К ВОПРОСУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ
Л.Е. ИВАНОВА
Л.Е. Иванова, офицер
юридической службы Вооруженных Сил РФ.
В
связи с развитием в последние годы
законодательства в области социальной
защиты военнослужащих у юристов, службы
тыла, жилищных комиссий воинских частей и
учреждений МО РФ возникло много вопросов.
Хотелось бы отметить некоторые проблемы,
связанные с предоставлением жилья
военнослужащим, которые нуждаются во
внимании законодателя, а также выделить те
важные моменты, которые необходимо знать
военнослужащему, ожидающему получения
жилья на общих основаниях.
В ВС РФ в
настоящее время большое количество
необеспеченных жилплощадью
военнослужащих, заключивших контракты о
прохождении военной службы до 1 января 1998 г.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального
закона "О статусе военнослужащих" при
продолжении военной службы свыше 5 лет этой
категории военнослужащих жилые помещения
предоставляются на общих основаниях
(предоставляемые квартиры не являются
служебными). Квартира для каждого
военнослужащего и члена его семьи - это тыл,
покой и независимость. Многие с получением
жилплощади связывают свои жизненные планы
на будущее.
Но радужные надежды подчас
сочетаются с равнодушным отношением к
своим первичным документам, являющимся
основой при реализации права на жилье в
дальнейшем. Уверенность молодых офицеров в
непременном исполнении служебных
обязанностей службой тыла часто бывает
ошибочной и впоследствии затягивает
процесс квартирного обеспечения на долгие
годы, а в случае судебного спора может
затруднить (а то и вообще сделать
невозможным) сбор доказательств. И одной из
причин такого отношения к документам учета
является слабое знание жилищного
законодательства, а также требований
руководящих документов и актов органов
военного управления.
Первое, на что
необходимо обратить особое внимание -
юридический факт постановки в очередь на
улучшение жилищных условий. Следует
отметить, что лица, не имеющие жилплощади
(бесквартирные), и лица, нуждающиеся в
улучшении жилищных условий, в соответствии
со ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР (далее - ЖК
РСФСР) относятся к одной категории граждан.
В жилкомиссиях воинских частей (учреждений)
часто разделяют эту единую категорию
граждан на отдельные очереди. Об этом будет
сказано ниже.
Подавая командованию
рапорт с ходатайством о постановке на учет
на улучшение жилищных условий,
военнослужащий должен его
зарегистрировать в книге учета входящих
документов. Но подачи одного рапорта
недостаточно. В соответствии со ст. 12
"Примерных правил учета граждан,
нуждающихся в улучшении жилищных условий, и
предоставлении жилищных помещений в РСФСР"
от 31 июля 1984 г. к рапорту необходимо
приобщить документы, которые имеют прямое
отношение к решению жилищного вопроса. У
военнослужащих такими документами могут
быть:
- справка о составе семьи;
-
справка из учреждений здравоохранения;
- справка о проверке жилищных условий;
-
акт о состоянии жилья;
- документы,
подтверждающие право на льготы и др.
Желательно к рапорту приобщать копии
документов, а подлинники предъявлять на
распределении жилплощади, а еще лучше - при
оформлении документов после выделения
жилья - перед получением ордера, для
предоставления их в квартирно -
эксплуатационные органы по месту
прохождения службы.
Документы,
приобщенные к рапорту, подтверждают
изложенные в рапорте сведения.
Военнослужащий должен знать, что
обязанность по уведомлению жилкомиссии обо
всех обстоятельствах, в том числе и новых
(например, заболевание члена семьи, дающее
право на внеочередное получение жилья;
усыновление ребенка, вследствие чего семья
стала многодетной), лежит непосредственно
на нем.
Согласно ч. 2 ст. 31 ЖК РСФСР, ч. 2 ст.
14 Примерных правил, ст. 8 Положения о
жилищных комиссиях (Приказ Министра
обороны СССР 1975 г. N 285) ходатайство о
постановке на учет на улучшение жилищных
условий жилкомиссией должно быть
рассмотрено в течение одного месяца со дня
поступления рапорта (т.е. со дня регистрации
рапорта).
Дата постановки в очередь, как
правило, совпадает с датой вынесения
решения жилкомиссией, если рапорт был
рассмотрен ею своевременно. В протоколе
заседания жилкомиссии должна быть
обязательно указана дата постановки на
учет военнослужащего.
В соответствии с
ч. 3 ст. 31 ЖК РСФСР о принятом решении
жилкомиссия должна сообщить
военнослужащему в письменной форме. Это
письмо должно содержать дату принятия
решения жилкомиссией, дату постановки на
учет и номер очереди в едином списке. Если
военнослужащего поставили в льготную
очередь, то указывается номер очереди в
едином списке, номер очереди в льготном
списке и каком конкретно (например, список
первоочередного предоставления
жилплощади).
При отсутствии надлежаще
оформленного письма с указанными
сведениями таким уведомлением может быть
копия протокола (или выписка из него) с
решением жилкомиссии о зачислении на учет,
заверенная печатью.
К сожалению,
практического применения в воинских частях
(учреждениях МО РФ) норма ч. 3 ст. 31 ЖК РСФСР о
письменном уведомлении не получила. А ведь
отсутствие такого документа у
заинтересованного в жилье военнослужащего
при спорной ситуации порождает много
проблем, основной из которых является
доказывание конкретной даты постановки на
учет и номера очереди.
Хотелось бы
обратить особое внимание на важную роль
указанных выше документов. В интересах
военнослужащего получить на руки не менее
двух надлежаще заверенных копий своего
рапорта с указанием регистрационного
номера и даты поступления, визы
соответствующего должностного лица и не
менее двух надлежаще заверенных копий
протокола заседания жилкомиссии о
зачислении военнослужащего в списки
очередников.
У многих может возникнуть
вопрос: зачем нужны эти документы? Выдача
этих документов на руки военнослужащему
исключает впоследствии внесение изменений
в единый список очередников части в
зависимости от обстоятельств и по желанию
заинтересованных должностных лиц.
Единый список военнослужащих, нуждающихся
в улучшении жилищных условий, часто
является документом "особой секретности"
для нуждающихся в социальной защите
военнослужащих. Поэтому следует помнить,
что в соответствии со ст. 1 ЖК РСФСР и ст. 5
Примерных правил учета граждан учет
нуждающихся в улучшении жилищных условий и
распределение жилплощади должны
осуществляться под общественным контролем
и с соблюдением гласности. Поэтому единые
списки и льготные списки должны быть
доступны для всего личного состава в любое
время и никак не зависеть от отсутствия на
службе должностного лица, у которого
хранятся эти списки в подлиннике.
В
приложениях N 10 и 11 Приказа МО СССР 1975 г. N 285
приводятся образцы отдельных списков в
таблицах на:
1) военнослужащих, не
имеющих жилплощади;
2) военнослужащих,
нуждающихся в улучшении жилищных условий,
которые в порядке ст. 29 ЖК РСФСР образуют
единую категорию граждан - нуждающихся в
улучшении жилищных условий.
Однако
жизнь показала, что деление единой по
закону категории граждан на две разные
ведет к нарушению прав военнослужащих.
Соблюдение нормы ч. 2 ст. 33 ЖК РСФСР в данном
случае обязательно: список очередников
должен быть общий, а из него одновременно в
отдельные списки включаются граждане,
имеющие право на первоочередное и
внеочередное предоставление жилых
помещений.
Представляется, что из
приведенных в приложениях N 10 и 11 образцов -
таблиц должен быть сделан единый список
нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Но такая таблица нуждается в
дополнительных сведениях. Эти сведения
нужны прежде всего очереднику, чтобы
исключить в отношении себя какие-либо
нарушения, и во исполнение ч. 1 ст. 19
Конституции РФ - о равенстве всех перед
законом. Считаю, что единый список должен
выглядеть следующим образом (выделенные
сведения автором дополнены):
ЕДИНЫЙ
СПИСОК ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
И ЛИЦ
ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА, НУЖДАЮЩИХСЯ
В
УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ
УСЛОВИЙ
--T-----T------T-----------T-----T----T-----------T-----T------T-----¬
¦N¦Воин-¦Ф.И.О.¦ Где ¦Дата ¦Дата¦ Номер
и ¦Имею-¦Отмет-¦Дата ¦
¦п¦ское ¦главы ¦
проживает ¦за- ¦по- ¦ дата ¦тся ¦ки об
¦зак- ¦
¦/¦зва- ¦семьи,¦в настоящее¦чис-
¦дачи¦ протокола ¦ли ¦удов- ¦люче-¦
¦п¦ние ¦родст-¦ время ¦ле- ¦ра- ¦
заседания ¦льго-¦летво-¦ния ¦
¦ ¦
¦венное¦ (адрес), ¦ния
¦пор-¦жилкомиссии¦ты и ¦рении ¦пер- ¦
¦
¦ ¦отно- ¦количество ¦в ¦та ¦с
принятием¦какие¦жил- ¦вого ¦
¦ ¦
¦шение,¦ комнат, ¦спис-¦ ¦ решения о ¦
¦пло- ¦кон- ¦
¦ ¦ ¦год ¦ метраж ¦ки
¦ ¦зачислении ¦ ¦щадью ¦трак-¦
¦ ¦
¦рожде-¦жилплощади ¦воин-¦ ¦ на учет ¦
¦с ука-¦та ¦
¦ ¦ ¦ния ¦ у имеющих
¦ской ¦ ¦ ¦ ¦занием¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦жилплощадь ¦час- ¦ ¦ ¦ ¦даты ¦
¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ти ¦ ¦ ¦
¦выдачи¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ордера¦ ¦
+-+-----+------+-----------+-----+----+-----------+-----+------+-----+
¦1¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10
¦
L-+-----+------+-----------+-----+----+-----------+-----+------+------
Включение
дополнительных сведений помогает
определить правомерность постановки на
учет любого лица, состоящего на учете,
законность выделения ему квартиры именно
таким метражом жилплощади (по норме ст. 38 ЖК
РСФСР - по 12 кв. м на человека).
Следующий
документ, который желательно иметь
претенденту на получение жилья, это копия
единого списка или выписка из него с
указанием всех очередников до его номера
очереди (включительно). И сразу же возникают
вопросы: выдадут ли такой документ
военнослужащему? Законно ли требование
военнослужащего о выдаче такого документа?
Поскольку информация о состоящих на учете
лицах, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, в соответствии с вышеприведенной
нормой является общедоступной и к
законодательству о государственной тайне
не отнесена, то на основании ч. 4 ст. 29
Конституции РФ каждый имеет право свободно
искать, получать информацию любым законным
способом.
Отказ в выдаче всех
перечисленных документов следует
рассматривать как ограничение в правах,
гарантированных Конституцией РФ и
Федеральным законом "О статусе
военнослужащих" (см. ч. 5 ст. 3).
Если
военнослужащий считает, что при
распределении жилья его очередность была
нарушена, то для защиты своего права в
судебном порядке желательно получить в
войсковой части копию заседания
жилкомиссии с результатами распределения
спорной жилплощади.
В связи с тем, что
"Положение о порядке обеспечения жилой
площадью в СА и ВМФ" (Приказ МО СССР 1975 г. N 285)
действует 25 лет, во многом оно уже
существенно отстает от современной жизни и
некоторых обстоятельств не
предусматривает. Полагаю необходимым
обозначить те проблемы, которые нуждаются в
правовом регулировании.
1.
Организационно - штатные мероприятия
последних лет поставили в затруднительное
положение военнослужащих, которые
вынуждены переводиться к новому месту
службы в том же гарнизоне, но в другую
воинскую часть.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК
РСФСР гражданин может приниматься на учет
нуждающихся в улучшении жилищных условий
по месту жительства и по месту работы. Из
смысла данной нормы вытекает, что для
военнослужащего местом работы является
место службы. Тогда что следует считать
местом службы - конкретную воинскую часть
(учреждение МО РФ) или гарнизон? Поскольку
воинские части, расположенные постоянно
или временно в населенном пункте или вне
его, составляют гарнизон (ст. 1 Устава
гарнизонной и караульной служб ВС РФ), то
для постановки на учет местом службы
следует считать как конкретную воинскую
часть, так и гарнизон. Поэтому постановка на
учет после перевода на новое место службы в
пределах одного и того же гарнизона с даты
перевода в другую воинскую часть влечет за
собой ограничение права военнослужащего на
жилище.
Вполне законно зачисление на
учет по новому месту службы
военнослужащего с даты первичной
постановки на учет по предыдущему месту
службы в данном гарнизоне. Но поскольку
указанное Положение не регламентирует
порядок действия военнослужащего в такой
ситуации, то имеет смысл предварительно
получить разрешение на постановку на учет с
первичной даты в письменном виде у
жилкомиссии гарнизона.
2. Вторая
проблема связана с направлением
военнослужащего для прохождения военной
службы за границу. Должна ли снимать с учета
военнослужащего при таком переводе
жилкомиссия по п. 4 ст. 32 ЖК РСФСР
(прекращение отношений с воинской частью,
где он состоит на учете)?
За границей
исключается возможность постановки на учет
для получения постоянного жилья (на общих
основаниях) по месту службы и тем более по
месту жительства.
Считаю, что
независимо от того, исключался ли из
списков личного состава военнослужащий при
переводе за границу, за ним очередь должна
сохраняться. Согласно п. 2 ст. 32 ЖК РСФСР не
сохраняется право состоять на учете
нуждающихся в улучшении жилищных условий
при выезде на другое постоянное место
жительства. Выезд в интересах военной
службы за пределы РФ не является переездом
на другое постоянное место жительства.
В данном случае у командования необходимо
получить письменное подтверждение о
решении жилкомиссии части. На основании ч. 4
ст. 32 ЖК РСФСР о снятии с учета граждане
должны быть поставлены в известность в
письменной форме.
Такое письменное
уведомление военнослужащих в воинских
частях и учреждениях также не получило
практического применения.
3. В настоящее
время в ВС РФ проходит военную службу много
женщин. Все чаще встречаются семьи, где и
жена, и муж являются военнослужащими. Но
нередко женам в жилкомиссиях частей
отказывают в постановке на учет на
получение жилплощади по причине того, что
по месту службы в списки очередников
зачислен муж. А поскольку отказ в
письменном виде никогда не выдают, то
доказать факт незаконности в действиях
жилкомиссии по отказу женщине -
военнослужащей при реализации
конституционного права на жилище бывает
практически невозможно. Поэтому, если
женщины намереваются защитить свое право,
необходимо получить отказ жилкомиссии
части в письменном виде.
Каждый
военнослужащий, независимо от того,
числится ли в очереди на получение
жилплощади его супруг, при наличии
оснований имеет право ходатайствовать о
зачислении его на учет лично. При получении
жилплощади по нормам ст. 38 ЖК РСФСР на всю
семью, другого супруга по месту службы
жилкомиссия должна снять с учета. И
производится это в порядке п. 1 ст. 32 ЖК РСФСР
- в результате улучшения жилищных условий,
после чего отпали основания для
предоставления жилого помещения.
4.
Следующая проблема связана с переносом
очереди одного супруга в списки
очередников по месту службы другого
супруга, если они проходят службу в разных
воинских частях в одном гарнизоне. Возможно
ли это с точки зрения закона?
Примером
такой