К ВОПРОСУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ

Л.Е. ИВАНОВА
Л.Е. Иванова, офицер юридической службы Вооруженных Сил РФ.
В связи с развитием в последние годы законодательства в области социальной защиты военнослужащих у юристов, службы тыла, жилищных комиссий воинских частей и учреждений МО РФ возникло много вопросов. Хотелось бы отметить некоторые проблемы, связанные с предоставлением жилья военнослужащим, которые нуждаются во внимании законодателя, а также выделить те важные моменты, которые необходимо знать военнослужащему, ожидающему получения жилья на общих основаниях.
В ВС РФ в настоящее время большое количество необеспеченных жилплощадью военнослужащих, заключивших контракты о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" при продолжении военной службы свыше 5 лет этой категории военнослужащих жилые помещения предоставляются на общих основаниях (предоставляемые квартиры не являются служебными). Квартира для каждого военнослужащего и члена его семьи - это тыл, покой и независимость. Многие с получением жилплощади связывают свои жизненные планы на будущее.
Но радужные надежды подчас сочетаются с равнодушным отношением к своим первичным документам, являющимся основой при реализации права на жилье в дальнейшем. Уверенность молодых офицеров в непременном исполнении служебных обязанностей службой тыла часто бывает ошибочной и впоследствии затягивает процесс квартирного обеспечения на долгие годы, а в случае судебного спора может затруднить (а то и вообще сделать невозможным) сбор доказательств. И одной из причин такого отношения к документам учета является слабое знание жилищного законодательства, а также требований руководящих документов и актов органов военного управления.
Первое, на что необходимо обратить особое внимание - юридический факт постановки в очередь на улучшение жилищных условий. Следует отметить, что лица, не имеющие жилплощади (бесквартирные), и лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в соответствии со ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР (далее - ЖК РСФСР) относятся к одной категории граждан. В жилкомиссиях воинских частей (учреждений) часто разделяют эту единую категорию граждан на отдельные очереди. Об этом будет сказано ниже.
Подавая командованию рапорт с ходатайством о постановке на учет на улучшение жилищных условий, военнослужащий должен его зарегистрировать в книге учета входящих документов. Но подачи одного рапорта недостаточно. В соответствии со ст. 12 "Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилищных помещений в РСФСР" от 31 июля 1984 г. к рапорту необходимо приобщить документы, которые имеют прямое отношение к решению жилищного вопроса. У военнослужащих такими документами могут быть:
- справка о составе семьи;
- справка из учреждений здравоохранения;
- справка о проверке жилищных условий;
- акт о состоянии жилья;
- документы, подтверждающие право на льготы и др.
Желательно к рапорту приобщать копии документов, а подлинники предъявлять на распределении жилплощади, а еще лучше - при оформлении документов после выделения жилья - перед получением ордера, для предоставления их в квартирно - эксплуатационные органы по месту прохождения службы.
Документы, приобщенные к рапорту, подтверждают изложенные в рапорте сведения.
Военнослужащий должен знать, что обязанность по уведомлению жилкомиссии обо всех обстоятельствах, в том числе и новых (например, заболевание члена семьи, дающее право на внеочередное получение жилья; усыновление ребенка, вследствие чего семья стала многодетной), лежит непосредственно на нем.
Согласно ч. 2 ст. 31 ЖК РСФСР, ч. 2 ст. 14 Примерных правил, ст. 8 Положения о жилищных комиссиях (Приказ Министра обороны СССР 1975 г. N 285) ходатайство о постановке на учет на улучшение жилищных условий жилкомиссией должно быть рассмотрено в течение одного месяца со дня поступления рапорта (т.е. со дня регистрации рапорта).
Дата постановки в очередь, как правило, совпадает с датой вынесения решения жилкомиссией, если рапорт был рассмотрен ею своевременно. В протоколе заседания жилкомиссии должна быть обязательно указана дата постановки на учет военнослужащего.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 ЖК РСФСР о принятом решении жилкомиссия должна сообщить военнослужащему в письменной форме. Это письмо должно содержать дату принятия решения жилкомиссией, дату постановки на учет и номер очереди в едином списке. Если военнослужащего поставили в льготную очередь, то указывается номер очереди в едином списке, номер очереди в льготном списке и каком конкретно (например, список первоочередного предоставления жилплощади).
При отсутствии надлежаще оформленного письма с указанными сведениями таким уведомлением может быть копия протокола (или выписка из него) с решением жилкомиссии о зачислении на учет, заверенная печатью.
К сожалению, практического применения в воинских частях (учреждениях МО РФ) норма ч. 3 ст. 31 ЖК РСФСР о письменном уведомлении не получила. А ведь отсутствие такого документа у заинтересованного в жилье военнослужащего при спорной ситуации порождает много проблем, основной из которых является доказывание конкретной даты постановки на учет и номера очереди.
Хотелось бы обратить особое внимание на важную роль указанных выше документов. В интересах военнослужащего получить на руки не менее двух надлежаще заверенных копий своего рапорта с указанием регистрационного номера и даты поступления, визы соответствующего должностного лица и не менее двух надлежаще заверенных копий протокола заседания жилкомиссии о зачислении военнослужащего в списки очередников.
У многих может возникнуть вопрос: зачем нужны эти документы? Выдача этих документов на руки военнослужащему исключает впоследствии внесение изменений в единый список очередников части в зависимости от обстоятельств и по желанию заинтересованных должностных лиц.
Единый список военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, часто является документом "особой секретности" для нуждающихся в социальной защите военнослужащих. Поэтому следует помнить, что в соответствии со ст. 1 ЖК РСФСР и ст. 5 Примерных правил учета граждан учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределение жилплощади должны осуществляться под общественным контролем и с соблюдением гласности. Поэтому единые списки и льготные списки должны быть доступны для всего личного состава в любое время и никак не зависеть от отсутствия на службе должностного лица, у которого хранятся эти списки в подлиннике.
В приложениях N 10 и 11 Приказа МО СССР 1975 г. N 285 приводятся образцы отдельных списков в таблицах на:
1) военнослужащих, не имеющих жилплощади;
2) военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в порядке ст. 29 ЖК РСФСР образуют единую категорию граждан - нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Однако жизнь показала, что деление единой по закону категории граждан на две разные ведет к нарушению прав военнослужащих. Соблюдение нормы ч. 2 ст. 33 ЖК РСФСР в данном случае обязательно: список очередников должен быть общий, а из него одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений.
Представляется, что из приведенных в приложениях N 10 и 11 образцов - таблиц должен быть сделан единый список нуждающихся в улучшении жилищных условий. Но такая таблица нуждается в дополнительных сведениях. Эти сведения нужны прежде всего очереднику, чтобы исключить в отношении себя какие-либо нарушения, и во исполнение ч. 1 ст. 19 Конституции РФ - о равенстве всех перед законом. Считаю, что единый список должен выглядеть следующим образом (выделенные сведения автором дополнены):
ЕДИНЫЙ СПИСОК ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
И ЛИЦ ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА, НУЖДАЮЩИХСЯ
В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ
--T-----T------T-----------T-----T----T-----------T-----T------T-----¬
¦N¦Воин-¦Ф.И.О.¦ Где ¦Дата ¦Дата¦ Номер и ¦Имею-¦Отмет-¦Дата ¦
¦п¦ское ¦главы ¦ проживает ¦за- ¦по- ¦ дата ¦тся ¦ки об ¦зак- ¦
¦/¦зва- ¦семьи,¦в настоящее¦чис- ¦дачи¦ протокола ¦ли ¦удов- ¦люче-¦
¦п¦ние ¦родст-¦ время ¦ле- ¦ра- ¦ заседания ¦льго-¦летво-¦ния ¦
¦ ¦ ¦венное¦ (адрес), ¦ния ¦пор-¦жилкомиссии¦ты и ¦рении ¦пер- ¦
¦ ¦ ¦отно- ¦количество ¦в ¦та ¦с принятием¦какие¦жил- ¦вого ¦
¦ ¦ ¦шение,¦ комнат, ¦спис-¦ ¦ решения о ¦ ¦пло- ¦кон- ¦
¦ ¦ ¦год ¦ метраж ¦ки ¦ ¦зачислении ¦ ¦щадью ¦трак-¦
¦ ¦ ¦рожде-¦жилплощади ¦воин-¦ ¦ на учет ¦ ¦с ука-¦та ¦
¦ ¦ ¦ния ¦ у имеющих ¦ской ¦ ¦ ¦ ¦занием¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦жилплощадь ¦час- ¦ ¦ ¦ ¦даты ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ти ¦ ¦ ¦ ¦выдачи¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ордера¦ ¦
+-+-----+------+-----------+-----+----+-----------+-----+------+-----+
¦1¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦
L-+-----+------+-----------+-----+----+-----------+-----+------+------
Включение дополнительных сведений помогает определить правомерность постановки на учет любого лица, состоящего на учете, законность выделения ему квартиры именно таким метражом жилплощади (по норме ст. 38 ЖК РСФСР - по 12 кв. м на человека).
Следующий документ, который желательно иметь претенденту на получение жилья, это копия единого списка или выписка из него с указанием всех очередников до его номера очереди (включительно). И сразу же возникают вопросы: выдадут ли такой документ военнослужащему? Законно ли требование военнослужащего о выдаче такого документа? Поскольку информация о состоящих на учете лицах, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с вышеприведенной нормой является общедоступной и к законодательству о государственной тайне не отнесена, то на основании ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать информацию любым законным способом.
Отказ в выдаче всех перечисленных документов следует рассматривать как ограничение в правах, гарантированных Конституцией РФ и Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (см. ч. 5 ст. 3).
Если военнослужащий считает, что при распределении жилья его очередность была нарушена, то для защиты своего права в судебном порядке желательно получить в войсковой части копию заседания жилкомиссии с результатами распределения спорной жилплощади.
В связи с тем, что "Положение о порядке обеспечения жилой площадью в СА и ВМФ" (Приказ МО СССР 1975 г. N 285) действует 25 лет, во многом оно уже существенно отстает от современной жизни и некоторых обстоятельств не предусматривает. Полагаю необходимым обозначить те проблемы, которые нуждаются в правовом регулировании.
1. Организационно - штатные мероприятия последних лет поставили в затруднительное положение военнослужащих, которые вынуждены переводиться к новому месту службы в том же гарнизоне, но в другую воинскую часть.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РСФСР гражданин может приниматься на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства и по месту работы. Из смысла данной нормы вытекает, что для военнослужащего местом работы является место службы. Тогда что следует считать местом службы - конкретную воинскую часть (учреждение МО РФ) или гарнизон? Поскольку воинские части, расположенные постоянно или временно в населенном пункте или вне его, составляют гарнизон (ст. 1 Устава гарнизонной и караульной служб ВС РФ), то для постановки на учет местом службы следует считать как конкретную воинскую часть, так и гарнизон. Поэтому постановка на учет после перевода на новое место службы в пределах одного и того же гарнизона с даты перевода в другую воинскую часть влечет за собой ограничение права военнослужащего на жилище.
Вполне законно зачисление на учет по новому месту службы военнослужащего с даты первичной постановки на учет по предыдущему месту службы в данном гарнизоне. Но поскольку указанное Положение не регламентирует порядок действия военнослужащего в такой ситуации, то имеет смысл предварительно получить разрешение на постановку на учет с первичной даты в письменном виде у жилкомиссии гарнизона.
2. Вторая проблема связана с направлением военнослужащего для прохождения военной службы за границу. Должна ли снимать с учета военнослужащего при таком переводе жилкомиссия по п. 4 ст. 32 ЖК РСФСР (прекращение отношений с воинской частью, где он состоит на учете)?
За границей исключается возможность постановки на учет для получения постоянного жилья (на общих основаниях) по месту службы и тем более по месту жительства.
Считаю, что независимо от того, исключался ли из списков личного состава военнослужащий при переводе за границу, за ним очередь должна сохраняться. Согласно п. 2 ст. 32 ЖК РСФСР не сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий при выезде на другое постоянное место жительства. Выезд в интересах военной службы за пределы РФ не является переездом на другое постоянное место жительства.
В данном случае у командования необходимо получить письменное подтверждение о решении жилкомиссии части. На основании ч. 4 ст. 32 ЖК РСФСР о снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.
Такое письменное уведомление военнослужащих в воинских частях и учреждениях также не получило практического применения.
3. В настоящее время в ВС РФ проходит военную службу много женщин. Все чаще встречаются семьи, где и жена, и муж являются военнослужащими. Но нередко женам в жилкомиссиях частей отказывают в постановке на учет на получение жилплощади по причине того, что по месту службы в списки очередников зачислен муж. А поскольку отказ в письменном виде никогда не выдают, то доказать факт незаконности в действиях жилкомиссии по отказу женщине - военнослужащей при реализации конституционного права на жилище бывает практически невозможно. Поэтому, если женщины намереваются защитить свое право, необходимо получить отказ жилкомиссии части в письменном виде.
Каждый военнослужащий, независимо от того, числится ли в очереди на получение жилплощади его супруг, при наличии оснований имеет право ходатайствовать о зачислении его на учет лично. При получении жилплощади по нормам ст. 38 ЖК РСФСР на всю семью, другого супруга по месту службы жилкомиссия должна снять с учета. И производится это в порядке п. 1 ст. 32 ЖК РСФСР - в результате улучшения жилищных условий, после чего отпали основания для предоставления жилого помещения.
4. Следующая проблема связана с переносом очереди одного супруга в списки очередников по месту службы другого супруга, если они проходят службу в разных воинских частях в одном гарнизоне. Возможно ли это с точки зрения закона?
Примером такой

ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО: ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА ЗАКОНА  »
Комментарии к законам »
Читайте также