Особенности системы сбора налогов в россии: налоговые правонарушения

НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Е.М. РОМАШКОВА
Ромашкова Екатерина Михайловна
Студентка 5-го курса Института государственного управления и социальных исследований МГУ им. М.В. Ломоносова. Специализируется в области правовых основ управления.
Родилась 3 декабря 1976 г. в Москве.
В настоящее время является помощником депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Перестройка политической системы и преобразования в экономике России с неизбежностью повлекли за собой значительные перемены во всех сферах жизни российского общества. Следствием перехода к рыночной экономике стало коренное изменение системы сбора налогов. Годами работавшая система сбора налогов оказалась непригодной в новых условиях. А так как процессы преобразований были настолько стремительны, законодатели просто не успевали хотя бы фиксировать изменения (зачастую, кстати, носившие противоречивый характер), не говоря уж о создании продуманной нормативной базы. Результатом этого стала излишне сложная система налогообложения. Думается, данную проблему вряд ли решит и принятый Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ), поскольку любая система в идеале должна носить органичный, эволюционный характер, а практика латания дыр отнюдь не способствует этому.
При формировании системы налогообложения имеет место еще одно пагубное явление - это необоснованный рост количества нормативных актов, посвященных сбору налогов. Естественно, возникают проблемы с отслеживанием изменений, что приводит к двоякому результату: с одной стороны, недобросовестные плательщики ловко обходят законодательство, а с другой - страдают добросовестные плательщики, не знающие о новинках в законах.
Утешает тот факт, что проблема сбора налогов, правда не в таких размерах, стоит и перед другими странами мира. Это актуально даже для стран Западной Европы, отличающихся хорошей социальной защитой и высоким правосознанием граждан. Так, в конце 80-х гг. в ряде стран Западной Европы потери от недоплаты налогов составляли до 20% от общей суммы бюджетных доходов, а в США этот показатель равен 15%. В России же по различным оценкам в бюджет не поступает от 30 до 50% подлежащих уплате налогов <*>.
--------------------------------
<*> См.: Ларичев В.Д., Решетняк Н.С. Налоговые преступления и правонарушения. Кто и как их выявляет и предупреждает. - М.: ЮрИнфоР. 1998. С. 5.
Говоря о недополучении налогов в бюджет, нельзя не упомянуть о еще одном важном моменте - это сложности в определении налогооблагаемой базы, неблагоприятное влияние на которую оказывают:
сокращение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства;
большое количество убыточных и низкорентабельных предприятий;
рост кредиторской и дебиторской задолженности и взаимных неплатежей предприятий;
снижение активности банковской системы;
растущая скрытая и явная безработица;
продолжающийся рост цен на промышленные и продовольственные товары, сочетающийся с высокой долей населения, имеющего доходы ниже черты бедности;
задержки по выплате заработной платы.
В итоге получается заколдованный круг: из-за недополучения средств в бюджет государство не может должным образом решать стоящие перед ним социальные и экономические задачи, а следствием этого является опять же непополнение бюджета по причинам, обозначенным выше.
Одна из причин низкого поступления налоговых платежей - это так называемая теневая экономика. По данным ФСБ России, теневой денежный оборот в стране на сегодняшний день составляет 50 трлн. руб. Удельный вес теневой экономики в развитых странах обычно равен 5 - 10% валового внутреннего продукта, но в России он достигает 40%. Пугающие цифры, не правда ли? И естественно, никакие налоги с этих средств не уплачиваются.
Итак, перед государством стоит тяжелейшая задача - создание эффективной системы сбора налогов, а для ее решения необходимо нормализовать деятельность органов налоговой службы, налоговой полиции, внутренних дел, обеспечить их высококвалифицированными и честными специалистами, создав нормальные условия для их работы, и в первую очередь установив достойную заработную плату, необходимую для содержания семьи, что, может быть, поможет решить вопрос с получением взяток и утечкой кадров из органов. Кроме того, государству необходимо вести агитационную и пропагандистскую работу непосредственно с налогоплательщиками, повышая тем самым уровень правосознания граждан, информируя их о целях расходования получаемых средств, порядке уплаты налогов и мерах ответственности за несоблюдение налоговых обязательств, ну и, наконец, публично осуждая лиц, уклоняющихся от уплаты налогов. Но самое главное - следует установить разумные ставки налогов.
Основные причины и условия нарушения налогового
законодательства
Причины, побуждающие налогоплательщиков уклоняться от уплаты налогов, подразделяются на моральные, политические, экономические и технические - последние направлены на сокрытие доходов <*>.
--------------------------------
<*> См.: Годме П.М. Финансовое право. - М.: Прогресс. 1978. С. 399 - 406.
Моральные причины, по классическому определению, проявляются в несоответствии налоговых законов принципам всеобщности, постоянства и беспристрастности.
В России моральный аспект процесса уплаты налогов значительно глубже. С одной стороны, это непосильный налоговый гнет, а с другой - отсутствие правовой культуры у наших соотечественников. И тому есть свои объяснения. Ни один предприниматель не согласится отдавать в виде налогов 90% своей прибыли - зачем же иначе иметь свое дело. А потому изобретаются все новые способы ухода от уплаты налогов. Что касается низкой правовой культуры, то трудно ожидать иного после семидесяти лет монополизма государства во всех сферах жизни, когда, в частности, все налоги собирались централизованно. Сейчас же свобода предпринимательства и отсутствие должного правового регулирования в совокупности с неопытностью государства в вопросах сбора налогов с новых объектов налогообложения парализуют работу налоговых органов и мало способствуют формированию у граждан должных взглядов на их обязанности по уплате налогов.
Политические причины связаны с регулирующей функцией налогов, т.е. с тем, что государство осуществляет перераспределение денежных средств для выполнения своих функций. При этом фискальная функция налогов часто преобладает над стимулирующей, что проявляется в стремлении государства не столько активизировать развитие производства и предпринимательства с целью расширения налогооблагаемой базы, сколько сбалансировать бюджет. Для России такая ситуация неприемлема, поскольку в существующих условиях экономического спада государство, наоборот, всеми силами должно стремиться стимулировать развитие промышленности. У нас же почему-то основная тяжесть налогового бремени лежит именно на предприятиях.
К политическим причинам следует отнести и такое распространенное в России явление, когда целые регионы и территории в лице местных властей всеми правдами и неправдами уклоняются от перечисления налогов в федеральный бюджет. Так, в 1994 г. Башкирия вносила в казну 10% (по другим данным - 13%) налога на прибыль, а граничащая с ней Пермская область отдавала 50%. В результате в Пермской области нечем было платить заработную плату бюджетным организациям, а в Башкирии продовольствие дотировалось, поэтому цены на него были гораздо ниже <*>. Аналогичная ситуация наблюдается и для других видов налогов. В итоге федеральный центр вынужден заниматься перераспределением федеральных налогов для латания дыр в местных бюджетах.
--------------------------------
<*> Дейкин А. Слабость бюджетной политики Центра подогревает сепаратизм регионов // Финансовые известия. 1994. 21 октября.
Экономические причины играют немаловажную роль, а некоторые исследователи даже ставят их на первое место, поскольку налогоплательщик рассчитывает, оправдает ли выгода, которую он получит, избежав налога, те неприятности, которые это повлечет за собой, если обман раскроется <*>. Естественно, чем выше ставка налога и ниже размер санкций, тем выше экономический эффект от уклонения. Но с другой стороны, что особенно актуально в нынешних условиях, когда налоговые ставки столь высоки, уплата налога в полном объеме может существенно ухудшить положение физического или юридического лица вплоть до закрытия последнего. Отсюда возникает противоречие между интересами собственников и государства. Причем понять можно и те и другие. Государству необходимы средства для выполнения своих функций, и, следовательно, оно постоянно повышает уровень налогообложения. Но налогоплательщик не может платить "обдирающие" налоги, ибо налоговая политика практически не учитывает то обстоятельство, что подавляющее большинство отечественных предприятий использует устаревшее оборудование и технологии, испытывает острую нехватку оборотных средств и не может сбыть свою неконкурентоспособную продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Все это приводит к росту взаимных неплатежей и к снижению возможностей предприятий уплачивать возросшие налоги.
--------------------------------
<*> См.: Годме П.М. Указ. соч. С. 407.
Технические причины связаны прежде всего с несовершенством форм и методов контроля. Так, в настоящее время бытует мнение, что только глобальный контроль за исполнением обязанностей по уплате налогов способен увеличить собираемость налогов. Безусловно, в этом есть рациональное зерно, но вряд ли сегодня это реально для России. К сожалению, у нас нет должного опыта в сборе налогов. Существовавшее ранее регулирование хозяйственной деятельности путем запретов и детальной регламентации оказалось не приспособленным к изменившимся рыночным условиям. И не надо винить в этом государство - ведь не стоит забывать, что формирование налоговой системы РФ, которая отвечала бы современным условиям, началось лишь в 1991 г. Тем более что "закручивание гаек" всегда вызывает противодействие.
Исследователи, и в частности И.И. Кучеров, выделяют еще одну причину неуплаты налогов - правовую, полагая, что немаловажным фактором, способствующим увеличению числа налоговых преступлений, является несовершенство налогового законодательства. Российское налоговое право отличается излишней объемностью и сложностью. В настоящее время нормативно - правовая база по вопросам налогообложения включает в себя огромное количество законов, указов, постановлений, инструкций и разъяснений. Кроме того, дополнительные трудности создают изменения, постоянно вносимые в действующее налоговое законодательство. Что, естественно, дезориентирует добросовестных налогоплательщиков, так как они просто не успевают следить за трансформированием законодательства, а недобросовестные налогоплательщики, наоборот, получают возможность уклоняться от уплаты налогов.
Здесь также можно указать на непроработанность ряда положений в НК РФ. Помимо этого, ответственность налогоплательщиков чрезвычайно распылена: нормы налогового права можно найти и в ГК РФ, и в законодательстве субъектов РФ, а также в нормативных актах органов местного самоуправления и таможенных органов.
По НК РФ на граждан не распространяется принцип равенства перед законом, так как исключена не только прямая материальная, но и любая другая ответственность налоговых органов и их должностных лиц перед налогоплательщиками. Кодекс предусматривает ответственность только для налогоплательщиков, освобождая от каких-либо санкций других участников налоговых отношений.
Ущемление прав налогоплательщиков можно усмотреть и в различии процессуальных возможностей при защите охраняемых законом интересов. В данном случае речь идет о том, что отношения налоговых органов и аудиторских фирм никак не урегулированы в НК РФ. В то время как это крайне необходимо, если вспомнить, что интересы вневедомственного финансового и государственного контроля различны (государственные органы отстаивают интересы государства, а финансовый контроль аудиторских фирм направлен на защиту интересов налогоплательщиков). Аналогичная ситуация складывается в отношении прокурора, полномочия которого прописаны в налоговом законе, и адвоката, права которого там не определены. Все это позволяет говорить о нарушении таких основополагающих принципов, как равноправие и состязательность сторон.
Общая характеристика налоговых правонарушений
Российская налоговая система, введенная в начале 90-х гг., зарождалась в условиях политической борьбы России за суверенитет и независимость от центра. Основной акцент при формировании новой системы налогообложения законодателем был сделан на урегулировании экономических вопросов, затрагивающих количество и видовую направленность налогов, размер налоговых ставок и распределений налоговых платежей по бюджетам различных уровней. Что же касается юридических проблем, то они были отодвинуты на второй план <*>. Поэтому неудивительно, что налоговая система РФ содержит столько противоречий. Эту проблему в какой-то степени разрешил НК РФ. Но прежде чем анализировать налоговые правонарушения, сначала следует рассмотреть основные понятия, введенные этим документом.
--------------------------------
<*> См.: Брызгалин А., Берник В. Состав и виды финансовых правонарушений по российскому налоговому законодательству // Хозяйство и право. 1995. N 5. С. 136.
В соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Исходя из этого определения нельзя не отметить тот факт, что налогу отводится лишь фискальная функция - изъятие денежных средств и их дальнейшее перераспределение. Однако в сложившейся ситуации важно обратить внимание и на стимулирующую функцию налогов, что, возможно, в дальнейшем будет способствовать развитию производства и предпринимательских отношений. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, к которым относятся объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов НК РФ признает организации и физических лиц, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Таким образом, к субъектам налоговых правоотношений относятся:
- юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные

Порядок возврата из бюджета налога на добавленную стоимость  »
Комментарии к законам »
Читайте также