯ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ В ¦
¦РЕЗУЛЬТАТЕ НАРУШЕНИЯ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ НОРМ И ПРАВИЛ ¦
¦ ¦
¦- появление контрафактной (фальсифицированной) продукции; ¦
¦- недостоверная характеристика эффективности и безопасности ¦
¦ внедряемых аптечных товаров (АТ); ¦
¦- снижение уровня контроля за безопасностью АТ; ¦
¦- утаивание информации о возможных побочных эффектах и частоте ¦
¦ их проявления; ¦
¦- нарастающее давление на институциональных, промежуточных и ¦
¦ конечных потребителей, манипулирование их психикой, восприятием ¦
¦ и потребительским поведением; ¦
¦- использованием опион-лидеров среди врачей, тенденциозно ¦
¦ продвигающих по заданию фирм ЛС и др. АТ, при отсутствиии ¦
¦ медицинских обществ, способных влиять на опион-лидеров и четких ¦
¦ положений в соответствующих этических кодексах, в том числе и в ¦
¦ области наказания за неэтическое поведение; ¦
¦- завышение расходов на создание ЛС, завышение оптовых и розничных¦
¦ цен; ¦
¦- уменьшение ценовой доступности фармацевтических товаров для ¦
¦ потребителей; ¦
¦- лишение розничных аптечных организаций статуса организаций ¦
¦ здравоохранения. ¦
L-------------------------------------------------------------------
Серьезную опасность представляет для России угроза неконтролируемого самолечения. Основные ее тенденции приводятся в табл. 2.
-------------------------------------------------------------------¬
¦ Табл. 2 ¦
¦ ¦
¦УГРОЗА НЕКОНТРОЛИРУЕМОГО САМОЛЕЧЕНИЯ ¦
¦ ¦
¦Беспрецедентно агрессивная и неэтичная реклама ЛС, возрастающее ¦
¦давление на клиницистов со стороны производителей фармпродукции - ¦
¦приводят к дезорганизации лечебного процесса и увеличению ¦
¦стоимости лечения (проф. и чиж.). ¦
¦Официальный перечень ЛС, отпускаемых без рецепта, расширяется, но ¦
¦необходимой подготовки пациентов по их эффективному и безопасному ¦
¦применению не проводится. ¦
¦Фактически до 80 % всех ЛС в аптеках можно купить без рецепта. ¦
¦Неконтролируемое самолечение может привести к ситуации, ¦
¦наблюдавшейся в США: ¦
¦- в 70-х - начале 80-х годов каждая смерть американца была связана¦
¦ с побочными эффектами лекарств; ¦
¦- ныне при обороте безрецептурных ЛС в 1,3 млрд. долларов на ¦
¦ лечение нежелательных эффектов затрачивается от 54 до 90 млрд. ¦
¦ долларов. ¦
L-------------------------------------------------------------------
Предвидя проявление негативных явлений при использовании в фармацевтической практике классического маркетинга, в 1988 году кафедрой Организации и экономики фармации ММА им. И.М.Сеченова была предложена Доктрина фармацевтической помощи, которая использована в документах, регламентирующих подготовку провизоров, и внедрена в учебный процесс. Почти одновременно ВОЗ выступила с аналогичными идеями. В основе ее лежат положения, обеспечивающие оказание фармацевтической помощи, уровень которой определяется современными достижениями фармацевтических наук, в том числе доказательной фармакотерапии, фармакоэкономики и др., а также доказательной медицины, экономическими возможностями соответствующей страны и международных сообществ, основными принципами здравоохранения, принятыми в 1978 году на Алма-Атинской конференции по первичной медицинской помощи; системой защиты прав потребителей фармацевтической помощи. Модель системы фармацевтической помощи представлена на рис. 2.
----------------------------------------------------------------------------¬
¦Рис. 2 ¦
¦ ¦
¦АБСТРАКТНАЯ ГИПОТЕТИЧЕСКАЯ СИНТЕТИЧЕСКАЯ ОТКРЫТАЯ МОДЕЛЬ ¦
¦СИСТЕМЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА ¦
¦ ¦
¦Вход Выход ¦
+----------> Управляющая подсистема: --------> ¦
¦Сигналы: Правительство РФ и его Оказание ¦
¦запросы потребителей органы; фармацевтической ¦
¦фармпомощи. Органы исполнительной помощи, получение¦
¦Ресурсы: власти субъектов прибыли и ¦
¦- материальные; Российской Федерации в реинвестирование ¦
¦- финансовые; сфере обращения ее в развитие. ¦
¦- трудовые; лекарственных средств и др. ¦
¦- информационные. Функциональные системы: ¦
¦Другие сигналы систем - изучения запросов ¦
¦макросреды. потребителей; ¦
¦ - создания и воспроизводства; ¦
¦ - контроля качества, ¦
¦ эффективности и безопасности; ¦
¦ - государственной регистрации; ¦
¦ - производства и изготовления, ¦
¦ оптовой и розничной торговли; ¦
¦ - научной, патентной, ¦
¦ ведомственной и товароведческой ¦
¦ информации; ¦
¦ - мониторинг за побочным ¦
¦ действием; ¦
¦ - непрерывного фармацевтического ¦
¦ образования; ¦
¦ - ЗППФП. ¦
¦ ¦
¦Макросреда фармацевтической помощи ¦
¦Системы: законо- и нормотворческая, экономическая, демографическая, ¦
¦политическая, природная среда и др. ¦
L----------------------------------------------------------------------------
Она отличается от модели фармацевтического маркетинга (рис. 3) своей социальной направленностью и целью - удовлетворения действительных, основанных на достижениях доказательной медицины, а не искусственно формируемых, запросов в фармацевтической помощи, а также тем, что получаемая в результате деятельности системы прибыль реинвестируется только для развития этой системы.
---------------------------------------------------------------------------------------------¬
¦Рис. 3 ¦
¦ ¦
¦АБСТРАКТНАЯ ГРАФИЧЕСКАЯ ГИПОТЕТИЧЕСКАЯ ОТКРЫТАЯ МОДЕЛЬ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА ¦
¦ ¦
¦ Вход Подсистема и элементы Выход ¦
¦ ---------> фарммаркетинга, обеспечивающие: ----------> ¦
¦ Сигналы: - Изучение запросов и их Прибыль -----> Накопление ¦
¦ --> - Формируемые и формирование с целью получения ------> ¦ ¦ (обогащение) ¦
¦ ¦ контролируемые прибыли. ----- V ¦
¦ ¦ запросы - Изучение потребительского ¦ Инвестиции в любой бизнес ¦
¦ ¦ потребителей в поведения и управление им. ¦ ¦ ¦
¦ ¦ фармтоварах. - Выработка приемов и способов ¦ V ¦
¦ ¦ - Ресурсы: формирования спроса и ¦ -- Инвестиции в инновации ¦
¦ ¦ финансовые, стимулирования сбыта (ФОССТИС). ¦ L-> Реинвестирование в развитие¦
¦ ¦ материальные, - Конструирование L---> фармбизнеса, финансирование¦
¦ ¦ трудовые, конкурентноспособных товаров. затрат на управление ¦
¦ ¦ информационные. Составление "зеркала товара". потребительским поведением ¦
¦ ¦ - Сигналы - Управление продвижением товара "ФОССТИС" и др. ¦
¦ ¦ нормативно- на рынок: поиск и изучение ¦
¦ ¦ правового поля, целевых сегментов, определение ¦
¦ ¦ прочие сигналы ниши и др. ¦
¦ ¦ внешней среды. - Формулирование политик: ------> Сформированные запросы --¬¦
¦ ¦ ценовой, товарной, кадровой, ¦¦
¦ ¦ производства и распределения ¦¦
¦ ¦ товаров, др. ¦¦
¦ ¦ - Управление и координация ------> Удовлетворенные запросы ¦¦
¦ ¦ маркетинговой деятельности. ¦¦
¦ L------------------------------------------------------------------------------------------¦
¦ ¦
¦ Внешняя среда ¦
¦ Система правового регулирования, в том числе защиты прав потребителей, правового ¦
¦ регулирования фармдеятельности (генераторы законов, норм), системы медицинского ¦
¦ обеспечения, противоэпидемиологических и санитарно-гигиенических мероприятий, ¦
¦ экономики, народонаселения, экологической ситуации и др. ¦
L---------------------------------------------------------------------------------------------
Несмотря на очевидную прогрессивность доктрины фармацевтической помощи, она еще не получила должного признания и использования. Это объясняется, прежде всего, тем, что среди властных структур и общественного мнения не созрело понимание своевременности широкого ее внедрения в практику здравоохранения, общественные лидеры не оценили значение морально-нравственных норм и правил в системе обращения аптечных товаров.
Сложившаяся ситуация требует значительного усиления активности прогрессивных ученых и практиков по выработке, закреплению в общественном сознании и профессиональной фармацевтической деятельности морально-нравственных норм, принципов и иных механизмов, обеспечивающих нужды сограждан, общества и государства, внедрение доктрины фармацевтической помощи как основы философии фармацевтической деятельности XXI века.
Московская медицинская академия
им. И.М.Сеченова
П.В.ЛОПАТИН
Подписано в печать
29.06.2004

<ПИСЬМО> ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Г.МОСКВЫ ОТ 28.06.2004 n 33-18-844<О ПОРЯДКЕ ЗАПОЛНЕНИЯ СПРАВОК НА ДЕТЕЙ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА ОТДЫХ В РОСТОВСКУЮ ОБЛАСТЬ>(ВМЕСТЕ С ПИСЬМОМ ЦГСЭН В Г.МОСКВЕ ОТ 07.06.2004 n 5-35/179, ПИСЬМОМ ЦГСЭН В Г.ТАГАНРОГЕ, НЕКЛИНОВСКОМ, МАТВЕЕВО-КУРГАНСКОМ И КУЙБЫШЕВСКОЙ РАЙОНАХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28.04.2004 n 03-4/1030)  »
Медицинское законодательство »
Читайте также
Популярные документы