Гражданский кодекс и банковское законодательство

В. БЕЛЫХ, М. СКУРАТОВСКИЙ
В. Белых, заведующий кафедрой хозяйственного права Уральской государственной юридической академии, доктор юридических наук, профессор.
М. Скуратовский, судья Свердловского арбитражного суда.
Развитие рыночных отношений в России сопровождается процессом формирования хозяйственного законодательства. В банковской сфере, например, были изданы в новой редакции законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности", которые содержат большое количество принципиально новых положений.
Анализ судебной и хозяйственной практики показывает, что вопросы соотношения Гражданского кодекса РФ и специальных законов о банках особо актуальны сегодня. Рассмотрим их.
1. Банковское законодательство - комплексная отрасль российского законодательства. Комплексный характер означает, что оно включает нормы различных отраслей права (прежде всего конституционного, административного, финансового и гражданского).
Общеправовой классификатор отраслей законодательства, подготовленный государственно - правовым управлением, рассматривает банковское законодательство в разделе "Законодательство о финансах и кредите". Вместе с тем в классификаторе отсутствует раздел о хозяйственном (экономическом) законодательстве.
На наш взгляд, банковское законодательство - составная часть хозяйственного законодательства. В современных условиях разделение отношений в сфере хозяйствования на регулируемые гражданским правом и административным иногда невозможно. Именно на стыке публичного и частного права формируется банковское законодательство.
Оно представляет собой огромный нормативный массив. В данной сфере действует множество правовых актов различной юридической силы.
Условно все нормативные акты можно подразделить на акты общего действия (например, ГК РФ) и акты специального действия (законы РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности") <*>.
--------------------------------
<*> Далее - Закон о ЦБ и Закон о банках.
Гражданский кодекс и законы о ЦБ и банках - это федеральные законы. Однако в сфере гражданско - правового регулирования ГК занимает доминирующее положение перед другими законами (п. 2 ст. 3 ГК). Поэтому специальные акты банковского законодательства (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты), содержащие нормы гражданского права, не могут противоречить ГК РФ.
Ведомственные акты Банка России получили широкое применение в банковской практике. Причем их издание осуществляется преимущественно в форме инструкций, писем и телеграмм. Закон о ЦБ не устанавливает требований к форме этих актов.
Вместе с тем в нем указано (ст. 6), что нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования в "Вестнике Банка России", за исключением случаев, установленных Советом директоров. Кроме того, нормативные акты ЦБ, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств.
Это правило нуждается в разъяснении. Впервые оно было сформулировано в Указе Президента РФ от 21 января 1993 года N 104 (сейчас действует Указ Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763) и Постановлении Правительства РФ от 13 апреля 1993 года N 307. Однако в отличие от Закона о ЦБ Указ и Постановление распространяют порядок регистрации ведомственных нормативных актов и на акты, носящие межведомственный характер. Закон о ЦБ исключил названные акты из сферы регистрации в Минюсте и официального опубликования в "Вестнике Банка России". Такое правило не отвечает потребностям банковской практики и не направлено на защиту интересов кредитных организаций и их клиентов - юридических лиц.
Совет директоров ЦБ вправе ограничить случаи официального опубликования актов Банка России в "Вестнике Банка России". Однако это правило сформулировано с узковедомственных позиций ЦБ.
Проиллюстрируем сказанное на примере из банковской и судебной практики. Так, 1 сентября 1995 года Банк России издал письмо N 187 "О порядке принятия к исполнению и учета исполнительных и приравненных к ним документов на оплату с корреспондентских счетов кредитных организаций и их филиалов". В письме содержалось положение, освобождающее держателей корреспондентских счетов коммерческих банков (КБ) от обязанности исполнять решения судов и другие исполнительные документы. В результате многие исполнительные документы на взыскание с ответчиков - КБ были переданы для исполнения им же. ЦБ освободил свои структурные подразделения (главные управления, РКЦ) от ведения так называемой "картотеки".
Письмо N 187 показательно во всех отношениях. Прежде всего оно являет собой пример вопиющего беззакония. Так, в силу ст. 198 АПК РФ принудительное исполнение судебного акта производится на основании исполнительного листа. То же относится и к решениям судов общей юрисдикции. Между тем обычное письмо ЦБ, которое, по существу, трудно отнести к нормативному акту, внесло принципиальные изменения в банковскую практику. В итоге решения судов (исполнительные документы нотариусов и др.) часто не исполнялись, а иногда просто были утеряны.
В связи с этим Высший Арбитражный Суд РФ в своем письме N С1-5/ОП-714 от 21 декабря 1995 года на имя Председателя Банка России предложил рассмотреть вопрос об отмене либо отзыве письма ЦБ N 187, указывая на нарушения конституционного принципа обязательности решений арбитражного суда. Сейчас это письмо ЦБ отменено.
Кроме того, Банк России в своем письме провел различие между счетами клиентов в КБ и корреспондентскими счетами КБ в других кредитных организациях. Однако гражданское законодательство всегда относило и тот, и другой счета к одному правовому режиму - банковскому счету. Статья 860 ГК прямо указывает, что правила о банковском счете распространяются на корреспондентские счета, субсчета, другие счета банков, если иное не установлено законом, иными правовыми актами либо установленными в соответствии с ними банковскими правилами.
На наш взгляд, в ст. 6 Закона о ЦБ надо внести изменения, указав на обязательность регистрации всех нормативных актов, издаваемых ЦБ. И напротив, акты ЦБ, не зарегистрированные в Минюсте РФ, должны носить методический характер для КБ и их клиентов.
2. Закон о ЦБ не дает определения понятия Банка России. Непонятно, является ЦБ государственным учреждением или организацией особого рода. Ответ на этот вопрос надо искать в ГК и Законе о ЦБ.
В Гражданском кодексе (ст. 48) дается традиционное определение понятия юридического лица, которое подразделяется на коммерческое и некоммерческое. Вместе с тем в ГК отсутствует деление юридических лиц на публичные и частные, хотя указанная классификация имеет и теоретическое, и практическое значение. Скажем, статус публичного юридического лица требует специального нормативно - правового закрепления.
Юридические лица публичного права возникают на основании публично - правового акта помимо воли частных лиц. В свою очередь, частные юридические лица образуются по воле частных лиц.
Банк России - федеральное юридическое лицо публичного права. По нашему мнению, противопоставление ЦБ как органа государственного управления и юридического лица неубедительно.
Поскольку ЦБ - некоммерческое юридическое лицо (ст. 2 Закона о ЦБ), в силу ст. 50 ГК оно может существовать в соответствующей организационно - правовой форме.
Центральный банк РФ нельзя в полной мере отнести к госучреждению, поскольку в силу ст. 50, 120 ГК учреждение определяется как организация, финансируемая собственником полностью или частично. В соответствии со ст. 2 Закона о ЦБ Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, то есть в финансовом отношении не зависит от собственника - государства. Напротив, ЦБ вправе производить различного рода операции с Правительством РФ, в том числе предоставлять кредиты.
При определении статуса Банка России важно обозначить и форму принадлежности имущества. Статья 2 Закона о ЦБ гласит, что имущество Банка России является федеральной собственностью. Гражданский кодекс наряду с правом собственности к вещным относит и другие права (ст. 216). Этот перечень является примерным, так как он сопровождается оговоркой "в частности".
Категория "право оперативного управления" в большей степени соответствует правовому режиму имущества Банка России. Однако вновь наблюдается некоторое разночтение между ГК и Законом о ЦБ. В соответствии со ст. 296 ГК право оперативного управления в отношении закрепленного имущества принадлежит казенному предприятию и учреждению.
Правовым нонсенсом выглядит и правило о том, что Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Изъятие и обременение обязательствами имущества ЦБ без согласия Банка России не допускаются. Резонно возникает вопрос: в каких пределах ЦБ осуществляет данные полномочия? Так, в силу ст. 298 ГК учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
Правовой статус главных управлений (ГУ), РКЦ, ВЦ и других учреждений и организаций, входящих в систему ЦБ, определен в главе XIII Закона о ЦБ. ГУ (территориальные учреждения - по терминологии Закона о ЦБ) не являются юридическими лицами. Их права и обязанности устанавливаются Положением, утверждаемым Советом директоров.
Национальные банки республик также являются территориальными учреждениями Банка России и, следовательно, не имеют статуса юридического лица. На фоне развития политической, экономической и юридической самостоятельности субъектов РФ эта норма несовершенна и подлежит отмене.
Типовое положение о ГУ от 6 декабря 1991 года N 33 рассматривает его (равно и все территориальные учреждения) в качестве филиала ЦБ, обособленного подразделения. В свою очередь, статус филиалов и представительств закреплен в ст. 55 ГК.
В судебной практике часто возникают споры, когда в арбитражном процессе участвуют обособленные подразделения ЦБ, коммерческих банков. Филиалы и представительства не могут быть сторонами (истцом или ответчиком) в арбитражном процессе. Они представляют интересы сторон на основании выданной в установленном законом порядке доверенности. При заключении договоров филиалы (представительства) действуют от имени юридического лица (в нашем случае - от ЦБ).
Отсутствие у главных управлений (территориальных учреждений - по Закону о ЦБ) статуса юридического лица лишено какой-либо логики. Достаточно сказать, что такие учреждения, как налоговые органы, выполняющие сходные с ГУ функции, даже на уровне районов наделены правом юридического лица.
Поскольку в силу ст. 22 АПК РФ главные управления, не обладающие статусом юридического лица, не могут быть стороной в процессе, арбитражный суд, вынося решение, прекращает производство по делу в отношении ГУ, а удовлетворяет иск (либо отказывает) в пользу ЦБ. Такое положение исключает возможность рассмотрения исков, по которым истцом могло бы выступить ГУ по одной области, а ответчиком - ГУ по другой области (например, по спорам о взыскании убытков при нарушении правил совершения расчетных операций). На практике это означает, что ГУ лишены судебной защиты и в случае возникновения споров между ними разрешают разногласия в квазисудебном порядке - путем арбитрирования в ЦБ.
Статья 22 Закона о банках предусматривает, что филиалы кредитных организаций открываются с момента письменного уведомления об этом Банка России. Уведомительный порядок открытия филиалов и представительств установлен и Законом РФ "Об акционерных обществах".
Однако уведомительный порядок открытия филиалов кредитных организаций просуществовал недолго. Уже 14 марта 1996 года письмом N 252 Банк России установил свой порядок в соответствии с положениями главы X Закона о ЦБ. Иерархическая процедура оформления документов, связанных с открытием филиалов, завершается присвоением филиалу Департаментом банковского надзора ЦБ порядкового номера, что дает кредитной организации право открыть своему филиалу счета в РКЦ и/или в других кредитных организациях.
Таким образом, положения Закона о банках в очередной раз подменяются письмами ЦБ.
3. Гражданский кодекс установил общую и специальную правоспособность юридических лиц (ст. 49). Банк России, будучи некоммерческим юридическом лицом, обладает специальной правоспособностью.
Закон о банках дает определения основных понятий. Кредитная организация - обобщающее понятие. В отличие от старой редакции Закона, где использовался термин "коммерческое учреждение", новый Закон отказался от такой правовой характеристики. Статья 50 ГК предусматривает перечень организационно - правовых форм коммерческих юридических лиц. Среди них нет такой формы, как коммерческое учреждение. Поэтому коммерческие банки могут создаваться в строго определенных организационно - правовых формах. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (ст. 1 Закона), то есть другие организационно - правовые формы к коммерческим банкам не применяются.
Кредитные организации подразделяются на банковские кредитные и небанковские. Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Небанковская кредитная организация имеет право осуществлять отдельные банковские операции.
Правовая характеристика кредитных организаций имеет большое практическое значение. Так, действующие в российской экономике многочисленные кредитные союзы являются некоммерческими организациями, созданными с целью удовлетворения потребностей членов - пайщиков в кредитных услугах за счет взносов. Правовое положение кредитных союзов определяется Законом РФ "О потребительской кооперации в Российской Федерации".
Сегодня на федеральном уровне уже разработан проект Закона о кредитных союзах. В Свердловской области действует Положение о кредитных союзах (утверждено решением малого Совета Свердловского областного Совета народных депутатов от 20 мая 1993 года N 110/19).
Таким образом, кредитные союзы как некоммерческие организации исключены из сферы действия Закона о банках, а их деятельность не нуждается в лицензировании в порядке, установленном названным Законом.
Кредитные организации, в том числе коммерческие банки, наделяются общей правоспособностью. Следует различать понятия "общая правоспособность" и "лицензируемая деятельность". Банк может осуществлять банковские операции, которые предусмотрены лицензией, а также

Проблемы арбитражного суда и процесса  »
Комментарии к законам »
Читайте также