Нарушения законодательства при проведении валютных расчетов
ВАЛЮТНЫХ РАСЧЕТОВ
М.Г.
СТЕПАНЯН
Степанян Мария Григорьевна
Заместитель начальника юридического
отдела коммерческого банка "Фундамент -
банк", аспирантка МГЮА.
Родилась 6
декабря 1973 г. В 1996 г. окончила Московскую
государственную юридическую академию.
С 1995 г. работает в КБ "Фундамент - банк".
В
соответствии с п. 1 раздела II письма
Госбанка СССР от 24 мая 1991 г. N 352 "Основные
положения о регулировании валютных
операций на территории СССР" <*> расчеты
между резидентами и нерезидентами
осуществляются в свободно конвертируемой
валюте либо в рублях в порядке,
установленном Центральным банком РФ. К
сожалению, система правового регулирования
данных правоотношений содержит в себе ряд
противоречий. Это обусловлено тем, что
вопросы участия резидентов в валютных
расчетах во внешнеторговой деятельности на
85% урегулированы подзаконными нормативными
актами, а также тем фактом, что валютное
законодательство как отрасль права до сих
пор находится на стадии формирования.
Основной нормативный документ,
составляющий базу валютного права, - Закон
РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном
регулировании и валютном контроле"
безнадежно устарел и не отвечает
требованиям современной экономической
ситуации. Принятые во исполнение этого
Закона нормативные акты противоречивы,
зачастую содержат положения, ущемляющие
права и обязанности участников
внешнеторговой деятельности,
рассредоточены в ведомственных документах
Центрального банка РФ, Таможенного
комитета РФ. Этим объясняются
многочисленные нарушения валютного
законодательства организациями -
резидентами, связанные с осуществлением
последними внешнеторговой деятельности.
--------------------------------
<*> Бюллетень
нормативных актов министерств и ведомств
СССР. - 1991. N 12. С. 4. (Действие данного
документа подтверждено телеграммой ЦБ РФ
от 24 января 1992 г. N 19-92.)
Субъектом такого
нарушения по российскому законодательству
могут быть экспортеры- и импортеры -
резиденты (на нерезидентов требования
валютного законодательства не
распространяются). По субъектному составу
нарушения требований законодательства,
связанных с использованием иностранной
валюты во внешнеторговой деятельности,
можно разделить на две категории:
-
нарушения, субъектом которых могут быть как
организации, так и граждане, осуществляющие
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица (например,
требования экспортного контроля
распространяются на резидентов -
экспортеров: граждан - предпринимателей и
юридические лица);
- нарушения,
субъектом которых могут быть только
организации - резиденты (например, порядок
покупки иностранной валюты на внутреннем
валютном рынке РФ, установленный указанием
ЦБ РФ от 20 октября 1998 г. N 383-У,
распространяется только на юридические
лица).
По объекту нарушений, возникающих
при использовании иностранной валюты в
расчетных операциях во внешнеторговой
деятельности, можно выделить три
группы.
I. Нарушения, связанные с
открытием валютных счетов
и порядком
распоряжения счетом
К ним можно отнести
следующие нарушения:
1. Открытие
валютных счетов резидентов в иностранных
банках без специального разрешения
Центрального банка РФ.
Законом РФ "О
валютном регулировании и валютном
контроле" установлено, что резиденты могут
иметь счета в иностранной валюте в банках
за пределами Российской Федерации в
случаях и на условиях, устанавливаемых
Центральным банком РФ. Разрешительный
порядок открытия таких счетов определен в
разделе IV "Открытие юридическими лицами -
резидентами счетов в иностранных банках за
границей" письма Госбанка СССР N 352. Открытие
текущих и иных валютных счетов и совершение
по ним операций в иностранной валюте за
границей организациями - резидентами
осуществляются только с разрешения Банка
России. Заявления на выдачу таких
разрешений рассматриваются с учетом
специфики проведения конкретных валютных
операций и при условии невозможности
открытия такого счета в уполномоченных
банках в России. Резиденты обязаны
представлять отчетность по остаткам
средств на счетах в иностранных банках, а
также информацию о процентах, полученных и
переведенных в Россию во время отчетного
периода. Органы Центрального банка РФ могут
потребовать перевода на счета в
уполномоченные банки в Россию части
средств, находящихся на счетах за границей,
если их сумма превышает рабочие остатки,
необходимые для осуществления операций,
для которых был открыт счет.
Приказом ЦБ
РФ от 22 апреля 1997 г. N 02-193 было утверждено
Положение N 436 о порядке выдачи разрешений
на открытие и ведение валютных счетов,
открываемых юридическими лицами -
резидентами для оплаты расходов на
содержание представительств.
2.
Нарушение обязанности резидента хранить
все свои средства в иностранной валюте на
счетах в уполномоченных банках. В
законодательстве закреплена императивная
обязанность юридических лиц и граждан -
предпринимателей хранить все денежные
средства в банках <*>, а расчеты с их
участием осуществлять только в безналичном
порядке. Данная публично - правовая
обязанность обусловлена необходимостью
обеспечения движения денежных потоков в
государстве и контроля за этим процессом
<**>. Из этого следует, что резиденты
обязаны хранить все валютные средства на
счетах в уполномоченных банках. Нарушением
данной обязанности, с одной стороны,
является наличие в кассе организации так
называемого "черного нала", т.е. неучтенной
наличной валюты, с другой - незачисление
валютной выручки на счета в уполномоченных
банках. Сотрудниками УФСНП по г. Москве при
проведении выездных налоговых проверок
были выявлены факты незаконного хранения
наличных средств в иностранной валюте в
кассах организаций. Данные средства
конфисковывались сотрудниками органов
налоговой полиции как бесхозное
имущество.
--------------------------------
<*>
Эрделевский А. Обязаны ли юридические лица
хранить деньги в банке? // Хозяйство и право.
- 1997. N 5. С. 111 - 117.
<**> Олейник О.М. Основы
банковского права. Курс лекций. - М.: Юрист. -
1997. С. 248.
Незачисление резидентами
валютной выручки на счета в уполномоченных
банках является нарушением порядка
проведения валютных операций и
квалифицируется как проведение валютной
операции с движением капитала без
соответствующего разрешения. Это нарушение
может выражаться в следующем:
а)
зачисление причитающейся резиденту
валютной выручки третьим лицам,
находящимся за пределами России. Экспортер
после выполнения обязательств по поставке
товара дает распоряжение перечислить
причитающиеся ему средства в иностранной
валюте другому иностранному предприятию в
счет выполнения своих встречных
обязательств перед ним по другим
контрактам либо на счета оффшорной
компании, принадлежащей экспортеру;
б)
зачисление валютной выручки на счета,
открытые в зарубежных банках. Если
экспортер - резидент имеет в зарубежном
банке счет, открытый в соответствии с
разрешением Центрального банка РФ, то это
разрешение не может являться основанием
для зачисления на него валютной выручки,
так как для этого необходимо получить
специальное разрешение Центрального банка
РФ на каждое зачисление иностранной валюты
на счет в банке, находящемся за рубежом,
если иное не оговорено в самом разрешении
<*>;
--------------------------------
<*>
Брызгалин А.В., Верник В.Р., Головкин А.Н.
Валютный контроль на предприятии. Анализ
типичных ошибок при совершении валютных
операций. - М.: Аналитика - Пресс, 1997. С. 80.
в)
перевод резидентом полученной им
иностранной валюты не в уполномоченные
банки, расположенные на территории России,
а в их отделения за границей. Согласно п. 13
раздела II письма Госбанка СССР N 352 данная
операция не рассматривается валютным
законодательством как выполнение
обязанности резидента по переводу валютной
выручки, поэтому для данной операции
необходимо получить предварительное
разрешение Центрального банка РФ;
г)
оплата резидентом из причитающейся ему
валютной выручки расходов за рубежом, не
связанных с данной внешнеэкономической
операцией. В соответствии с п. 9 раздела II
письма Госбанка СССР N 352 валютная выручка,
поступившая в собственность или в
распоряжение резидента за границей, может
использоваться им только для оплаты
банковских и иных комиссий и расходов,
непосредственно связанных с
внешнеэкономической операцией, по которой
получена эта выручка. Поэтому оплату из
валютной выручки по одним контрактам
банковских и иных комиссий и расходов по
другим контрактам следует рассматривать
как сокрытие валютной выручки.
II.
Нарушения порядка проведения валютных
операций,
осуществляемых в связи с
внешнеторговой деятельностью
Валютным
законодательством установлен
исчерпывающий перечень валютных операций,
осуществляемых резидентами без разрешения
Центрального банка РФ. Это, во-первых,
текущие валютные операции; во-вторых,
валютные операции с движением капитала, для
проведения которых не требуется разрешение
Центрального банка РФ. Например, указанием
ЦБ РФ от 21 июля 1999 г. N 611-У "О проведении
валютных операций, связанных с дарением и
прощением долга" <*> было разрешено
проводить следующие валютные операции с
движением капитала без разрешения Банка
России:
--------------------------------
<*>
Вестник Банка России. - 1999. N 47.
- зачисление
резидентами на свои валютные счета в
уполномоченных банках иностранной валюты,
полученной от нерезидентов в виде дарения,
пожертвований или иных безвозмездных
поступлений;
- освобождение
нерезидентами резидентов, получивших
товары, работы, услуги, результаты
интеллектуальной деятельности или
иностранную валюту, от лежащих на них
обязанностей по уплате иностранной валюты,
поставке товаров, выполнению работ,
оказанию услуг, передаче результатов
интеллектуальной деятельности.
К
данной группе нарушений можно отнести
следующие проводимые без предварительного
согласования с Центральным банком РФ
операции.
1. Уплата резидентом штрафных
санкций в иностранной валюте по
внешнеторговым контрактам.
2. Наличие
дебиторской задолженности в иностранной
валюте по внешнеторговым контрактам сроком
свыше 90 дней.
3. Предоставление
нерезиденту отсрочек платежа в иностранной
валюте по внешнеторговому контракту.
В
соответствии с Законом РФ "О валютном
регулировании и валютном контроле" в
разрешительном порядке осуществляются
расчеты по экспортно - импортным операциям
с отсрочкой (либо рассрочкой) платежа и
кредитование экспортно - импортных
операций сроком более 90 дней. Данное
положение касается также сделок по
консигнационным соглашениям, связанным с
импортом и экспортом товаров, если срок
платежа превышает 90 дней от даты отгрузки
(погрузки на борт, отправки или принятия к
перевозке), и реэкспортных сделок, если срок
платежа в пользу резидента превышает 90 дней
от даты осуществления резидентом платежа
за товар, подлежащий последующему
реэкспорту <*>.
--------------------------------
<*> Подп. "в" и "д" п. 2 раздела II письма
Госбанка СССР N 352.
Исключением из данного
правила являются платежи в иностранной
валюте за импортируемые товары (работы,
услуги), осуществляемые после ввоза
соответствующего товара в Российскую
Федерацию, независимо от срока, прошедшего
с момента таможенного оформления до даты
платежа (либо с даты приема соответствующих
работ, услуг), а также кредитование
нерезидентом экспорта товаров (работ,
услуг), т.е. зачисление резидентом на свои
валютные счета в уполномоченных банках
валютной выручки от экспорта, независимо от
срока таможенного оформления товаров на
экспорт и приема нерезидентом выполненных
работ, оказанных услуг <*>.
--------------------------------
<*> См. п. 3 Положения
Центрального банка РФ от 24 апреля 1996 г. N
39.
4. Наличие во внешнеторговом контракте
условий, предусматривающих оплату
импортируемых либо экспортируемых товаров
(работ, услуг) в наличной форме при
отсутствии разрешения (лицензии) Банка
России на указанные операции. Действующим
законодательством установлено правило:
расчеты между организациями, а также с
участием граждан, связанные с
осуществлением ими предпринимательской
деятельности, производятся в безналичном
порядке. Расчеты могут производиться также
наличными деньгами, если иное не
установлено законом <*>. Указанием ЦБ РФ
от 7 октября 1998 г. N 375-У установлены
предельные размеры расчетов наличными
деньгами в Российской Федерации между
юридическими лицами. Данное положение не
может быть распространено на расчеты в
иностранной валюте при осуществлении
внешнеторговой деятельности. В
соответствии с письмом Госбанка СССР N 352
порядок осуществления расчетов между
резидентами и нерезидентами
устанавливается Центральным банком РФ. На
сегодняшний день осуществление расчетов
наличными деньгами в иностранной валюте
является валютной операцией с движением
капитала и требует получения лицензии
Центрального банка РФ. Следовательно, к
данным отношениям не может быть применен п.
2 ст. 861 ГК РФ, допускающий расчеты наличными
деньгами между юридическими лицами.
--------------------------------
<*> См. п. 2 ст. 861 ГК
РФ.
5. Наличие во внешнеторговом контракте
условий, предусматривающих оплату
импортируемых товаров со счетов лиц, не
являющихся импортерами по данному
контракту, либо поступление экспортной
выручки на счета лиц, не являющихся
экспортерами по данному контракту. В
соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 21
ноября 1995 г. N 1163 "О первоочередных мерах по
усилению системы валютного контроля в
Российской Федерации" <*> расчеты по
экспортно - импортным сделкам резидентов
осуществляются только через счета
резидентов, которые заключили или от имени
которых были заключены сделки, если иное не
разрешено ЦБ РФ. При этом расчеты по
внешнеэкономическим сделкам, на которые
участниками внешнеэкономической
деятельности оформлены паспорта сделок,
осуществляются только через
уполномоченные банки, подписавшие такие
паспорта сделок.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1995. N 48.
6. Уплата резидентом
процентов при возвращении полученного от
нерезидента аванса в случае невыполнения
обязательств по контракту. В соответствии с
подп. "ж" п. 2 раздела II письма Госбанка СССР N
352 резидент, который в соответствии с
условиями внешнеторгового контракта
должен уплатить проценты при возвращении
полученного от нерезидента аванса в случае
невыполнения обязательств по данному
контракту, предварительно должен получить
разрешение на проведение данной операции в
ЦБ РФ.
7. Уплата денежных сумм в рублях,
оказание услуг или предоставление
каких-либо имущественных ценностей в
России с последующим получением
эквивалента в иностранной валюте за
рубежом. В соответствии с п. 8 раздела I
письма Госбанка СССР N 352 не допускается
уплата денежных сумм в рублях, оказание
услуг или предоставление каких-либо
имущественных ценностей в России с
последующим