Ответственность за нарушения в сфере оборота драгоценных металлов

ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ
А. КАСАТКИН
А. Касаткин (Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт").
Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ (ред. от 31 марта 1999 г.) (далее - Закон о драгметаллах) содержит общую отсылочную норму, согласно которой лица, виновные в нарушении установленного порядка геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов, их добычи, производства, использования и обращения, несут уголовную, административную и гражданскую ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 30 Закона о драгметаллах).
Рассмотрим подробнее каждый из этих видов юридической ответственности.
Гражданско-правовая ответственность
Одна из важнейших особенностей рынка драгметаллов в России - его жесткое регулирование со стороны государства. Это существенно ограничивает действие гражданско-правового принципа свободы договора на правоотношения сторон в сделках, регулирующих оборот драгметаллов. К таким сделкам применимы нормы п. 1 ст. 422 ГК РФ о соответствии договора обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения, и ч. 1 п. 4 ст. 421 ГК о том, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Общее правило таково: стороны - субъекты рынка драгметаллов вправе при заключении соответствующих сделок самостоятельно определить договорную ответственность на основании норм ГК, кроме случаев, когда такая ответственность императивно закреплена в соответствующих правовых актах. Речь идет об актах Гохрана России и Центрального банка РФ, утверждающих стандартные условия договоров, одной из сторон в которых является соответственно либо Гохран, либо ЦБ. Фактически данные типовые договоры представляют собой договоры присоединения. Контрагенты Гохрана и Банка России - участники рынка драгметаллов - вправе присоединиться к ним только на указанных в договорах условиях, в том числе и на условиях об ответственности.
Так, Гохраном утвержден целый ряд типовых договоров: об отпуске драгоценных металлов из Госфонда России (Приказ Гохрана России от 20 октября 1997 г. N 234); с предприятиями-заготовителями на поставку в Госфонд аффинированных драгоценных металлов, полученных на аффинажных заводах РФ в результате переработки вторичного сырья и промышленных отходов, содержащих драгоценные металлы (Приказ от 4 апреля 1997 г. N 78); на поставку в Госфонд аффинированных драгоценных металлов, полученных в результате переработки электронного и электротехнического лома, а также промышленных отходов, содержащих драгоценные металлы (Приказ от 18 февраля 1997 г. N 44); складского хранения ценностей, принимаемых от юридических лиц, с выдачей в подтверждение принятия на хранение ценностей двойных складских свидетельств Гохрана (Приказ от 21 февраля 2000 г. N 47).
Для определения ответственности сторон в перечисленные договоры включена норма, отсылающая к действующему законодательству. Гражданско-правовая ответственность регламентируется общими нормами ГК, в частности главы 25 "Ответственность за нарушение обязательств" и глав, посвященных конкретным видам договоров (прежде всего главы 30 "Купля-продажа").
Лишь в последнем из названных типовых договоров Гохрана - договоре складского хранения ценностей - есть ряд положений, конкретно устанавливающих ответственность сторон.
Например, в случае утраты принятых на хранение ценностей хранитель (Гохран России) возмещает в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления поклажедателя (юридического лица, передавшего ценности на хранение) стоимость утраченных ценностей. В случае неоплаты поклажедателем услуг по договору хранитель удерживает ценности до момента погашения задолженности.
Среди прочих договоров, заключаемых Гохраном, важнейшими являются договоры с субъектами добычи и производства драгметаллов о поставке аффинированных металлов в Госфонд России. Согласно ч. 2 п. 5 ст. 2 Закона о драгметаллах невыполнение одной или обеими сторонами заключенного договора купли-продажи драгметаллов влечет за собой последствия, установленные частью первой ГК и ст. 21 Закона о драгметаллах. Это означает, в частности, что при отсутствии предварительного (не менее чем за три месяца до предполагаемой даты покупки) авансирования субъектов добычи и производства Гохран лишается своего приоритетного права на приобретение драгметаллов. П. 4 ст. 21 этого же Закона предусматривает, что в случае неисполнения Гохраном условий договора купли-продажи, касающихся авансирования, субъекты добычи и производства драгметаллов вправе оставить в своем распоряжении не оплаченную по договорам продукцию, а также обратиться за защитой своих имущественных прав в арбитражный суд.
Более детально имущественная ответственность прописана в стандартных договорах, заключаемых Банком России с кредитными организациями, имеющими соответствующие лицензии на операции с драгметаллами.
Так, в соответствии с Договором поставки золота в резервы Банка России, утвержденным указанием ЦБ РФ от 11 марта 1999 г. N 510-У (ред. от 5 августа 1999 г.), кредитная организация поставляет золото в слитках, а Банк России через эту кредитную организацию авансирует добывающее и производящее золото предприятие, имеющее в кредитной организации расчетный счет. По смыслу Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" Банк России не вправе заключать сделки с субъектами добычи и производства драгметаллов напрямую, поэтому он вступает в договорные отношения с коммерческими банками, которые в данном случае выполняют функцию посредников.
За несвоевременное перечисление денежных средств по договору поставки Банк России несет ответственность в виде неустойки в размере ставки рефинансирования Банка России, действующей на установленный договором день исполнения обязательств. Неустойка начисляется на сумму неперечисленного аванса или неоплаченной стоимости поставленного золота за весь период просрочки, но не может составлять более 10 процентов от указанной суммы. Неустойка является исключительной, и убытки не взыскиваются.
Аналогичная по размеру неустойка уплачивается кредитной организацией Банку России за нарушение пункта договора, по которому кредитная организация обязана в течение трех дней после получения от ЦБ аванса перечислить этот аванс (уменьшенный не более чем на 2 процента) на счет добывающего предприятия. Неустойка начисляется на сумму аванса.
Кроме того, неустойка предусмотрена и за недопоставку проавансированного золота. Она начисляется на стоимость недопоставленного драгметалла, рассчитанную на дату поставки. Уплата неустойки не освобождает кредитную организацию от обязанности поставить недостающее количество проавансированного объема золота или по согласованию с Банком России оплатить его стоимость.
За недопоставку золота в объеме сверх проавансированного Банком России по договору кредитная организация уплачивает штраф в размере 5 процентов от стоимости недопоставленного золота, рассчитанной на дату поставки.
Кредитная организация обязана дать гарантии, что золото не заложено и не обременено иным образом в пользу третьих лиц, а также предоставить Банку России обеспечение полученного аванса в виде залога в порядке и в сроки, установленные соглашением о залоге. При нарушении данного обязательства Банк России вправе досрочно расторгнуть договор, причем кредитная организация в течение трех рабочих дней после получения соответствующего уведомления обязуется вернуть ЦБ аванс, а также уплатить штраф в размере 10 процентов от суммы аванса.
Другим нормативным актом - указанием ЦБ от 7 октября 1998 г. N 376-У (ред. от 11 апреля 2000 г.) - утвержден текст Генерального соглашения об общих условиях совершения сделок купли-продажи драгоценных металлов на территории РФ. В договорах, заключаемых в соответствии с этим соглашением (в отличие от договора поставки, рассмотренного выше), Банк России может быть не только покупателем, но и продавцом драгметаллов. Кроме того, кредитная организация не связывается обязательствами перед третьими лицами (субъектами добычи и производства) и, следовательно, не несет ответственности за их действия или бездействие. Имущественная ответственность, установленная Генеральным соглашением, равна для обеих сторон-участниц договора купли-продажи.
За несвоевременное перечисление денежных средств по заключенной сделке виновная сторона уплачивает другой стороне неустойку в размере ставки рефинансирования Банка России, действующей на установленный Генеральным соглашением день исполнения обязательств. Неустойка начисляется на сумму задолженности за весь период просрочки, но не может составлять более 10 процентов от этой суммы.
Аналогичная неустойка уплачивается и за несвоевременную поставку драгметаллов. Она начисляется на стоимость непоставленного металла, рассчитанную по его цене на день заключения сделки, за весь период просрочки, но составляет не более 10 процентов от стоимости непоставленного металла.
За недопоставку, а также поставку некачественных драгметаллов виновная сторона уплачивает штраф в размере 10 процентов от стоимости недопоставленных (некачественных) драгметаллов, рассчитанной по цене металла на день заключения сделки.
Стандартные условия договора хранения и ведения счета ответственного хранения драгоценных металлов, открываемого кредитной организации в Банке России, утверждены указанием ЦБ от 18 ноября 1999 г. N 682-У.
В соответствии с указанным договором за неисполнение или ненадлежащее исполнение клиентом (кредитной организацией) обязательств по оплате предоставленных Банком России услуг по обслуживанию счета ответственного хранения клиент уплачивает неустойку в размере ставки рефинансирования Банка России, действующей на установленный договором день исполнения обязательств. Неустойка начисляется на сумму просроченной задолженности за весь период просрочки оплаты клиентом услуг по обслуживанию счета.
В случае несвоевременной или неполной оплаты клиентом услуг по обслуживанию счета ответственного хранения Банк России оставляет за собой право в соответствии с ч. 2 ст. 854 ГК произвести списание инкассовым поручением суммы просроченной задолженности с корреспондентского счета клиента, открытого в ЦБ, без согласия клиента, если это предусмотрено договором о ведении такого счета.
Имущественная ответственность за нарушение сторонами прочих обязательств по указанным типовым договорам регулируется действующим гражданским законодательством, что зафиксировано в тексте договоров. Это важно прежде всего для определения ответственности государственного органа. Однако по некоторым видам сделок определить такую ответственность на основании договорной отсылки к действующему законодательству бывает непросто. Так, в ГК не урегулирован договор металлического счета. Возникает вопрос о том, как, например, определить ответственность Банка России за нарушение сроков перевода драгметаллов с одних клиентских счетов на другие по договорам хранения и ведения счетов ответственного хранения.
В отношении правил об обезличенных металлических счетах в российской правовой науке высказывались мнения о возможности применения к ним по аналогии закона норм гл. 45 ГК о банковском счете <*>, а следовательно, и ст. 856 ГК об ответственности банков за ненадлежащее совершение операций по счету. Что же касается договора металлического счета ответственного хранения, то, учитывая двойственную природу такого договора, наличие в нем элементов договора хранения и договора банковского счета, представляется, что на хранителя может быть возложена имущественная ответственность как по ст. 856 (за ненадлежащее совершение операций по счету), так и по ст. ст. 901 и 902 (за утрату, недостачу или повреждение хранимого).
--------------------------------
<*> См.: Ефимова Л.Г. Банковские сделки. Комментарий законодательства и арбитражной практики. М.: Юридическая фирма "Контракт", "ИНФРА-М", 2000. С. 73 - 74; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Изд. 3-е, исправленное и дополненное / Руководитель авторского коллектива и отв. ред. доктор юридических наук, профессор Садиков О.Н. М.: Юридическая фирма "Контракт", "ИНФРА-М", 1998. С. 409; Сапожников Н.В. Валютные операции коммерческих банков. Правовое регулирование / Практическое пособие. М.: Юристъ, 1999. С. 157.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997.Административная ответственность
Действующим законодательством установлены административные санкции за нарушения в сфере оборота драгметаллов.
Уже говорилось об имущественной ответственности сторон при нарушении обязательств по договорам поставки драгметаллов в Госфонд России. Однако на субъектов добычи и производства драгметаллов действующим правовым актом ("Положением о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства от 30 июня 1994 г. N 756 (ред. от 1 декабря 1998 г.)) возлагается еще и дополнительная - административная - ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение по их вине условий поставки аффинированных слитков государству в виде лишения лицензии на право пользования недрами в порядке, установленном Законом РФ "О недрах" <*>.
--------------------------------
<*> В Законе о драгметаллах такая лицензия именуется лицензией на добычу драгметаллов.
Аннулирование лицензии на ввоз и вывоз товаров с содержанием драгметаллов или приостановление ее действия как меры административной ответственности налагаются на субъектов предпринимательской деятельности Министерством экономического развития и торговли за нарушения порядка ввоза в РФ и вывоза из РФ товаров с содержанием драгметаллов, установленного Постановлением Правительства от 24 января 1994 г. N 35 (ред. от 22 февраля 2000 г.).
Некоторые меры административной ответственности могут быть применены ЦБ в отношении кредитных организаций. Так, в случае нарушения специально уполномоченным банком требований Положения ЦБ от 1 ноября 1996 г. N 50 "О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами" к банку принимаются меры, предусмотренные ст. 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации". В силу этой статьи Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до 6 месяцев. Невыполнение требований

Налог на выигрыш или плата за риск?  »
Комментарии к законам »
Читайте также