Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2008 по делу n А55-1376/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

07 июня 2008 г.                                                                                         Дело №А55-1376/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2008 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2008 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Юдкина А.А.,

судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания Анисимовой О.Ю.,

с участием:

от заявителя – представитель Машин Д.Г., доверенность от 27.08.2007г. № 1056,

от ответчика –  Шепеленко С.В., доверенность от 11.01.2008г. № 47/6,

третьи лица:

- Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области – представитель Михеева Е.Я., доверенность от 22.10.2007г. № 28-07/76,

- ООО «Сызрань-ТрансАвто» - представитель Морунов М.В., паспорт серии 3601 №819923, выдан УВД г. Сызрани Самарской области 10.09.2001г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу  Администрации Сызранского района Самарской области, г. Сызрань, на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 апреля 2008 г. по делу №А55-1376/2008 (судья Черномырдина Е.В.),

по заявлению Администрации Сызранского района Самарской области, г. Сызрань,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара,

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица, общество с ограниченной ответственностью «Сызрань-ТрансАвто», Самарская область, г. Сызрань, Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара,

о признании незаконными решения и предписания от 11.12.2007г.,

УСТАНОВИЛ:

 

Администрация Сызранского района Самарской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - УФАС по Самарской области, антимонопольный орган) от 11.12.2007г.

Определением суда от 05 марта 2008г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица привлечены общество с ограниченной ответственностью «Сызрань-ТрансАвто» (далее – Общество, ООО «Сызрань-ТрансАвто») и Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области (далее – Министерство).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 08 апреля 2008 года Администрации отказано в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с принятым решением суда, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в связи с нарушением и неправильным применением арбитражным судом норм материального права. Кроме того, заявитель указывает на то, что выводы арбитражного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и судом допущено неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

В отзыве на апелляционную жалобу УФАС по Самарской области просит оставить без изменения судебный акт.

Представитель Администрации в судебном заседании подтвердил позицию, изложенную в апелляционной жалобе.

Представители УФАС по Самарской области, Министерства и ООО «Сызрань-ТрансАвто» возразили против доводов Администрации, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Рассмотрев представленные материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «Сызрань-ТрансАвто», имеющие лицензию серия ВА №184032 от 03.02.2005 года №283 на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, 19 июня  и 20 июля 2007 года обратилось к Главе Администрации Сызранского района Самарской области с заявлением с просьбой о согласовании открытия пригородных маршрутов №187 «п. Новозабовский Сызранского района) - п. Турбостроителей (г. Сызрань)», №179 «п. Варламове Сызранского района) - Сызранская нефтебаза», №111 «с. Троицкое (Сызранского района) - Образцовская площадка (г. Сызрань)».

Администрация письмом от 27.07.2007г. № 884 сообщила ООО «Сызрань-ТрансАвто» о невозможности согласования открытия данных маршрутов в связи с непредставлением документов, предусмотренных п. 3.4.Постановления Правительства Самарской области от 21.09.2005г. №101, а также о том, что состав комиссии, утвердившей акты комиссионного обследования дорожных условий на соответствующих пригородных маршрутах, отличается от состава комиссии, созданной в соответствии с Постановлением Администрации Сызранского района Самарской области от 21.03.2007г. №202 «О создании комиссии по безопасности дорожного движения»

По результатам рассмотрения заявления ООО «Сызрань-ТрансАвто» от 31.07.2007г. УФАС по Самарской области принято решение от 11.12.2007г. о признании Администрации нарушившей требования пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Администрации выдано предписание от 11.12.2007г. о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем в срок до 08.02.2008г. Администрации необходимо согласовать ООО «Сызрань-ТрансАвто» паспорта пригородных маршрутов № 187 «п. Новозабовский Сызранского района) - п. Турбостроителей (г. Сызрань)», № 179 «п. Варламове Сызранского района) - Сызранская нефтебаза», № 111 «с. Троицкое (Сызранского района) - Образцовская площадка г. Сызрань.

Считая указанные решение и предписание УФАС по Самарской области незаконными, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что каких-либо нарушений действующего законодательства антимонопольным органом при принятии решения и предписания от 11.12.2007 года не допущено.

Апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в систему законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения включены нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которыми регулируются условия безопасности дорожного движения по вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции Российской Федерации (пункты 3 и 4 статьи 6), и устанавливаются мероприятия по организации дорожного движения (статья 21).

Из пункта 1 статьи 6 от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что вопросы организации деятельности городского, пригородного и междугородного транспорта относятся к компетенции субъектов Российской Федерации.

Подпункт 20 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.95 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что в ведении муниципальных образований находится организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и муниципальном сообщении отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 20 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация транспортного обслуживания находится в ведении муниципальных образований и отнесена к вопросам местного значения.

В соответствии с Законом Самарской области от 09.07.2002г. №53-ГД «О пассажирском автомобильном и городском наземном электрическом транспорте в Самарской области» Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области разрабатывает и утверждает маршрутную сеть по междугородным внутриобластным (за исключением внутрирайонных), пригородным пассажирским маршрутным перевозкам в соответствии с действующим законодательством, утверждает паспорта маршрутов по указанным перевозкам.

Согласно пункту 3.5 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов по междугородным внутриобластным (за исключением внутрирайонных), пригородным пассажирским маршрутным перевозкам на территории Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.09.2005 №101, перевозчик для принятия Министерством транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области решения об открытии автобусного маршрута наряду с другими документами представляет в министерство согласования по открытию пригородного автобусного маршрута органов местного самоуправления муниципальных образований, по территории которых будет проходить данный автобусный маршрут.

Следовательно, заинтересованный перевозчик обязан согласовывать паспорт, сформированный им маршрут и график движения транспорта с уполномоченным органом местного самоуправления, в данном случае - с Администрацией Сызранского района Самарской области.

В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Следовательно, антимонопольный орган правомерно усмотрел в действиях Администрации наличие нарушения антимонопольного законодательства, поскольку основания по которым Администрация сочла невозможным согласование открытия Обществом пригородных маршрутов являются необоснованными, уклонение  от согласования открытия пригородных маршрутов создает необоснованное препятствие в осуществлении ООО «Сызрань-ТрансАвто»  деятельности по осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии у него обязанности по согласованию паспортов пригородных маршрутов апелляционным судом отклоняется как противоречащий положениям Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов по междугородным внутриобластным (за исключением внутрирайонных), пригородным пассажирским маршрутным перевозкам на территории Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.09.2005 №101, из которых следует, что перевозчик для принятия Министерством транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области решения об открытии автобусного маршрута наряду с другими документами представляет в министерство согласования по открытию пригородного автобусного маршрута органов местного самоуправления муниципальных образований, по территории которых будет проходить данный автобусный маршрут.

Как правильно указал суд первой инстанции, открываемые маршруты, являются пригородными и решение об их открытии, в соответствии с пунктом 3.5 Порядка, принимается Министерством транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, следовательно, именно оно и является соответствующим органом исполнительной власти, которое должно утверждать состав комиссии по обследованию пригородных маршрутов.

Согласно статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания.

Следовательно, действия указанных органов подлежат антимонопольному контролю, если они ущемляют права хозяйствующих субъектов в сфере конкуренции на товарных рынках.

Учитывая изложенное, оспариваемые решение и предписание приняты УФАС по Самарской области в соответствии с полномочиями, предоставленными Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Поскольку основания для признания незаконными и отмены решения и предписания УФАС по Самарской области от 11.12.2007

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2008 по делу n А55-4027/2008. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также