"Комментарий к Закону Российской Федерации "Об образовании" (постатейный) (под ред. В.И. Шкатуллы) ("Юристъ", 1998)

ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ"
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 апреля 1998 года
Ответственный редактор
профессор В.И. Шкатулла
Редакционная коллегия
Е.В. Буслов, Г.П. Давыдов, В.Н. Зенков,
В.И. Шкатулла (отв. ред.)
Авторский коллектив
Буслов Е.В., канд. педаг. наук - ст. 5 (совместно с О.Н. Смолиным)
Верещака И.М., канд. юрид. наук - ст. 54
Вильчек М.И., канд. техн. наук - введение к гл. 1; ст. 1
Давыдов Г.П., д-р педаг. наук, канд. юрид. наук - ст. 9; 15; 17; 19; 26; 51
Зенков В.Н., канд. философ. наук - ст. 50
Зимняя И.А., д-р психол. наук, действительный член Российской академии образования - § 4 ст. 2
Новичков В.Б., канд. педаг. наук - ст. 2; 7; 8
Скуратов Ю.И., действительный государственный советник юстиции, д-р юрид. наук - ст. 28; 29; 30; 31; 38; 40
Смолин О.Н., канд. философ. наук - ст. 5 (совместно с Е.В. Бусловым), 16; 20 - 25
Шкатулла В.И., канд. юрид. наук - введение к гл. II, III, IV, V, VI; § 7, 8 ст. 1; § 3 ст. 2; ст. 3; 4; 6; § 4 - 7 ст. 7; 10 - 14; 18; 27; § 3 ст. 30; ст. 32 - 37; 39; 41 - 49; 52; 53; 55 - 58
Чепурных Е.Е., канд. педаг. наук - обращение к читателю
Приложения <*> подготовили И.М. Верещака (17 - 19), В.И. Шкатулла (1 - 16; 20 - 33)
--------------------------------
<*> Приложения не приводятся.
Обращение к читателю
На пороге XXI в. большинство россиян учатся. Только в общеобразовательных учреждениях обучаются свыше 21 млн. детей.
Система образования России затрагивает каждого из нас. Прошло пять лет с 1992 г. со дня выхода в свет Закона РФ "Об образовании". В 1996 г. появилась вторая редакция Закона, в котором изменена каждая вторая статья.
Закон регулирует широкий круг правоотношений в сфере образования: права и обязанности обучающихся, их родителей, работников образовательных учреждений.
Он создает основы обучения и воспитания граждан в интересах человека, общества, государства.
За время, прошедшее после принятия Закона, появились новые федеральные законы, десятки правовых нормативных актов, конкретизирующих и уточняющих его положения. В связи с этим давно назрела потребность в издании комментария к Закону РФ "Об образовании".
Предлагаемая вниманию читателя книга восполняет этот пробел. Она представляет собой первое издание, в котором содержится развернутый постатейный комментарий Закона. Издание, подготовленное совместными усилиями ученых и практиков, рассчитано на самый широкий круг читателей. Думается, книга будет полезна и школьнику, и студенту, и аспиранту. Надеюсь, что ее с интересом прочтут работники образовательных учреждений всех уровней. Полезные для себя сведения найдут в ней родители школьников и студентов.
В 1997 г. в стране начался новый этап реформирования системы образования. В этот период особое значение приобретает соблюдение всеми образовательными учреждениями законодательства об образовании. Издание комментария позволит детским садам, школам, вузам правильно применять образовательное законодательство.
Авторы, предлагая вниманию читателей настоящий комментарий, хотели бы услышать от них замечания, советы, предложения, чтобы использовать их в дальнейшей работе по улучшению содержания книги.
Просьба высылать их по адресу: Москва, ул. Большая Черемушкинская, д. 24, к. 303. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ,
заместитель Министра общего
и профессионального образования
Указатель сокращений
БВС РФ - Бюллетень Верховного Суда РФ
БНА СССР, РСФСР, РФ - Бюллетень нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти РФ
(Бюллетень нормативных актов министерств и
ведомств)
ВВС СССР, РСФСР, РФ - Ведомости Верховного Совета (СССР, РСФСР),
Ведомости Съезда народных депутатов и
Верховного Совета (СССР, РСФСР, РФ)
ВКС РФ - Вестник Конституционного Суда РФ
ГК РФ - Гражданский кодекс РФ
ГПК РСФСР - Гражданский процессуальный кодекс РСФСР
ЖК РСФСР - Жилищный кодекс РСФСР
КЗоТ РФ - Кодекс законов о труде РФ
КоАП - Кодекс РСФСР об административных
правонарушениях
РГ - Российская газета
САПП РФ - Собрание актов Президента и
Правительства РФ
СЗ РФ - Собрание законодательства РФ
СК РФ - Семейный кодекс РФ
УК РФ - Уголовный кодекс РФ
УПК РСФСР - Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР
Единым средством изменения
человеческой природы, формирующим
новые человеческие качества, есть
и будет образование
Ж.ДЕЛОР <*>
--------------------------------
<*> Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище // Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. М.: Университетская книга, 1997. N 4. С. 27.
Вступительная статья
Закон об образовании - это Федеральный закон, принятый по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (п. "е" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Он содержит основные нормы, регулирующие образовательные отношения.
Закон Российской Федерации "Об образовании", принятый в 1992 г. (новая редакция принята 13 января 1996 г.) <*>, занимает центральное положение в законодательстве об образовании. Он устанавливает общие принципы и правила, регулирующие все виды правоотношений в области образования, возникающие между работниками сферы управления образованием, педагогическими работниками, обучающимися, родителями. Важной задачей Закона является определение объема прав гражданина на образование и порядка реализации этих прав.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150; 1997. N 47. Ст. 5431.
Являясь по существу базовым, определяя наиболее общие правовые нормы в сфере образования, настоящий Закон дал мощный импульс развитию законотворчества как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. В частности, принят Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. <*>. Постановлениями Правительства РФ утверждены типовые положения об образовательных учреждениях различных форм и видов, государственные образовательные стандарты, порядок стипендиального обеспечения студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Правительство РФ определило меры социальной и материальной поддержки таких категорий обучающихся, как дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; инвалиды; дети и подростки с отклонениями в развитии, с девиантным (общественно опасным) поведением; граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях по очно - заочной (вечерней) и заочной формам обучения, совмещающие учебу с работой; дети, подростки и молодые люди, проявившие выдающиеся способности.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.
Закон РФ "Об образовании" стимулировал развитие законодательства в субъектах Федерации. В большинстве республик, во многих областях приняты свои законы об образовании. В них есть как общие, так и специфические нормы. Создаются многочисленные нормативные акты по отдельным проблемам образовательного процесса с учетом региональных и национальных особенностей.
Ныне действующий Закон получил высокую оценку международной юридической общественности. В 1996 г. в него были внесены существенные изменения и дополнения. В то же время жизнь требует дальнейшего его изменения. Прежде всего это обусловлено наступлением нового этапа реформирования экономики, всей социальной сферы.
Закон об образовании занимает особое место в системе законодательства об образовании, он является связующим звеном между Конституцией РФ и остальным массивом законодательства, регулирующего образовательные отношения. Этот Закон регулирует в рамках федеральной компетенции отношения в области образования, которые должны регулироваться одинаково всеми субъектами РФ. В этой части Закон об образовании, а также другие федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации. Этот Закон вводит также общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов РФ и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.
В настоящее время активно развивается законодательство об образовании на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. Его принципом на практике становится правило - все другие законы об образовании не должны противоречить этому базовому основному Закону, регулирующему отношения во всей сфере образования. Видимо, в дальнейшем этот принцип было бы целесообразно включить в текст Закона об образовании.
Закон об образовании направлен в первую очередь на обеспечение права на образование человека и гражданина, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ. В настоящее время это право по существу совпадает с правом на развитие личности. Реализация права на образование обеспечивает развитие личности.
В последнее десятилетие нашего столетия страна вступила в полосу реформирования. Первый этап реформирования законодательства, регулирующего образовательные отношения, связан с принятием в 1990 г. Государственным комитетом СССР по народному образованию Приказа N 45 "О хозяйственном механизме в народном образовании". В соответствии с этим Приказом все образовательные учреждения должны были перейти на новые условия хозяйствования. Этим Приказом были одобрены Основные положения хозяйственного механизма в народном образовании.
Второй этап связан с принятием Закона РФ "Об образовании" в 1992 г., который еще более глубоко реформировал систему образования.
Третий этап связан с 1996 г., когда были внесены изменения и поправки в Закон РФ "Об образовании", изменена система управления образованием. В это время был принят также Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Четвертый этап начался летом 1997 г. с распоряжения Правительства РФ об образовании Комиссии по подготовке проекта Концепции очередного этапа реформирования системы образования 16 июля 1997 г. <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 29. Ст. 3578.
Реформирование законодательства об образовании отразило изменение социально - педагогических идей и задач.
По мнению Э.Д. Днепрова, "на первом этапе образовательной реформы" в качестве центральных идей и задач выступили: 1) поворот школы лицом к ребенку; 2) поворот школы лицом к обществу, устранение государственной монополии на образование и в этом смысле его разгосударствление, превращение школы из госучреждения в социальный институт, в равной мере обслуживающий интересы и потребности личности, общества и государства; 3) деунитаризация и деунификация школы, ее всесторонняя и глубокая демократизация как социального института и как образовательной практики <*>.
--------------------------------
<*> См.: Днепров Э.Д. Школьная реформа между "вчера" и "завтра". М., 1996.
Ни один из этапов реформирования образования не достиг тех результатов, на которые рассчитывало государство. Одной из причин этого послужило недостаточное внимание к правовой форме системы образования и, в частности, недостаточное научное обеспечение реформирования законодательства об образовании.
Очередной (современный) этап реформирования образования осуществляется в условиях, которыми являются действие Программы социальных реформ в РФ на период 1996 - 2000 гг., принятой Постановлением Правительства РФ в 1997 г. <*>, и Программы "Структурная перестройка и экономический рост в 1997 - 2000 годах", принятой Постановлением Правительства РФ от 31 марта 1997 г. <**> и утвердившей Комплексный план действия Правительства РФ, а также новой Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 <***>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1173.
<**> СЗ РФ. N 18. Ст. 2154; N 19. Ст. 2230.
<***> РГ. 1997. 26 дек.
В Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 гг. состояние образования характеризуется противоречивыми тенденциями. В целом за годы реформ, считает Правительство РФ, удалось обеспечить конституционные права граждан на получение образования, включая среднее и высшее профессиональное образование на конкурсной основе, сохранить сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, контингент учащихся, коллективы учителей и профессорско - преподавательского состава, развить сеть негосударственных образовательных учреждений. Таким образом, образование сохранило свой потенциал в качестве определяющего фактора социально - экономического развития России.
В то же время реформы образования в стране сдерживались во многом из-за сокращения доли и фактического объема финансирования отрасли.
Главной целью дальнейшего развития образования Правительство РФ считает удовлетворение потребности граждан России в образовании, гармоничное развитие личности и творческих способностей человека, повышение интеллектуального и культурного потенциала страны с соблюдением принципов равных стартовых условий при минимальных государственных гарантиях.
Для достижения этих целей планируется решить следующие задачи:
1) обеспечить общедоступное, в том числе гарантированное бесплатное образование в пределах государственных образовательных стандартов на всех ступенях и уровнях системы в соответствии с законодательством РФ;
2) создать экономическую базу для выполнения Федеральных законов "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и Федеральных программ "Развитие образования в России", "Дети России" <*>, в том числе путем стимулирования привлечения внебюджетных средств и инвестиций в образование;
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1994. N 17. Ст. 1955.
3) содействовать развитию сети образовательных учреждений различных организационно - правовых форм, типов и видов, в том числе негосударственных;
4) создать государственно - общественную систему оценки качества и контроля деятельности образовательных учреждений всех типов и видов собственности, включая лицензирование, аттестацию, государственную и общественную аккредитацию;
5) ввести в действие государственные
'Комментарий к Федеральному конституционному закону 'О судебной системе Российской Федерации' (постатейный) (под ред. В.И. Радченко, В.П. Кашепова) ('ИНФРА-М-НОРМА', 1998)  »
Читайте также