Производство по делу о нарушении таможенных правил(с.ю. соболевская)

С.Ю. СОБОЛЕВСКАЯ
Привлечение лица к ответственности за нарушение таможенных правил может осуществляться двумя способами: путем заведения дела о нарушении таможенных правил, ведения производства по нему, его рассмотрения и вынесения по нему постановления либо посредством составления акта о наложении взыскания за нарушение таможенных правил по упрощенной форме (см. раздел, посвященный наложению взыскания по упрощенной форме). Оба способа равным образом используются таможенными органами при осуществлении ими административной юрисдикции.
Говоря о первой из вышеупомянутых возможностей, следует отметить, что производство по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрение представляет собой сложную систему нередко весьма протяженных во времени процессуальных действий, совершаемых с целью своевременного, всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела и разрешения его в точном соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заведение дела о нарушении таможенных правил
Согласно статье 289 Таможенного кодекса Российской Федерации дело о нарушении таможенных правил считается заведенным, а производство по нему начатым со дня составления протокола о нарушении таможенных правил либо протокола об административном задержании (в соответствии со статьей 331 Таможенного кодекса Российской Федерации административное задержание допускается в случае, когда исчерпаны другие меры воздействия, а также в целях пресечения нарушения таможенных правил или обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления по нему). При этом протокол о нарушении таможенных правил составляется о любом случае обнаружения правонарушения (ст. 299 ТК РФ). Таким образом, в тех случаях, когда административное задержание было осуществлено как мера пресечения правонарушения до начала производства по делу, протокол о нарушении таможенных правил будет дублировать протокол об административном задержании, но датой заведения дела будет считаться дата составления последнего из названных документов.
В правоприменительной практике неоднократно возникал вопрос о компетенции транспортных прокуроров по заведению дела о нарушении таможенных правил. Указанными лицами нередко выносятся постановления о возбуждении административного производства в качестве акта, инициирующего производство по делу о нарушении таможенных правил. Основанием для вынесения таких постановлений служит статья 230 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, а также статьи 21 и 25 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года "О прокуратуре Российской Федерации".
Однако установленный приведенными нормами порядок, допускающий право прокурора возбуждать производство об административном правонарушении, является общим, а производство по делам о нарушениях таможенных правил является отдельным, специальным видом административного процесса. Согласно общей теории права в случае коллизии правовых норм, регулирующих одни и те общественные отношения, подлежит применению более специальная норма. Кроме того, нормы Таможенного кодекса Российской Федерации как более позднего Закона имеют приоритет перед нормами Закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации", который должен применятся к правоотношениям в сфере таможенного дела в части, не противоречащей ему. Кодекс же РСФСР об административных правонарушениях в силу статей 231 и 289 Таможенного кодекса Российской Федерации применяется к правоотношениям об ответственности за нарушения таможенных правил только в случаях, не урегулированных Таможенным кодексом Российской Федерации.
Частью 2 статьи 289 Таможенного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень случаев, с которыми таможенное законодательство связывает заведение дела о нарушении таможенных правил и начало производства по нему. К ним, как было отмечено выше, относятся составление протокола о нарушении таможенных правил и протокола об административном задержании физического или должностного лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил. В соответствии со статьями 299 и 310 Таможенного кодекса Российской Федерации составить протокол о нарушении таможенных правил либо об административном задержании (то есть инициировать производство по делу о нарушении таможенных правил) вправе только должностное лицо таможенного органа. Прокурор таким правом не наделен.
В связи с изложенным постановление транспортного прокуратура о возбуждении производства об административном правонарушении может рассматриваться только как повод для заведения дела о нарушении таможенных правил. Более того, информация, содержащаяся в таком постановлении, не может служить основанием для заведения дела, которым являются достаточные данные, указывающие на признаки нарушения таможенных правил (ст. 293 ТК РФ). Само по себе постановление о возбуждении административного производства таких данных не содержит и влечет необходимость проведения проверки в порядке статьи 294 Таможенного кодекса Российской Федерации, по результатам которой должно быть либо заведено дело о нарушении таможенных правил, либо вынесено мотивированное постановление об отказе в его заведении.
Основания для заведения дела о нарушении
таможенных правил
Дело о нарушении таможенных правил заводится только при наличии определенных обстоятельств, именуемых поводами и основаниями к заведению дела.
Основаниями для заведения дела о нарушении таможенных правил являются любые достаточные данные, указывающие на признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенного правонарушения (ст. ст. 293, 294 ТК РФ). Причем единый критерий достаточности таких данных до настоящего времени не выработан, что создает проблему точного определения момента обнаружения нарушения таможенных правил.
К примеру, распространенной является ситуация, когда на таможенной территории Российской Федерации задерживается автотранспортное средство, водитель которого не может документально подтвердить законность пересечения таможенной границы Российской Федерации (мотивировка может быть различной: от потери документов до невыдачи ему таковых на пограничном пункте пропуска). Для некоторых таможенных органов само по себе отсутствие на момент задержания подобных документов является достаточным основанием для составления протокола о нарушении таможенных правил по признакам статьи 276 Таможенного кодекса Российской Федерации (Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля). Иными же таможенными органами до принятия такого решения осуществляется ряд запросов по всем пограничным пунктам пропуска с целью выяснения факта пересечения задержанным автотранспортным средством таможенной границы Российской Федерации. Протокол же о нарушении таможенных правил составляется только в случае поступления отрицательных ответов из всех запрошенных таможенных органов. Сложно сказать, какой из вариантов поведения представляется наиболее правильным, поскольку каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Немедленное заведение в подобном случае дела о нарушении таможенных правил соответствует принципу срочности привлечения лиц к ответственности за правонарушение (то есть способствует соблюдению сроков применения административной ответственности), а также является профилактикой затягивания производства по делу. В то же время предварительная проверка позволяет избежать ущемления прав и свобод лиц, необоснованного задержания их имущества и т.д.
Следует отметить, что неоднократно высказывалось мнение о том, что в случае невозможности определения субъекта ответственности дело о нарушении таможенных правил не может быть заведено, а заведенное дело подлежит прекращению, поскольку отсутствует один из элементов состава нарушения таможенных правил - субъект правонарушения. Данная проблема представляется надуманной, поскольку невозможность идентифицировать конкретное лицо в качестве правонарушителя не говорит об отсутствии такого лица вообще. В большинстве случаев лицо, нарушившее таможенные правила, удается установить в ходе производства по делу, заведенному в отношении неустановленного лица. Если же определить правонарушителя не удается, Таможенный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность рассмотрения дела о нарушении таможенных правил в его отсутствие и вынесения постановления по делу в отношении неустановленного лица (ч. 3 ст. 363 ТК РФ, ч. 6 ст. 365 ТК РФ). Данная позиция подтверждена также постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 1999 года N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 131 и части первой статьи 380 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой закрытого акционерного общества "Сибирское агентство "Экспресс" и гражданина Терентьева, а также жалобой фирмы "Y. & G. Realable Services, Inc."
Поводы к заведению дела были рассмотрены в разделе, посвященном общим положениям об ответственности за нарушения таможенных правил.
Сроки заведения дела о нарушении таможенных правил
В соответствии с требованиями Таможенного кодекса Российской Федерации при непосредственном обнаружении должностными лицами таможенного органа нарушения таможенных правил либо получении материалов, в которых имеются достаточные данные, указывающие на такие признаки, дело заводится безотлагательно.
Моментом непосредственного обнаружения правонарушения, выявленного в ходе проведения целевой проверки деятельности организации, следует считать день окончания такой проверки, то есть день составления результативного акта с выводами по установленным фактам. Это обусловливается тем, что любая проверка (финансово - хозяйственной деятельности, соблюдения валютного законодательства и пр.) не сводится к простому просмотру документации в организации, а включает в себя также и анализ обнаруженных нарушений.
Для ситуаций, когда полученная информация указывает на признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенного нарушения таможенных правил, но требует обязательной проверки (например, сведения, полученные от юридических и физических лиц, из средств массовой информации), Таможенный кодекс Российской Федерации предусматривает несколько сроков ее проведения (ст. 294 ТК РФ). Информация, полученная при проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, подвергается проверке в течение времени осуществления таможенного контроля или таможенного оформления. В остальных случаях проверка должна быть закончена в срок не более трех суток, а в исключительных случаях - не более десяти суток со дня получения информации. На практике сроки проверки редко составляют менее установленных для исключительных ситуаций.
В процессе проведения предварительной проверки должностное лицо таможенного органа вправе проводить таможенный контроль товаров и транспортных средств, а также получать от лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, таможенных брокеров и иных лиц необходимые для проверки документы, сведения и объяснения.
В случае установления в ходе проведения проверки обстоятельств, исключающих производство по делу о нарушении таможенных правил (ст. 291 ТК РФ), подробно рассмотренных при анализе общих положений об ответственности за нарушение таможенных правил, принимается решение об отказе в заведении дела о нарушении таможенных правил, оформляемое постановлением. Оно выносится должностным лицом таможенного органа, проводившим проверку, применительно к порядку, предусмотренному статьей 357 Таможенного кодекса Российской Федерации (письмо ГТК России от 18 июля 1995 года N 03-43/10147 "О некоторых вопросах ведения производства и рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил").
Протокол о нарушении таможенных правил
и об административном задержании
Итак, первым и основным документом, с которого начинается дело о нарушении таможенных правил, является протокол о нарушении таможенных правил либо протокол об административном задержании. Согласно статье 349 Таможенного кодекса Российской Федерации, в протоколе об административном задержании указываются: дата и место его составления; должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время и мотивы задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и самим задержанным. В случае отказа последнего от подписания протокола в нем делается запись об этом.
В соответствии со статьей 299 Таможенного кодекса Российской Федерации в протоколе о нарушении таможенных правил отражаются сведения о дате и месте его составления, должностном лице таможенного органа, составившем протокол, лице, привлекаемом к ответственности (если оно установлено), товарах и транспортных средствах, изъятых на основании статьи 337 Таможенного кодекса Российской Федерации, свидетелях, если они имеются, а также иные сведения, необходимые для разрешения дела в точном соответствии с законом.
Важнейшей частью протокола является его описательная часть, содержащая данные о существе нарушения таможенных правил, месте и времени его совершения. В отличие от других частей протокола, в которых указываются сведения информационного характера и заполнение которых, как правило, не вызывает затруднений (за исключением, пожалуй, граф об изъятии товаров и транспортных средств на основании статьи 337 Таможенного кодекса Российской Федерации), описательная часть не всегда составляется верно. На практике довольно редко удается совместить относительную лаконичность содержащейся в ней информации о существе нарушения таможенных правил с четкостью изложения. Вполне естественно, что при изучении протокола о нарушении таможенных правил, содержание которого сводится к следующему: "В результате проведения оперативно - розыскных мероприятий остановлен автомобиль", невозможно установить, по какому факту заведено дело о нарушении таможенных правил. Конечно, таких мини - протоколов сейчас практически не встречается, но и большой объем информации не всегда позволяет однозначно определить сущность правонарушения и обстоятельства его совершения. Так, в материалах дела о нарушении таможенных правил, заведенного в отношении одной организации, имелся протокол о нарушении таможенных правил следующего содержания: "По информации налоговой полиции по Западной области от 12 октября 1995 года ООО "Яблочко" зарегистрировано согласно свидетельству от 3 апреля 1994 года N 18, директор Иванов И.И., прописан по ул. Федорова, д. 1, учредителей нет. Организация никаких отчетов с момента открытия не представляла. По имеющимся материалам от 30 мая 1996 года директором является Сидоров С.С. По адресу ул. Федорова, д. 1 находится частный дом, в котором проживает пенсионерка Петрова П.П., по объяснению которой ни Иванов, ни Сидоров не проживают и никакой фирмы нет".
Должностное лицо, правомочное вести производство
по делу о нарушении таможенных правил
Согласно положениям статьи

Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 280 таможенного кодекса российской федерации(а.н. сошников)  »
Комментарии к законам »
Читайте также