Международное право и законодательство российской федерации о праве граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения

Л.Н. ВАСИЛЬЕВА
Васильева Лия Николаевна - младший научный сотрудник, аспирантка Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
Язык - уникальная ценность и неотъемлемый признак нации. Использование языков - одно из важных направлений национальной политики любого государства, в том числе такого многонационального, как Российская Федерация. Один из основополагающих принципов политики демократического государства в области использования языков - принцип их равноправия.
Принцип равноправия языков связан с состоянием прав и свобод граждан в каждом государстве. Истинное равноправие языков трактуется как допущение "двух или более языков к свободному употреблению" как в межличностных, так и в официальных сферах общения, в том числе при обучении <*>.
--------------------------------
<*> См.: Дурденевский В.Н. Равноправие языков в советском строе. М., 1927. С. 9.
Вопросы использования языков, их равноправия, придания языку определенного статуса (международно - правовой статус у языков ООН, статус языка межнационального общения, язык с конституционным статусом, национальный (родной) язык, язык профессионального общения) требуют пристального внимания и изучения.
Каждый народ имеет право на сохранение и развитие своей культуры, традиций и языка, в том числе народ, у которого нет государственно - территориальных образований, либо народ, чьи представители мигрируют из других государств на территорию Российской Федерации.
В этой статье более подробно рассматривается проблема использования языков в процессе воспитания и обучения, которой мировое сообщество уделяет большое внимание.
Еще 70 лет назад профессор В.Н. Дурденевский отмечал: "Живые и жизнеспособные языки имеют... равное право на существование в государстве, где живут говорящие на этих языках нации; такие языки должны быть допущены к употреблению в частной и общественной жизни, в школе, администрации, в суде... на равных основаниях, причем должны быть в меру жизненных ресурсов государства создаваемы возможно равные материальные условия для пользования языками; лишь при отсутствии достаточных ресурсов и малой распространенности данного языка равноправие его может быть заменено правом применения в пределах, обеспечивающих чисто культурные нужды данной национальной группы" <*>.
--------------------------------
<*> Дурденевский В.Н. Указ. соч. С. 26.
Законодательную базу правового регулирования использования языков в Российской Федерации составляет целый ряд нормативно - правовых актов. Его стержень - Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России.
Государством гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и других обстоятельств. Статья 19 Конституции Российской Федерации запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Принцип недискриминации по подобным критериям зафиксирован в международных договорах. В частности, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., закрепляя обязательства участвующих государств принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры для обеспечения полного осуществления экономических, социальных и культурных прав, устанавливает, что участвующие в Пакте государства обязуются гарантировать, что права, провозглашенные в Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации и, в частности, по языковому признаку. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. также закрепляет принцип недискриминации по языковому признаку. Кроме того, он устанавливает, что в странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.
Принцип языковой недискриминации закрепляется также Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г., Декларацией о праве на развитие 1986 г. и рядом других международных актов.
Особой заботой и вниманием международного сообщества окружены языки национальных меньшинств и коренных малочисленных народов. Международными актами устанавливается обязанность государств по защите и поддержке языков национальных меньшинств и коренных малочисленных народов. В соответствии с Документом Копенгагенского Совещания Конференции по человеческому измерению 1990 г. лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право свободно выражать, сохранять и развивать свою языковую самобытность. В частности, они имеют право:
свободно пользоваться своим родным языком в личной и общественной жизни;
создавать и поддерживать собственные образовательные учреждения, организации или ассоциации;
распространять информацию, иметь доступ к ней и обмениваться информацией на своем родном языке.
Государства - участники обязуются защищать языковую самобытность национальных меньшинств на своей территории и создавать условия для поощрения этой самобытности.
Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г. (вступила в силу для СССР 1 ноября 1962 года) закреплено, что за лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, следует признавать право вести собственную просветительскую работу, включая руководство школами, и в соответствии с политикой в области образования каждого государства использовать или преподавать собственный язык при соблюдении некоторых недискриминационных условий.
Разработана и Рекомендация ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г.
Конституцией Российской Федерации право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества отнесено к числу основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
В ст. 68 Конституции Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
В Российской Федерации приняты законы и иные нормативные акты в рассматриваемой области, в частности Закон "О языках народов Российской Федерации", Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "О национально - культурной автономии", Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации".
Законом "О языках народов Российской Федерации" устанавливается принцип государственных гарантий равноправия языков: Российская Федерация гарантирует всем ее народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения.
Российская Федерация гарантирует каждому право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания.
Закон закрепляет следующие права граждан по использованию языков народов Российской Федерации: право на выбор языка общения, воспитания и обучения, право на благоприятные условия, обеспеченные государством, для изучения и преподавания родного языка и других языков народов Российской Федерации, хотя принцип равноправия языков, определенный в нашем законодательстве, осуществляется также в пределах технических и экономических возможностей.
Законом РСФСР "О языках народов РСФСР" в редакции 1991 г. <*> предусматривалось, что государство обеспечивает на территории РСФСР создание системы воспитательно - образовательных учреждений, иных форм воспитания и обучения на языках народов РСФСР. В редакции Федерального закона от 24 июля 1998 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О языках народов РСФСР" <**> содержится положение о том, что право граждан Российской Федерации на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также созданием условий для их функционирования.
--------------------------------
<*> Ведомости РСФСР. 1991. N 50. Ст. 1740.
<**> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3804.
Язык обучения в образовательных учреждениях определяется законодательством Российской Федерации и законодательством ее субъектов. Законом "О языках народов Российской Федерации" и Законом "Об образовании" предусмотрено, что язык (языки), на котором ведется воспитание и обучение в общеобразовательном учреждении, определяется учредителем и (или) уставом образовательного учреждения.
На федеральном уровне Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1994 года утвержден Порядок разработки, утверждения и введения в действие федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования <*>. В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально - региональный компоненты.
--------------------------------
<*> САПП РФ. 1994. N 10. Ст. 793.
Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Национально - региональные компоненты государственных образовательных стандартов устанавливаются субъектами Российской Федерации в лице их органов государственной власти.
Для сохранения, изучения и развития языков народов Российской Федерации Правительством РФ разрабатываются федеральные целевые программы и осуществляются меры по реализации таких программ.
В программах сохранения, изучения и развития языков народов Российской Федерации предусматриваются, в частности, содействие изданию литературы на языках народов Российской Федерации, финансирование научных исследований в области сохранения, изучения и развития языков народов Российской Федерации, создание условий для распространения через средства массовой информации сообщений и материалов на языках народов Российской Федерации, подготовка специалистов в указанной области, совершенствование системы образования в целях развития языков народов Российской Федерации и иные меры.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут разрабатывать соответствующие региональные целевые программы.
Субъекты Российской Федерации в соответствии с Законом "О языках народов Российской Федерации" вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
В республиках в составе Российской Федерации приняты соответствующие законы о языках их народов (например, в республиках Хакасия, Башкортостан, Саха (Якутия), Татарстан, Адыгея). В этих законах устанавливается, что республики в составе Российской Федерации на своей территории самостоятельно решают все вопросы, связанные с языками, обеспечивают их экономическую, социальную и юридическую защиту.
На территории республик гарантируется языковой суверенитет каждого народа независимо от его численности и правового положения и языковой суверенитет личности независимо от происхождения человека, его социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания.
Законы о языках народов соответствующих республик закрепляют права граждан по использованию языков народов республики.
Статья 9 Закона Республики Адыгея "О языках народов Республики Адыгея" <*> закрепляет право на выбор языка общения. Статья 10 - право на выбор языка воспитания и обучения: граждане Республики Адыгея имеют право свободного выбора языка обучения и воспитания. Обучение детей родному языку является гражданским правом и долгом родителей. Республика Адыгея обеспечивает на своей территории создание системы воспитательно - образовательных учреждений и иных форм воспитания и обучения на государственных языках Республики Адыгея и создает условия для реализации прав граждан других национальностей, проживающих в Республике, на воспитание и обучение детей на родном языке.
--------------------------------
<*> Ведомости ЗС (Хасэ) - Парламента Республики Адыгея. 1994. N 5.

также закрепляет право ее граждан на выбор языка общения, воспитания и обучения. Кроме того, закрепляется положение о том, что Республика Хакасия проявляет заботу об удовлетворении национально - культурных, языковых потребностей хакасов, проживающих за пределами Республики, хотя практически реализовать подобное положение, вероятно, трудно. Поэтому необходимо обеспечить, чтобы такие положения не стали безжизненной нормой закона.. --------------------------------">Статья 8 Закона Республики Хакасия "О языках народов Республики Хакасия" <*> также закрепляет право ее граждан на выбор языка общения, воспитания и обучения. Кроме того, закрепляется положение о том, что Республика Хакасия проявляет заботу об удовлетворении национально - культурных, языковых потребностей хакасов, проживающих за пределами Республики, хотя практически реализовать подобное положение, вероятно, трудно. Поэтому необходимо обеспечить, чтобы такие положения не стали безжизненной нормой закона.. --------------------------------

, закрепляя право на выбор языка воспитания и обучения, гарантирует башкирскому населению, проживающему за пределами Республики Башкортостан, содействие государства в организации различных форм воспитания и обучения на башкирском языке.. --------------------------------">Статья 8 Закона Республики Башкортостан от 15 февраля 1999 года "О языках народов Республики Башкортостан" <*>, закрепляя право на выбор языка воспитания и обучения, гарантирует башкирскому населению, проживающему за пределами Республики Башкортостан, содействие государства в организации различных форм воспитания и обучения на башкирском языке.. --------------------------------

устанавливает, что на территории Республики Татарстан государством создаются условия каждому народу и личности для сохранения и всестороннего развития родного языка, обеспечивается свобода выбора и использования языка общения. Необходимо учесть и принятый 15 сентября 1999 года Закон Республики Татарстан "О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики" <**>, который должен вступить в силу с 1 сентября 2001 года. До 1 сентября 2011 года в Республике Татарстан действуют одновременно два алфавита: на основе латинской графики и кириллицы. С 1 сентября 2011 года на территории Республики Татарстан русский алфавит употребляться не будет.. --------------------------------">Статья 2 Закона Республики Татарстан от 8 июля 1992 года "О языках народов Республики Татарстан" <*> устанавливает, что на территории Республики Татарстан государством создаются условия каждому народу и личности для сохранения и всестороннего развития родного языка, обеспечивается свобода выбора и использования языка общения. Необходимо учесть и принятый 15 сентября 1999 года Закон Республики Татарстан "О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики" <**>, который должен вступить в силу с 1 сентября 2001 года. До 1 сентября 2011 года в Республике Татарстан действуют одновременно два алфавита: на основе латинской графики и кириллицы. С 1 сентября 2011 года на территории Республики Татарстан русский алфавит употребляться не будет.. --------------------------------

Вопросы организации управления государственной собственностью  »
Комментарии к законам »
Читайте также