Идентификация неопознанных трупов

В. ИСАЕНКО
В. Исаенко, заместитель начальника управления криминалистики Главного следственного управления Генеральной прокуратуры России.
Управлением криминалистики Главного следственного управления Генеральной прокуратуры совместно с Главным управлением уголовного розыска, Главным информационным и Экспертно - криминалистическим центрами Министерства внутренних дел, Российским центром судебно - медицинских экспертиз Министерства здравоохранения РФ проанализирована практика идентификации и захоронения неопознанных трупов. Состояние организации и результаты этой работы были обсуждены на межведомственном оперативном совещании в Генеральной прокуратуре.
Министерством внутренних дел в Туле и Новосибирске проведены региональные рабочие совещания по этой проблеме.
Оценка организации и результатов идентификационной работы показывает, что деятельность сотрудников следственного аппарата прокуратуры, оперативно - розыскных, информационных и экспертно - криминалистических подразделений органов внутренних дел на данном участке еще не соответствует в полной мере требованиям нормативных документов МВД и Генпрокуратуры РФ (в частности, приказа министра внутренних дел РФ от 5 мая 1993 г. N 213, совместного указания МВД и Генпрокуратуры РФ от 20 ноября 1998 г. N 83/36; 1/19934 "О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести" и др.). С участием работников судебно - медицинских учреждений во многих субъектах Российской Федерации ими предпринимаются усилия по расследованию причин гибели людей, установлению личности погибших и их захоронению в соответствии с существующими требованиями. Вместе с тем есть серьезные недостатки в этой работе, обуславливающие неадекватность ее уровня современным требованиям.
По данным ГИЦ при МВД России, в 1999 г. зарегистрировано почти 33 тыс. случаев обнаружения неопознанных трупов, что на 28% больше, чем в 1998 г. Больше всего их было поставлено на учет в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Иркутской, Кемеровской, Свердловской и Челябинской областях, т.е. в промышленно развитых регионах с высоким уровнем миграции людей и деловой активности, а также на юге европейской части России (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область).
Принятыми мерами удалось установить личность 22 тыс. погибших - более 70% от общего числа.
В истекшем году на территории России зарегистрировано около 36 тыс. фактов обнаружения неопознанных трупов (на 10,3% больше, чем в 1999 г.). Наибольшее их количество ставилось на учет по-прежнему в Московской области (2380); в Санкт - Петербурге и Ленинградской области (2229), в Москве (1899), в Челябинской (1742), Иркутской (1415), Свердловской (1261) областях, в Краснодарском крае (1084). Остались неопознанными, по сведениям ГИЦ при МВД России, 10688 трупов, т.е. уровень идентификации личности погибших аналогичен показателям 1999 г. В течение 1999 - 2000 гг. расследовано около 7 тыс. уголовных дел, возбужденных в связи с обнаружением неопознанных трупов с признаками убийства. Большинство этих преступлений раскрыто.
Наиболее высокие по сравнению с другими субъектами Российской Федерации результаты в работе по идентификации неопознанных трупов были достигнуты в Алтайском и Хабаровском краях, Ленинградской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской, Свердловской, Ульяновской областях, Санкт - Петербурге за счет использования положительно зарекомендовавших себя на практике, а также разработки и внедрения новых более эффективных форм и методов этой деятельности, отлаженного взаимодействия работников правоохранительных органов и судебно - медицинских экспертов.
Например, при Хабаровском краевом бюро судебно - медицинской экспертизы создано специализированное отделение идентификации и исследования неопознанных трупов. Работающие в нем судебно - медицинские эксперты имеют дополнительную подготовку в области антропологии и криминалистики. Отделение оснащено рентгеновской, фото- и видеоаппаратурой, компьютерной и другой техникой. Широко используются разработанные сотрудниками отделения средства программного обеспечения идентификационной деятельности, получившие государственную лицензию, а также цифровые методы накопления данных о неопознанных трупах, специальная видеотека. Имеющаяся компьютерная база данных доступна не только для работников правоохранительных органов Хабаровского края, но и всего Дальнего Востока.
В созданное в Санкт - Петербурге Бюро регистрации несчастных случаев (БРНС) в обязательном порядке направляются фотоснимки и другие данные трупов неизвестных лиц из их опознавательных карт. Информация о всех обнаруженных в течение суток трупах передается по модемной связи в органы внутренних дел, где обеспечивается их оперативное опознание.
В Нижнем Новгороде на базе Автозаводского отделения бюро судебно - медицинской экспертизы создан специализированный морг, где проводятся все экспертизы и исследования неопознанных трупов, обнаруженных в областном центре. За счет активизации взаимодействия экспертов - криминалистов органов внутренних дел и судебно - медицинских экспертов более чем в 13 тыс. случаев трупы неизвестных погибших были в оперативном порядке идентифицированы в судебно - медицинских моргах.
Накоплен значительный положительный опыт использования автоматизированных систем дактилоскопической регистрации и идентификации в получении установочных данных о неопознанных трупах. В Санкт - Петербурге и Ленинградской области в течение 1999 - 2000 гг. более половины обнаруженных трупов неизвестных лиц были в последующем идентифицированы с помощью дактилоскопического учета ГУВД и автоматизированной дактилоскопической информационной системы "Папилон". Указанная система результативно используется в Мурманской области.
Положительно зарекомендовали себя используемые в этих же целях дактилоскопические системы "SONDA+" (Астраханская, Ростовская области), "DEX" (Ульяновская область). В целом по Российской Федерации благодаря использованию дактилоскопических учетов и автоматизированной информационно - поисковой системы (АИПС) "Опознание" в последние годы устанавливается в среднем личность более 12 тыс. погибших.
Внедряются новые формы этой работы. Так, прокуратурой и управлением внутренних дел Калужской области направлено на места совместное указание о формировании областного и районных учетов лиц, относящихся к "группе риска", с учетом возможных перспектив опознания их трупов. В Южно - Уральском УВДТ с этой же целью создан банк данных из видеозаписей и дактилоскопических карт, относящихся к названной категории лиц. В Томской области эффективно используется действующая в медико - криминалистическом отделе ЭКУ УВД области автоматизированная информационно - регистрационная система "Идент". С ее помощью в 1998 - 2000 гг. идентифицировано более половины обнаруженных трупов.
Наряду с этим в работе по опознанию обнаруженных трупов есть систематически повторяющиеся недостатки. В первую очередь они обусловлены невыполнением работниками прокуратуры, органов внутренних дел, судебно - медицинскими экспертами комплекса обязательных действий по установлению личности погибших. Отсутствует единообразный подход к обеспечению осмотров неопознанных трупов. Нередко организация этой работы различается в разных районах одного и того же субъекта Российской Федерации. Так, в ходе проведенной проверки было установлено, что в Подольском районе Московской области следователи прокуратуры выезжают на все случаи обнаружения неопознанных трупов с признаками убийства, а в Одинцовском районе той же области такая практика является исключением.
Распространены факты невыполнения требований названных выше руководящих указаний Генеральной прокуратуры и Министерства внутренних дел Российской Федерации об обязательном присутствии на месте обнаружения неопознанного трупа следователя прокуратуры или другого должностного лица, ответственного за организацию работы по установлению личности погибшего. Нередко выполнение этой работы перепоручается участковым инспекторам милиции либо сотрудникам уголовного розыска; осмотр места происшествия и неопознанного трупа проводится без участия судебно - медицинских экспертов и экспертов - криминалистов.
При составлении протоколов осмотра не используются их формализованные бланки. Протоколы составляются небрежно, во многих случаях их содержание не позволяет получить должное представление о состоянии трупа. Описание внешности и особых примет погибших зачастую выполняется произвольно и не поддается систематизации. Редко в прилагаемых к протоколам осмотров фототаблицам можно встретить фотоснимки трупов, выполненные в соответствии с правилами сигналетической (опознавательной) фотографии.
Единичны случаи применения видеозаписи при осмотрах неопознанных трупов. В протоколах осмотров недостаточно подробно описываются находящаяся на них одежда, состояние посмертных явлений, характер и локализация телесных повреждений, окружающая обстановка. При обнаружении трупов в труднодоступных местах, где сложно провести полный и качественный осмотр, практически не проводится их повторный осмотр в судебно - медицинском морге до начала секционного исследования. Проведение такого осмотра необоснованно перекладывается на судебно - медицинских экспертов.
Во многих случаях опознавательная съемка трупов производится после их вскрытия и происшедших изменений во внешнем облике. В последние годы реже выполняется посмертный туалет трупа. Одежда с трупов изымается редко. Если труп находится в состоянии разложения, а одежда значительно загрязнена, то она не изымается вообще. Зачастую работники правоохранительных органов не обеспечивают хранение одежды с неопознанных трупов или образцов тканей из нее, что приводит к утрате одежды. Нередко ее уничтожают работники судебно - медицинских моргов без разрешения следователей. В Кировском районе Махачкалы установлены факты уничтожения одежды с 11 неопознанных трупов из 19 обнаруженных в течение 1999 г.
При направлении трупов в судебно - медицинские морги в постановлениях о назначении экспертизы следователи прокуратуры не всегда в полном объеме ставят вопросы, решение которых способствует дальнейшей идентификации (описание внешности по методике словесного портрета, сбор необходимых образцов для исследования и др.). Судебно - медицинские эксперты, в свою очередь, произвольно определяют объем работы по так называемым "криминальным" и "некриминальным" трупам, обычно исследуя последние в минимальных объемах. При этом в их число попадают и скелетированные трупы без признаков каких-либо повреждений.
При обнаружении гнилостно измененных, мумифицированных трупов не всегда принимаются меры по изъятию биологических объектов (черепов, волос, крови, костной ткани со следами перенесенных заболеваний и др.) для последующего идентификационного исследования.
Редко выполняется графическая реконструкция прижизненного облика потерпевших по черепам. Имеют место факты, когда эта работа не выполнялась даже при необходимости идентификации конкретных лиц. В ходе проверки сотрудниками Волжского УВД Волгоградской области заявления А. Гунько о безвестном исчезновении ее сына - Г. Гунько было получено сообщение об обнаружении в подвале многоквартирного жилого дома гнилостно измененного трупа мужчины. В связи с предположением, что умерший и есть Г. Гунько, работники милиции предъявили одежду с трупа его жене, которая пояснила, что одежда похожа на одежду мужа. Опознание одежды не документировалось. Без проведения каких-либо иных действий по установлению сведений об обнаруженном трупе было дано разрешение на его захоронение. В дальнейшем от А. Гунько поступило заявление о том, что найденный труп не принадлежит ее сыну. Для проверки ее заявления пришлось эксгумировать захороненный труп и провести идентификационное исследование методом фотосовмещения негативного изображения черепа трупа неизвестного мужчины и прижизненной фотографии Г. Гунько. Своевременное выполнение этой работы позволило бы избежать неоправданных трат времени и расходов на эксгумацию.
Серьезный недостаток - игнорирование необходимости дактилоскопирования неопознанных трупов, непринятие всех возможных мер по получению качественных отпечатков пальцев и ладоней их рук, небрежное отношение к составлению дактилоскопических карт. Следователи прокуратуры допускают затягивание этой работы, не требуют от экспертов - криминалистов своевременного ее выполнения.
Не всегда проводится дактилоскопирование гнилостно измененных и мумифицированных трупов с принятием мер к восстановлению папиллярных линий доступными способами, в том числе путем изъятия кистей рук с этой целью.
По данным Российского центра судебно - медицинской экспертизы Минздрава России, число неопознанных трупов, обнаруженных в стадии поздних гнилостных изменений, составляет в последние годы 10 - 15% от общего их числа. Именно эти случаи представляют наибольшую сложность в проведении экспертной и другой работы по идентификации трупов, которая возможна только после выполнения всех действий по сбору данных о погибших.
Крайне редко используется для идентификации неопознанных трупов генетическое, иммуно - ферментное и даже обычное (по системе АВО) исследование крови и другого биологического материала. Работа по созданию банка генетической информации не проводится. Не принимается мер к изъятию и обеспечению длительного хранения соответствующих объектов. В отдельных субъектах Российской Федерации (Вологодская, Ярославская и другие области) делаются попытки использования для идентификационных целей достаточно эффективного и не требующего больших затрат метода исследования крови и тканей неопознанных трупов по фенотипу белка. Однако из-за отсутствия необходимого финансирования внедрение и этого метода исследования постоянно сдерживается.
Проверкой розыскных дел, заведенных в связи с обнаружением неопознанных трупов, установлено, что пятая их часть заводится работниками органов внутренних дел с опозданием. Находящиеся в делах опознавательные карты заполняются небрежно. Почти в каждой третьей отсутствуют все необходимые сведения, в том числе опознавательные фотоснимки.
Слабо внедряется в практику цифровая съемка с последующим накоплением компьютерной базы данных фотоизображений неопознанных трупов, использование которых исключительно положительно зарекомендовало себя, в частности, в Новосибирской области. В 75% случаев не выводится дактилоскопическая формула даже при наличии полученных с рук трупов пригодных пальцевых отпечатков. На местах практически не выполняется Федеральный закон о государственной дактилоскопической регистрации даже в отношении лиц, входящих в группы повышенного риска.
Все это препятствует более результативному использованию для идентификации неопознанных трупов существующих информационных систем. Иногда дактилоскопические карты неопознанных трупов вообще не направляются даже

Фкцб вызывает таймыр. увы, пока безрезультатно  »
Комментарии к законам »
Читайте также