Роль правосудия в обеспечении юридической безопасности личности

БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ <*>
А.А. ФОМИН
--------------------------------
<*> Статья выполнена по гранту Президента РФ для поддержки молодых российских ученых и ведущих научных школ (грант N МК-1688.2004.6).
Фомин А.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Пензенского государственного университета.
Проблема безопасности человека в современном российском государстве настолько важна и актуальна, что превратилась в предмет тревоги не только ученых, практиков, представителей высших органов власти, но и всех россиян. Ее нельзя связывать только с устранением физического воздействия на личность, а нужно понимать более широко, в плане всесторонней защищенности и гарантированности гражданского правового состояния человека в обществе. Сегодня обеспечение безопасности становится одним из важнейших принципов существования социальной общности людей. С этих позиций проблема безопасности увязывается нами с идеей прав человека, свободы личности, усилением социально-правовой защищенности граждан, упрочнением законности, правопорядка и стабильности в стране. Трудно представить себе вопрос более важный в практическом и научном, да и в самом широком мировоззренческо-философском отношении.
В общей шкале гуманитарных ценностей права человека, как и сам человек, занимают центральное место и доминируют над всеми остальными. Высокоразвитые страны и народы, мировое сообщество рассматривают права человека и их защиту в качестве универсального идеала, основы прогрессивного развития и процветания, фактора устойчивости и стабильности. Поэтому при отсутствии реальных гарантий безопасности индивида все другие гарантии экономической, социальной и политической безопасности государства и нации в целом теряют всякий смысл. Это особенно ясно видно сегодня на примере России, когда представляется "наивным" всерьез рассуждать о каком-то ее возрождении в условиях падения "цены" человеческой жизни и связанного с этим глубокого кризиса социальных и духовных основ человеческого бытия.
Переход к демократическому государственному устройству значительно повышает роль юридического фактора в жизни общества. Противоречивость правовой системы, бездеятельность, непрофессиональность и коррумпированность чиновничьего состава вызывают недоверие к праву и государству в целом, побуждают обращаться к теневому "правосудию", произволу и насилию. Невозможность защитить свои права, жизнь, собственность правовым путем провоцирует население на самозащиту, в том числе криминальными способами, повышает авторитет преступных образований, дискредитирует власть и государственные институты. В результате появляются основания для постановки проблемы юридической безопасности человека в Российской Федерации.
Наличие правовых норм, закрепляющих возможность гражданина беспрепятственно пользоваться конституционными правами и свободами, вовсе не означает, что каждому автоматически гарантируется их реализация или охрана и защита, ибо от принятия закона до его исполнения - дистанция огромного размера <*>. Требуется не только провозглашение в Конституции права личности, но и его материализация - действительное получение человеком того блага, которое составляет содержание данного права. Л.С. Явич писал, что "право ничто, если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях" <**>.
--------------------------------
<*> См.: Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 221.
<**> Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1971. С. 201.
В механизме обеспечения юридической безопасности личности главенствующая роль принадлежит судебной защите. Судебная защита является наиболее эффективным из всех выработанных мировой практикой способом охраны прав и свобод человека и гражданина. Уровень судебной защиты - основной показатель правового характера государства и демократичности общества <*>. Расширение круга охраняемых законом прав личности, углубление их содержания в условиях многообразия современных экономических и социальных связей возлагает на суд особую ответственность и поднимает его значение как фактора утверждения экономической и социальной стабильности, как основного гаранта реализации прав и свобод граждан.
--------------------------------
<*> См.: Терехин В.А. Судебная власть в государственно-правовом механизме обеспечения прав и свобод граждан (вопросы теории и практики): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 118.
Судебная защита прав и свобод граждан выступает одним из самых главных элементов, характеризующих судебную власть как власть арбитра, противовеса законодательной и исполнительной властям, поскольку даже тогда, когда суд защищает конституционный строй или интересы государства, он защищает в их лице граждан этого государства. "Судебная власть должна всегда быть готовой стать последним бастионом защиты прав и свобод граждан своей страны даже без поддержки законодательной и исполнительной властей" <*>.
--------------------------------
<*> Шихата И. Теория и практика правовой и судебной реформы // Российская юстиция. 1997. N 10. С. 6.
Однако идеи приоритетности судебной защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов субъектов правовых отношений как на уровне общества, так и на уровне государственного аппарата осознаются крайне медленно и с большим трудом <*>. Это следствие многих причин. Одна из них - непонимание роли суда и судебной власти в обществе, когда суд продолжает восприниматься главным образом в качестве карающего, а не правозащитного органа. Его правозащитное предназначение еще недостаточно воспринято правосознанием не только населения, но и профессиональных юристов, в том числе и самих судей. Правовая культура многих судей формировалась на основе противостояния естественно-правовой и позитивистской доктрин о природе прав человека и взаимоотношений государства и личности. Долгие годы у нас доминировал позитивистский подход, при котором понятия права и закона отождествлялись, утверждался безусловный приоритет интересов государства по сравнению с интересами и правами личности.
--------------------------------
<*> См.: Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. СПб., 2001. С. 67.
М.В. Баглай по поводу обсуждаемой проблемы заметил: "В Российской Федерации судебная власть еще не заняла подобающего ей места в общественной жизни. Граждане, воспитанные в своей массе в тоталитарный период, не имеют доверия к судебной власти с точки зрения ее приверженности законности и справедливости, не рассматривают суд как защитника обиженных. К сожалению, этому настрою продолжает способствовать неукомплектованность судейского корпуса, невероятная волокита, недостаточная юридическая подготовка многих судей. До сих пор в стране не завершена судебная реформа" <*>. Неприятные, но, безусловно, соответствующие российской действительности слова <**>.
--------------------------------
<*> Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001. С. 636.
<**> Согласно исследованию Фонда "Общественное мнение" 46 процентов опрошенных отрицательно оценивают деятельность судов и лишь 26 процентов - положительно. 44 процента респондентов избегают обращений в суд, считая это дело хлопотным, затратным, а зачастую и попросту безрезультатным. См.: Колесников А. Куда идет суд // Российская газета. 2004. 3 декабря. (Справедливости ради следует заметить, что правоохранительным органам вообще доверяют лишь 4 процента россиян).
Недостатки в организации и осуществлении судебной защиты прав граждан объясняются и наличием ряда объективных обстоятельств. Так, несоизмеримо возрос объем рассматриваемых судами дел, весьма усложнилось в новых социальных условиях материальное законодательство. Для оперативного решения новых вопросов, связанных с кардинальным изменением социально-экономической обстановки в стране, судьи зачастую не располагают необходимой информационной базой.
Как должно быть организовано отправление правосудия, чтобы оно отвечало требованиям справедливости и юридической безопасности граждан? Ответ на этот вопрос следует искать прежде всего в конституционных нормах, посвященных судебной власти и правам человека, а также в международных нормах, которые кроме общих требований к правосудию содержат и ряд конкретных предписаний, адресованных правосудию в виде минимальных стандартов справедливости: беспристрастность суда, гласность, открытость (публичность) судебного разбирательства, оперативность правосудия, состязательность и равноправие сторон, рассмотрение дела в разумный срок, участие народа в отправлении правосудия. Независимость, справедливость и беспристрастность являются не только признаками судебной власти, но и правом тех, кто ищет правосудия.
Реализация судебной защиты происходит в строго регламентированной процессуальной форме Конституционным Судом, федеральными судами общей юрисдикции, арбитражными судами, конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов Российской Федерации. Процессуальная судебная форма обеспечивает заинтересованным лицам возможность участвовать в судебном разбирательстве и наделяет их широкими процессуальными правами, позволяющими активно защищать свои субъективные права и интересы. Судебные органы обязаны строго соблюдать нормы материального и процессуального права, устанавливать значимые для дела фактические обстоятельства и выносить в открытом судебном заседании законные и обоснованные решения. Отсутствие у суда какой бы то ни было ведомственной заинтересованности, подчинение его только закону, широкая гласность, устность и непосредственное исследование всех обстоятельств, состязательность судебного процесса, вынесение судебного решения, обладающего неопровержимостью, преюдициальностью, исключительностью, обязательностью, исполнимостью, относительно небольшими суммами государственной пошлины, а также иные демократические принципы судопроизводства являются общепризнанными достоинствами судебной процедуры. Как справедливо заметил И.Л. Петрухин, "процессуальная форма, в рамках которой осуществляется правосудие, - самая сложная, разветвленная и педантичная из всех юридических процедур" <*>.
--------------------------------
<*> Петрухин И.Л. Правосудие: время реформ. М., 1991. С. 97.
Право на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ) принадлежит неограниченному кругу субъектов общественных отношений и не зависит от их юридического статуса. Оно распространяется на всех физических и юридических лиц, гарантируется гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам, не имеющим гражданства. Причем защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены - в Конституции РФ, отраслевых законах, других нормативных или индивидуальных правовых актах. Это следует из смысла ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, установившей, что сам факт перечисления в Конституции основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
В процессуальном контексте право на судебную защиту как право на обращение в суд является абсолютным, не подлежащим какому-либо ограничению. По мнению французского юриста Ф. Люшера, судья обязан принять к своему производству дело "даже в случае отсутствия в законе специальных указаний" <*>. Личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект.
--------------------------------
<*> Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993. С. 288.
Суд наделен Конституцией РФ очень широкой компетенцией относительно круга разрешаемых им дел. Однако для обеспечения их разбирательства в строгом соответствии с Конституцией и не противоречащими ей правовыми нормами у суда должна быть и достаточная компетенция относительно круга рассматриваемых в ходе разбирательства дел вопросов. Обладает ли суд такой компетенцией, и какие вопросы здесь имеются в виду?
Вопросы, разрешаемые судом по каждому делу, как известно, подразделяются на два вида: вопросы права и вопросы фактов.
В настоящее время суд обладает полной компетенцией по разрешению всех вопросов, как права, так и фактов, возникающих по любому рассматриваемому им делу. Все вопросы права: какая правовая норма подлежит применению в данном деле, как разрешить коллизии между Конституцией РФ и законами, законами и иными нормативными актами и др. - суд разрешает самостоятельно, исходя из положений ст. 15 Конституции РФ о том, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ, а законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить ей, и положений ст. 120 Конституции РФ о том, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону и что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Эти конституционные положения наделяют суд такими полномочиями в сфере разрешения всех вопросов права без обращения к иным органам (законодательным, Президенту РФ, Конституционному Суду РФ и т.д.), что, безусловно, значительно повышает эффективность судебной защиты. В правовом государстве суд - хранитель конституции.
Полная компетенция суда по самостоятельному разрешению всех вопросов фактов, имеющих значение для данного дела, и необязательность для него решений несудебных органов, в которых содержатся выводы об этих фактах (заключения различных комиссий, решения органов исполнительной власти, постановления следственных органов и др.), основана на положениях ст. 46 Конституции РФ, в силу которой все несудебные решения, нарушающие права человека и гражданина, могут быть обжалованы в суд. Поэтому суд не связан выводами несудебных органов по вопросам фактов, имеющим значение для дела, и самостоятельно решает их с учетом доводов и возражений сторон и представленных ими доказательств.
Положение о признании норм, закрепляющих права и свободы граждан, непосредственно действующими (ч. 1 ст. 15, ст. 18 Конституции РФ) предоставляет судам эффективное средство для действенной защиты прав и свобод даже в том случае, если еще не принят закон, конкретизирующий конституционную норму. Прямое действие конституционных норм не дает оснований судам отказывать в защите прав и свобод граждан, ссылаясь на отсутствие специального закона, как это было ранее. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции РФ "судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативно-правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия" <*>.
--------------------------------
<*> Постановление

Судебная защита акционерной собственности  »
Комментарии к законам »
Читайте также