"Комментарий к Правилам дорожного движения Российской Федерации" (под ред. С.И. Гирько)

Подготовлен для системы

Согласно этим Правилам к регистрационным документам на ТС относятся свидетельства о регистрации транспортных средств или ранее выдававшиеся технические паспорта транспортных средств (если не произведена их замена в установленном порядке). Паспорта транспортных средств или паспорта шасси транспортных средств, введенные в действие Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. N 477 "О введении паспортов транспортных средств" <*>, к регистрационным документам не относятся.
--------------------------------
<*> С изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1445 "О выдаче паспортов транспортных средств таможенными органами Российской Федерации" и от 31 июля 1998 г. N 866 "О внесении изменений и дополнений в решения Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения" (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.11.1999 N 1227, от 15.12.1999 N 1396).
О других документах, которые обязан иметь водитель в случаях, прямо предусмотренных законодательством (посл. абзац п. 2.1.1 ПДД).
Это следующие документы: путевой лист, документы на перевозимый груз, лицензионная карточка, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов ("Особые условия перевозки... грузов"), наряду с другими документами, перечисленными в этом пункте Правил, в установленных случаях водитель обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать их для проверки.
Путевой лист является первичным документом по учету работы автотранспорта.
В путевом листе, помимо обязательных реквизитов и штампа организации, выдавшей путевой лист, указываются марка, модель транспортного средства, государственный регистрационный знак, фамилия, имя и отчество водителя, серия и номер его водительского удостоверения, делаются отметки об исправности автомобиля перед выездом, дате и времени выезда, а также задание водителю. В раздел путевого листа "Особые отметки" заносятся сведения об изменении задания, о сопровождающих лицах и т.п. В случае, когда перевозятся товарно-материальные ценности, в путевой лист вписываются номера товарно-транспортных документов и прилагается один экземпляр этих документов. Ответственность за правильное заполнение путевого листа несут руководители организации, а также лица, отвечающие за эксплуатацию автомобилей и участвующие в заполнении документа.
Наличие путевого листа обязательно и для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих автомобильные перевозки. Формы путевых листов для индивидуальных предпринимателей утверждены Приказом Минтранса России от 30.06.2000 N 68 "О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте" (зарегистрирован в Минюсте России 3 июля 2000 г., регистрационный N 2298). Приказом Минтранса России от 22 сентября 2003 г. N 191 (зарегистрирован в Минюсте РФ 6 июня 2003 г. N 5150) внесены изменения и дополнения в Приказ Минтранса России от 30 июня 2000 г. N 68. Так, при осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с перевозками, в путевых листах в строках "Водитель", "Номер водительского удостоверения" указываются данные водителей, работающих по путевому листу. Ранее в этих графах указывались данные водителей, работающих только по найму <*>.
--------------------------------
<*> См.:

К лицензии прилагаются лицензионные карточки на каждое транспортное средство, цвет которых соответствует виду деятельности:
красный - перевозка пассажиров на коммерческой основе (стандартная лицензия);
синий - перевозка собственных работников предприятий, учреждений и организаций для производственных (служебных) целей (ограниченная лицензия).
Форма лицензионной карточки, являющейся документом строгой отчетности, утверждается Минтрансом России (см. пункт 2 Основных положений). Передача лицензии или лицензионной карточки другому юридическому или физическому лицу запрещается.
Основные требования к деятельности организаций и водителей-предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, регламентируются Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов <*> (далее - Положение).
--------------------------------
<*> Утверждено Приказом Минтранса России от 09.03.95 N 27, зарегистрировано в Минюсте России 09.06.95, регистрационный N 868.
В Положении предусмотрено, что организация, осуществляющая перевозку, обязана обеспечить условия для питания и отдыха водителей на маршрутах регулярных перевозок, предусмотреть время и место отдыха водителей в пути при направлении в дальние рейсы, обеспечить водителя необходимыми путевыми документами (путевыми листами, документами на перевозимый груз, графиками движения установленной формы).
На каждый маршрут регулярных пассажирских перевозок должны быть составлены паспорт и схема маршрута с указанием опасных мест и особенностей дорожных условий.
Комментарий к пункту 22.1
Правила требуют наличия у водителя удостоверения категорий "С" или "С" и "D", причем категория находится в прямой зависимости от числа перевозимых людей. Непременным условием допуска водителя к осуществлению пассажирских перевозок на грузовых автомобилях является также и стаж управления транспортными средствами категории "С" не менее 3 лет.
Во всех случаях водители, осуществляющие перевозку людей, должны знать и выполнять условия лицензии, хорошо знать маршрут движения и его особенности.
Порядок допуска военных водителей к перевозке людей на грузовых автомобилях устанавливается Министерством обороны Российской Федерации. Действующий порядок предусматривает, что для допуска к перевозке людей военные водители, имеющие водительское удостоверение категории "С", должны пройти подготовку и сдать теоретический и практический экзамены. Военнослужащим, сдавшим экзамены, выдается удостоверение о допуске к самостоятельному управлению грузовым автомобилем конкретной марки, оборудованным для перевозки личного состава. Указанное удостоверение действительно только на период воинской службы" <*>.
--------------------------------
<*> См.: Комментарий к ПДД. М.: За рулем, 2003. С. 194.
Комментарий к пункту 22.2
Требования к оборудованию грузового автомобиля с использованием его для перевозки людей изложены в пункте 4 Основных положений. При оборудовании грузовых автомобилей с бортовой платформой для перевозки людей следует учитывать, что расстояние от сиденья до верхнего края борта должно быть не менее 0,3 м.
Следует по возможности избегать перевозки детей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, так как данный вид перевозок сопряжен с повышенной опасностью для пассажиров и требует от них соблюдения элементарной осторожности и дисциплины (пункт 5.2 ПДД).
Организованная перевозка группы детей, как это установлено пунктом 22.6 ПДД, должна осуществляться только на автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, обеспечивающим защиту детей от падения.
Комментарий к пункту 22.3
От соблюдения требований данного пункта зависят удобство пассажиров при перевозке и, как следствие, их безопасность в процессе движения.
Расположение и количество мест для сидения в кузове грузового автомобиля Правилами не регламентированы, однако общая масса перевозимых пассажиров не должна превышать грузоподъемность транспортного средства. Как правило, сиденья располагают поперек кузова и закрепляют их за борта платформы.
Комментарий к пункту 22.4
При перевозке пассажиров в кузове грузового автомобиля ответственность за соблюдение правил перевозки, посадки и высадки пассажиров также возлагается на водителя.
Водитель перед началом движения должен лично убедиться в том, что все его указания пассажирами выполнены, а количество пассажиров не превышает числа мест для сидения в кузове.
В процессе движения водитель, по возможности, должен контролировать поведение пассажиров в кузове.
Комментарий к пункту 22.5
Основным условием перевозки лиц, сопровождающих груз, является наличие мест для сидения, расположенных ниже уровня бортов, по числу находящихся в кузове людей. Лица, сопровождающие груз, должны быть предупреждены о порядке посадки и высадки из кузова автомобиля.
При перевозке людей в груженом транспортном средстве груз должен быть надежно закреплен от перемещения.
Следует указать, что перевозка людей, не связанных с получением или сопровождением груза, в грузовом автомобиле, не оборудованном для перевозки людей, запрещается.
Комментарий к пункту 22.6
Требование о необходимости установки опознавательных знаков "Перевозка детей" (см. пункт 8 Основных положений) введено для выделения в транспортном потоке грузовых автомобилей и автобусов, перевозящих детей. При остановке таких автомобилей водители других транспортных средств должны снизить скорость и при необходимости остановиться, чтобы пропустить детей, переходящих дорогу (см. пункт 14.7 ПДД).
В соответствии с пунктом 19.4 и 19.5 ПДД транспортные средства, осуществляющие организованные перевозки групп детей, при движении должны включать ближний свет фар или противотуманные фары. Порядок осуществления перевозок пассажиров, в том числе и детей на автобусах, регулируется Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами <*>.
--------------------------------
<*> Утверждено Приказом Минтранса России от 08.01.97 N 2, зарегистрировано в Минюсте России 14.05.97, регистрационный N 1302.
Комментарий к пункту 22.7
Посадка и высадка пассажиров до полной остановки транспортного средства представляют опасность и могут привести к получению травм пассажирами.
Движение автобусов с открытыми дверьми может привести к выпадению пассажиров. Всякие попытки сесть на ходу в движущееся ТС также могут привести к самым отрицательным последствиям.
Комментарий к пункту 22.8
Пассажиров разрешается перевозить только в кабине ТС, в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или кузове-фургоне, а также на мотоцикле. При этом число людей не должно превышать количества, установленного инструкцией предприятия-изготовителя ТС. Так, например, на сиденье рядом с водителем автомобиля КАМАЗ-5320 можно перевозить двух пассажиров. Дети до 12 лет могут перевозиться сверх указанного числа пассажиров. При этом масса пассажиров не должна превышать нагрузку, установленную предприятием-изготовителем транспортного средства в качестве максимально допустимой.
Перевозка детей до 12 лет на заднем сиденье мотоцикла, а также переднем сиденье легкового автомобиля без специальных детских удерживающих устройств запрещена.
23. Перевозка грузов
В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ (с посл. измен. и дополн., см. также и раздел 22 ПДД "Перевозка людей"), Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит (как и перевозка людей) перевозка грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Порядок лицензирования грузовых перевозок определяется Положением о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации" <*>.
--------------------------------
<*> См. комментарий к разделу 22 Правил.

Выдача лицензий на грузовые перевозки находится в ведении Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации и осуществляется в том же порядке, что и лицензий на пассажирские перевозки.
Комментарий к пункту 23.1
При определении значений рассматриваемых параметров следует руководствоваться технической характеристикой ТС, перевозящего груз. Характеристика ТС определяется предприятием-изготовителем с указанием:
грузоподъемности - максимально допустимой массы перевозимого груза;
снаряженной и разрешенной максимальной массы транспортного средства (см. комментарий к термину "разрешенная максимальная масса" в пункте 1.2 Правил);
распределения снаряженной и разрешенной максимальных масс по осям.
Одним из важнейших показателей технической характеристики ТС является значение нагрузки на ось.
Комментарий к пункту 23.2
Правильное размещение груза, его надежное крепление, учет свойств и состояние груза - залог обеспечения безопасности дорожного движения при грузовых перевозках. О перевозке груза сказано в пункте 23.3 Правил. Однако при перевозке определенных видов грузов могут предъявляться дополнительные повышенные требования, регулируемые соответствующими нормативными документами (см. также комментарии к пункту 23.5 ПДД).
Водитель обязан знать способы крепления и размещения различных грузов, особенности их перевозки и контролировать его размещение, крепление и состояние, как перед началом движения, так и в процессе перевозки.
Комментарий к пункту 23.3
При размещении груза необходимо контролировать сохранение обзора не только спереди, а также сбоку и сзади, вплоть до установки при необходимости дополнительного зеркала заднего вида справа.
Необходимо равномерно распределять груз на ТС, причем так, чтобы центр тяжести транспортного средства с грузом находился как можно ниже.
В легковом автомобиле груз не должен мешать водителю в пользовании рулевым управлением, тормозной системой, сигнальными и осветительными приборами.
Кроме того, груз не должен закрывать внешние световые приборы. Если в пути выйдут из строя приборы световой сигнализации, то для подачи сигналов можно воспользоваться услугами пассажира, сидящего в кабине автомобиля.
Грузы, создающие шум, образующие пыль, загрязняющие дорогу и окружающую среду, должны перевозиться специализированными транспортными средствами или с использованием специальной тары.
Комментарий к пункту 23.4
"В габариты транспортного средства не входят съемные элементы (наружные зеркала и т.п.). За установленные габариты по ширине могут выступать шины вблизи контакта с дорогой, детали индикаторов давления в шинах; приспособления противоскольжения, надетые на колеса; боковые указатели поворотов и габаритные фонари (не более чем на 50 мм); устройства для закрепления таможенных пломб на грузе; резиновые накладки кузова, резиновые брызговики колес (не более чем на 50 мм на сторону).
При замере выступающего вперед или назад груза необходимо учитывать указанные выше допущения. Габаритную ширину груза следует измерять от края
'Мировой судья в гражданском судопроизводстве' (под ред. А.Ф. Ефимова и И.К. Пискарева) ('Городец', 2004)  »
Читайте также