Особенности регулирования сделок с землей земельным законодательством

ЗЕМЕЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
О.М. КОЗЫРЬ
Козырь О.М., кандидат юридических наук, доцент кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ.
Совершение сделок с землей стало регулироваться земельным законодательством сравнительно недавно. Земля в течение многих лет была исключена из гражданского оборота, и советское земельное законодательство не допускало возможности совершения сделок с землей. Права на землю преимущественно возникали из актов органов государственной власти. Совершение сделок с землей было прямо запрещено и квалифицировалось как уголовно наказуемое деяние. В условиях, когда гражданско-правовое регулирование оборота иных объектов недвижимости продолжало развиваться и совершенствоваться, земельные участки стали следовать судьбе иного недвижимого имущества - строений или сооружений: при переходе прав на строение в большинстве случаев к приобретателю права переходило право пользования земельным участком. К сожалению, даже после того, как земельные участки были вновь законодательно признаны объектами недвижимого имущества, в гражданско-правовом регулировании сохранилась тенденция воспринимать земельный участок как зависимый от судьбы основной недвижимости - строения.
Возможность совершения сделок с земельными участками появилась в связи с разгосударствлением собственности на землю, введением аренды земли и признанием права частной собственности на землю. Только один вид сделок с землей - аренда - был закреплен в законодательстве до введения частной собственности на землю <*>.
--------------------------------
<*> Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 г. // ВСНД и ВС СССР. 1989. N 25. Ст. 481.
Впервые частная собственность на землю была закреплена в Законе РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 22 ноября 1990 г. <1> и в Законе РСФСР "О земельной реформе" от 23 ноября 1990 г. <2> Нормы этих Законов на момент их принятия противоречили нормам действовавшей Конституции РСФСР 1978 г., в которую в декабре 1990 г. был внесен ряд соответствующих изменений <3>. Принятый 25 апреля 1991 года Земельный кодекс РСФСР также закрепил передачу земли в частную собственность <4>, но при этом практически не предусмотрел возможности совершения сделок с землей, за исключением двух случаев. Первым стал случай покупки земли гражданином у Совета народных депутатов с заключением договора в нотариальном порядке (ст. 30 ЗК РСФСР). Вторым случаем, предусмотренным ЗК РСФСР, стало совершение последовательно двух сделок с земельным участком при продаже дома, расположенного на участке, находящемся в частной собственности гражданина: участок надлежало продать Совету народных депутатов по фиксированной цене, а Совет депутатов, в свою очередь, продавал его в собственность новому собственнику дома (ст. 37 ЗК РСФСР). Совершение сделок с землей в этот период сдерживалось установленным Конституцией мораторием на совершение таких сделок.
--------------------------------
<1> ВСНД и ВС РСФСР. 1990. N 26. Ст. 324.
<2> ВСНД и ВС РСФСР. 1990. N 26. Ст. 327. Признан утратившим силу Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ и Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2287.
<3> В соответствии с внесенными в Конституцию изменениями была предусмотрена возможность предоставления земельных участков в собственность для целей ведения сельскохозяйственного производства. Был установлен десятилетний мораторий с момента бесплатного приобретения права собственности на земельный участок на совершение сделок с землей, в первую очередь ее купли-продажи, и пятилетний мораторий на отчуждение земли в случае приобретения земельного участка за плату. Продажа земельных участков без соблюдения моратория допускалась только Советам народных депутатов.
<4> ВСНД и ВС РСФСР. 1991. N 22. Ст. 768.
Следующим этапом в развитии законодательства, регулирующего совершение сделок с землей, стало принятие Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в России" <1>, который предусмотрел право граждан собственников земельных участков с 1 января 1992 г. продавать их другим гражданам и оформлять сделки в местной администрации при выходе на пенсию по старости, при получении земли в порядке наследования, при переселении с целью организации крестьянского (фермерского) хозяйства, при вложении вырученных от продажи земли средств в перерабатывающие, строительные, торговые и иные предприятия на селе (п. 12). Крестьянским хозяйствам предоставлялось право залога земли в банках (п. 10 Указа). Этот Указ (п. 9) и принятое во исполнение Указа Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" <2> (п. 10) предусмотрели также возможность совершения сделок с земельной долей: внесение ее в качестве учредительного взноса в товарищество или акционерное общество, передачу в качестве вступительного взноса в кооператив, продажу другим работникам сельскохозяйственного предприятия или самому этому предприятию, а также право на обмен земельной доли на имущественный пай, на сдачу земельной доли в аренду. В рамках осуществления мер по экономической реформе были приняты Указ Президента РФ "О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий" <3> от 25 марта 1992 года N 301 и Указ Президента РФ от 14 июня 1992 года N 631 "Об утверждении порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности" <4>, которыми была предусмотрена возможность покупки земельных участков юридическими лицами и гражданами при приватизации государственных и муниципальных предприятий. При этом было установлено, что отказа в приеме и регистрации заявки на приобретение (продажу) земельного участка приватизированного предприятия в собственность от собственников приватизированных предприятий не допускается, кроме случаев, предусмотренных пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. N 631, касавшихся перечня земель, приватизация которых была прямо запрещена. Приведенные нормы Указов и Постановлений Правительства вступали в противоречие с установленным в то время законодательством мораторием на сделки с землей.
--------------------------------
<1> ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1992. N 1. Ст. 53.
<2> СП РФ. 1992. N 1 - 2. Ст. 9.
<3> ВСНД и ВС РФ. 1992. N 14. Ст. 761. Признан утратившим силу Указом Президента РФ от 26 марта 2003 г. N 370 // Российская газета. 2003. 20 марта. N 59.
<4> ВСНД и ВС РФ. 1992. N 25. Ст. 1427. Признан утратившим силу Указом Президента РФ от 26 марта 2003 г. N 370 // Российская газета. 2003. 20 марта. N 59.
Поэтому 9 декабря 1992 г. в Конституцию РСФСР 1978 г. были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми полученные или приобретенные в собственность земельные участки могли быть отчуждены, в том числе проданы, их собственниками без изменения целевого назначения земель, уже независимо от сроков вступления в собственность, Советам народных депутатов на тех же условиях, на которых они были предоставлены, или физическим и юридическим лицам по договорной цене - для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного, индивидуального жилищного строительства (ч. 3 ст. 12 Конституции РФ 1978 г. <*>). Во всех остальных случаях сохранялось действие моратория. Сразу после внесения изменений в Конституцию был принят Закон Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4196-1 "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства" <**>, который несколько сузил применение конституционных положений о возможности продажи земельных участков их собственниками: право на совершение таких сделок было предоставлено только гражданам Российской Федерации.
--------------------------------
<*> Закон РФ "Об изменении и дополнении Конституции (Основного закона) РФ - России" от 9 декабря 1992 г. // ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 55.
<**> ВСНД и ВС РФ. 1993. N 1. Ст. 26.
Указ Президента РФ "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" от 27 октября 1993 года N 1767 вновь вернулся к приведенной выше конституционной формулировке и предусмотрел возможность любых собственников земельных участков свободно осуществлять их куплю-продажу. Указом был также определен целый ряд сделок, которые можно было совершать с земельными участками, в число которых вошли купля-продажа, передача по наследству, дарение, залог, аренда, мена, а также передача земельного участка или его части в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. В Указе было четко закреплено, что земельные участки и все, что прочно с ними связано, относятся к недвижимости, а совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства и положениями данного Указа. Одним из важных концептуальных положений Указа стало положение о том, что государство гарантирует неприкосновенность и защиту частной собственности на землю, а также защиту прав собственников земли при совершении ими сделок с землей.
Основной целью разработки рассматриваемых положений Указов Президента РФ было сближение правового регулирования сделок с землей и иными объектами недвижимости, а также правовых режимов отдельных объектов недвижимости для стимулирования развития рынка недвижимости. С принятием Конституции РФ 12 декабря 1993 г. и Гражданского кодекса РФ (первой и второй частей) процесс сближения и последующей унификации правового регулирования сделок с землей и иными объектами недвижимости стал стремительно развиваться. При этом особенности оборота земли, связанные с ее уникальным качеством основополагающего природного ресурса, закреплялись в земельном законодательстве Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По мнению Б. Уткина и Е. Сарьян, на момент принятия нового ЗК РФ существовали следующие способы приобретения земли в частную собственность по договорам купли-продажи - в результате: сделок между физическими и юридическими лицами; продажи на торгах земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территориях городских и сельских поселений; продажи земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по нормативной (кадастровой) либо договорной цене (выкуп арендованных земельных участков; земельных участков под объектами недвижимости, находящимися в собственности; частей земельных участков, превышающих нормы бесплатного предоставления земли в собственность, и др.); выкупа земельных участков под приватизированными предприятиями <*>. Поэтому нельзя утверждать, что только с принятием нового ЗК РФ были разрешены сделки с земельными участками. Роль нового Кодекса в регулировании этого института скорее состоит в том, что на основе обобщения практики совершения сделок с земельными участками, сложившейся за предшествующие принятию ЗК РФ 10 лет формирования нового земельного законодательства и, параллельно с ним, рынка земли, в ЗК РФ были обобщены особенности регулирования сделок с земельными участками по сравнению с общими нормами регулирования сделок с недвижимым имуществом, установленными гражданским законодательством.
--------------------------------
<*> Подробнее см.: Уткин Б., Сарьян Е. Земля - на продажу? // ЭЖ-Юрист. 2002. 20 мая. С. 9.
Сторонами сделок с земельными участками являются не только граждане и юридические лица, но также государство и муниципальные образования в лице соответствующим образом уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляющих функции распоряжения государственной и муниципальной собственностью. В случае, когда государство выступает и как собственник земли, и как сторона по договору, государственное регулирование земельных отношений может в большей степени затрагивать вопросы внутрихозяйственной деятельности землепользователей, поскольку государство является собственником земли, устанавливает размеры арендной платы, сроки аренды и другие условия пользования государственной землей, обязательные для арендаторов и других пользователей. Строго говоря, сторонами сделки выступают участники земельных отношений, определенные ЗК РФ в п. 1 ст. 5.
Статья 36 Конституции РФ 1993 г. устанавливает, что собственник свободно владеет, пользуется и распоряжается землей, но свободное распоряжение землей может быть ограничено в публичном интересе. Поэтому в новом ЗК РФ закреплены как нормы, ограничивающие либо запрещающие оборот отдельных видов земельных участков, предусматривающие особые условия договоров, так и нормы, направленные на создание единого объекта недвижимого имущества. Общее понятие оборотоспособности закреплено в ст. 129 ГК РФ, согласно которой объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Вторая часть ГК РФ подробно регулирует порядок совершения сделок с различными объектами недвижимости, в том числе и земельными участками. К сделкам с землей в равной степени предъявляются и требования о регистрации, установленные Федеральным законом от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <*>. Ст. 27 ЗК установила, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ, что означает возможность регулирования сделок с землей только на федеральном уровне <**>. Особенности же земли как объекта купли-продажи и иных сделок не могут не отразиться на условиях сделки, правах и обязанностях ее сторон. Необходимо отметить при этом, что и для гражданского законодательства регулирование сделок с землей является относительно новым институтом, на практике применяющимся только в течение последнего десятилетия и требующим дальнейшего развития и совершенствования. Поэтому можно констатировать, что в гражданском и земельном законодательствах происходит становление и развитие этого института, причем это происходит путем устранения ряда противоречий в правовом регулировании и выявления на практике особенностей регулирования сделок именно в отношении земли.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594; с изм., внесенными Федеральными законами от 5 марта

Комментарии к законам »
Читайте также