Европейская защита прав человека и реформирование российской судебной правовой системы

РОССИЙСКОЙ СУДЕБНОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ
С.А. ГОРШКОВА
Горшкова Светлана Анатольевна, кандидат юридических наук, научный сотрудник Института государства и права РАН.
Одним из определяющих векторов проходящей в нашей стране реформы судебно - правовой системы является утверждение судебной защиты прав граждан, которая должна отвечать назревшим потребностям российского общества, соответствовать международным нормам, в том числе европейским стандартам по правам человека. Речь идет о значительном обновлении законодательной базы в сфере судебного производства. Причем вводимые в российское законодательство общепризнанные правовые нормы и механизмы должны опираться и взаимодействовать с утвердившимися и оправдавшими себя в современных условиях традиционными для нас правовыми институтами.
После вступления России в Совет Европы (февраль 1996 года) нашей стране удалось многое сделать по имплементации европейских норм в российскую судебно - правовую систему. В результате ратификации Российской Федерацией основных европейских конвенций по защите прав человека фактически все их принципы и нормы стали составной частью российского законодательства, регулирующего судопроизводство. Им, как и положениям других международных договоров и соглашений, участником которых является Россия, отдается предпочтение по сравнению с нормами федерального неконституционного и регионального законодательства. Однако, как показывает практика, чтобы европейские нормы действовали полноценно и эффективно, необходимо непосредственное включение их в российские законодательные акты и создание соответствующего механизма реализации этих норм.
В ходе реформы судебно - правовой системы осуществляется радикальное обновление гражданского, уголовного, административного и арбитражного процессуального законодательства, направленное на совершенствование судопроизводства, усиление судебной ответственности органов государственной власти и должностных лиц за соблюдение прав человека, наделение судов более широкими полномочиями контроля, повышение доступности правосудия.
В связи с этим предстоит решить ряд приоритетных задач, ориентированных на усиление надежности судебной защиты российских граждан, в том числе:
обеспечить законодательные гарантии права на защиту законом и правосудием;
расширить право на справедливое судебное разбирательство;
конкретизировать и уточнить нормы, касающиеся порядка задержания или ареста, нахождения под стражей, обыска лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений;
урегулировать правовые механизмы сокращения сроков досудебного и судебного производства;
усилить правовую защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения и ограничения ее прав; обеспечить право потерпевшего на полную компенсацию в случае судебной ошибки.
В настоящей статье рассматриваются проблемы введения в российское законодательство норм, соответствующих европейским стандартам судебной защиты прав человека.
Право на защиту законом и правосудием
Во второй половине XX в. в европейской практике сформировалась достаточно эффективная система законодательной и судебной защиты прав человека. В ее основу положены нормы Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой под эгидой Совета Европы в 1950 г. (далее - Конвенция или Европейская конвенция): все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту закона; каждый человек в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законами, имеет право на восстановление его в правах национальным компетентным судом; никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию; каждый человек имеет право на справедливое судебное разбирательство и на эффективные средства правовой защиты; наказание должно быть исключительно на основании закона; нельзя осуждать человека за уголовное преступление, которое на момент его совершения таковым не считалось, и другие. К европейской судебной защите относится и европейское прецедентное право, значительную часть которого представляет толкование конвенционных норм, содержащееся в решениях Европейского Суда по правам человека (далее - Европейский Суд).
Согласно статьям 6, 7 и 13 Конвенции и Протоколов к ней N 4 (ст. 1) и N 7 (ст. ст. 2, 3, 4) каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на признание его правосубъектности, то есть право на защиту законом, а в случае предъявления ему любого уголовного обвинения - право на справедливое и публичное судебное разбирательство, определенное национальным законодательством и европейским правом.
Конвенционные положения получили в ходе судебно - правовой реформы широкое отражение в нашем законодательстве по правам человека. Российская Конституция, которая учла общепризнанные принципы и нормы в области защиты прав человека, в том числе и положения Европейской конвенции, гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, в том числе и тех, которые определяются международными нормами (ст. 46) <*>. Этот принцип конкретизируется в федеральных конституционных законах "О Конституционном Суде Российской Федерации" и "О судебной системе Российской Федерации", в Гражданском процессуальном, Арбитражном процессуальном, Уголовно - процессуальном кодексах и в других законодательных актах.
--------------------------------
<*> См.: Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993. С. 18.
В российском законодательстве закреплено положение, предоставляющее каждому право обратиться с жалобой в суд, если он считает, что неправомерными действиями (решениями) или бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы как гражданина, созданы препятствия для осуществления его прав и свобод, незаконно на него возложена какая-либо обязанность или незаконно он привлечен к какой-либо ответственности <*>.
--------------------------------
<*> См.: Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" // Ведомости РФ. 1993. N 19. Ст. 685.
В марте 2001 года с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод" были введены нормы, регулирующие ряд прав лиц, связанных с судебным производством. Так, более полно обеспечиваются права лиц в отношении применения к ним принудительных мер медицинского характера. Этим лицам и их близким родственникам, а также законным представителям и лечащим врачам предоставлено право требовать изменения вида принудительного лечения или его отмены. Регулируется порядок переписки осужденного с защитником или иными лицами, оказывающими ему юридическую помощь, а также с судом, прокуратурой, вышестоящим органом уголовно - исполнительной системы, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и другими органами. Установлен порядок обеспечения обвиняемого (подозреваемого) защитником с момента предъявления обвинения или заключения под стражу, а также с момента фактического задержания по делам, связанным с производством по применению принудительных мер медицинского характера. Также уточнены некоторые правовые понятия, касающиеся судопроизводства <*>.
--------------------------------
<*> См.: Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод" // СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1140.
Назначение судебного производства, его принципы определены новым Уголовно - процессуальным кодексом РФ, который был подготовлен с учетом заключения экспертов Совета Европы и принят в декабре 2001 года. В Кодексе сказано: "Уголовное судопроизводство имеет своим назначением: 1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; 2) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод" (ст. 6) <*>.
--------------------------------
<*> См.: Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2001. N 52. Ч. I. Ст. 4921.
С принятием УПК РФ потеряли силу оговорки, сделанные Россией при ратификации в марте 1998 года Конвенции о защите прав человека и основных свобод, по таким вопросам, как порядок ареста, содержание под стражей и задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений.
Хотя основные принципы организации и функционирования судебных органов, содержащиеся в российском процессуальном законодательстве, отвечают европейским требованиям: независимость, несменяемость и неприкосновенность судей; запрещение создания чрезвычайных судов (даже в исключительных ситуациях); состязательность и равноправие сторон в процессе судопроизводства и другие - в ходе реформирования судебно - правовой системы действия этих принципов в судебном процессе уточняются. При этом важно добиться, чтобы судебная власть на практике перестала быть под давлением исполнительных структур и стала действительно сильной и самостоятельной, находящейся только под контролем закона и общества.
Учитывая это, парламентом были приняты и вступили в 2001 г. в силу законы, вносящие изменения в действующие Законы "О Конституционном Суде Российской Федерации", "О судебной системе Российской Федерации" и "О статусе судей в Российской Федерации". То, что проекты этих законов, подготовленные по инициативе Президента РФ, соответствовали европейским стандартам, подтвердила экспертиза Европейского Суда. Введенные изменения призваны обеспечить: улучшение деятельности судов и функционирования механизма исполнения их решений; уточнение статуса судей; введение прозрачного (гласного) порядка назначения судей на должность, приостановления и прекращения их полномочий; повышение требований, предъявляемых к кандидатам на должность судей; определение оснований и порядка привлечения судей к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности и другие необходимые нововведения <*>. Эти меры должны способствовать и преодолению проявлений коррупции в судейской среде.
--------------------------------
<*> См.: Федеральный конституционный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4824; Федеральный конституционный закон "О внесении дополнения и изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4825; Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4837.
Развив законодательные гарантии права граждан на защиту правосудием, УПК РФ усилил правоохранительную и правозащитную роль суда, освободив его от обвинительных функций: "Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав" (ст. 15). Следовательно, теперь суд лишь оценивает представленные доказательства в условиях состязательности сторон уголовного процесса и на этом основании выносит свое решение.
К числу других изменений в сфере уголовного процесса относятся: упразднение суда с участием народных заседателей; укрепление и развитие судебного института присяжных заседателей (с 1 января 2003 года суд присяжных вводится на всей территории страны); уточнение правового статуса, прав и обязанностей всех участников уголовного судопроизводства; введение дополнительных гарантий защиты граждан от необоснованного уголовного преследования; существенное упрощение уголовного судопроизводства по преступлениям небольшой и средней тяжести.
В российском законодательстве нашло отражение европейское положение, согласно которому право на судебную защиту является гарантией всех других прав и свобод и не подлежит каким-либо ограничениям. Даже в случае введения на территории России или ее части чрезвычайного положения там согласно ст. 35 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" (2001 г.) правосудие продолжает осуществляться обычными судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ <*>.
--------------------------------
<*> См.: Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" // СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.
Сравнительно недавно в России возродился и начинает действовать институт мировых судей. Закон "О мировых судьях в Российской Федерации" (1998 г.) определил, что они назначаются на должность законодательным органом субъекта Федерации либо избираются на должность населением соответствующего участка (15 - 30 тыс. человек) на срок не более пяти лет (при повторном и последующих назначениях или избраниях - на срок не менее пяти лет) <*>. Мировые судьи рассматривают гражданские споры и выносят приговоры по нетяжким преступлениям (максимальный срок наказания до трех лет лишения свободы), совершенным в конкретном районе. Они являются судьями общей юрисдикции субъектов Федерации и входят в единую судебную систему страны. В соответствии с Законом "О введении в действие Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации" (2001 г.) с 1 января 2003 года на всей территории страны должен полноценно действовать институт мировых судей <**>.
--------------------------------
<*> См.: Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270.
<**> См.: Федеральный закон "О введении в действие Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 52. Ч. 1. Ст. 4924.
Если российские граждане считают, что их конституционные права нарушены, а суды общей юрисдикции по каким-либо причинам не смогли их защитить, то они могут в соответствии с ч. 4 ст. 125 Конституции РФ непосредственно обратиться в Конституционный Суд.
Порядок такого обращения установлен Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" (1994 г.), который во многом учел опыт организации и деятельности европейских конституционных судов. Деятельность Суда основана на принципе, согласно которому "государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы, создавая при этом эффективные правовые механизмы устранения любых нарушений, в том числе допущенных его органами и должностными лицами при осуществлении уголовного судопроизводства" <*>. Не менее важно и другое положение, которым руководствуется Суд: предусмотренные процессуальным правом процедуры должны гарантировать приоритет прав и свобод человека и гражданина, не допуская предпочтения им даже самых важных общественных, ведомственных или личных интересов.

Правовое регулирование основных видов социального обеспечения осужденных  »
Комментарии к законам »
Читайте также