"Комментарий к Закону РФ "О защите прав потребителей" (постатейный) (Парций Я.Е.)

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
(в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 N 2-ФЗ,
от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ,
от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 27.07.2006 N 140-ФЗ)
Комментарий к преамбуле и основным понятиям
1. Закон был принят Верховным Советом РФ 7 февраля 1992 г., вступил в силу 7 апреля 1992 г.
Необходимость принятия специального закона, направленного на защиту интересов практически всего населения, вызывалась тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, являвшихся государственными организациями, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали.
Во многих странах, в первую очередь в промышленно развитых, подобные законы действовали уже сравнительно давно. Проблема защиты прав потребителя приобрела международное значение, и в апреле 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей" в качестве основы для разработки правительствами политики и законодательства в этой области.
Начало перестройки нашего общества, ориентация экономики на нужды человека, естественно, требовали максимального расширения прав потребителей и, главное, закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление, на законодательном уровне.
Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции будет способствовать повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны.
Закон, наряду с расширением прав потребителей, установил ряд новых обязанностей изготовителей продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг и других организаций.
Одновременно с этим Закон внес существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования требований к продукции, гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей, и др.
Многолетняя практика применения Закона подтвердила его актуальность и в настоящее время, правильность основных положений, что не исключает, естественно, их дальнейшего совершенствования.
2. Закон согласно преамбуле регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами, исполнителями при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, т.е. по поводу удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан. В преамбуле также перечислены основные права потребителей:
на приобретение товара (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей;
на получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах);
на государственную и общественную защиту их интересов;
на просвещение.
Частные права потребителей и механизм реализации всех прав предусмотрены в соответствующих статьях Закона.
Вопрос об объеме прав потребителей приобрел в настоящее время особую актуальность в связи с тем, что в новом законодательстве РФ явно обозначился переход от государственного контроля и установления ответственности за нарушение отдельных прав потребителей к контролю за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и установлению ответственности за весь объем прав, предусмотренных указанными актами. Данная тенденция отражена и в изменениях, внесенных Законом N 171-ФЗ.
Изменения, внесенные этим Законом в преамбулу, в частности, касаются объектов, для которых товары (работы, услуги) должны быть безопасны. К жизни и здоровью потребителей добавлены их имущество, а также окружающая среда. Таким образом, преамбула приведена в соответствие со ст. 7 Закона, где все эти объекты были упомянуты ранее. В этой связи следует заметить, что согласно п. 3 ст. 36 ФЗ таких объектов значительно больше. Это естественно, поскольку ФЗ регулирует вопросы безопасности продукции производственного назначения. Противоречий здесь нет. В случае, если потребительский товар причинит вред объектам, не указанным в Законе, или продукция причинит вред объектам, упомянутым в нем, виновное лицо все равно будет нести ответственность в соответствии с законодательством РФ.
3. Несмотря на видимое отличие отношений по купле-продаже от отношений по поводу оказания разнообразных услуг, они имеют определенные общие черты, что и дает возможность единообразного их регулирования.
Вместе с тем по некоторым вопросам между куплей-продажей и оказанием услуг имеются существенные различия, которые не позволяют регулировать эти отдельные вопросы в единых нормах.
Исходя из этого и построена структура Закона, который разделен на четыре главы.
Глава I "Общие положения" включает статьи, носящие общий характер, т.е. устанавливающие единое регулирование отношений, вытекающих из договоров купли-продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг потребителям (ст. ст. 1 - 17).
Глава II "Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям", как видно из ее названия, регулирует лишь специфические вопросы, относящиеся к этим отношениям и не рассмотренные в главе I (ст. ст. 18 - 26).
Глава III "Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг" посвящена особенностям отношений, складывающихся по поводу осуществления работ и оказания потребителям услуг (ст. ст. 27 - 39).
Глава IV "Государственная и общественная защита прав потребителей" является, как и глава I, общей, распространяется на отношения, вытекающие из купли-продажи, проведения работ и оказания услуг потребителям (ст. ст. 40 - 46).
4. Основные понятия, используемые в Законе.
4.1. Понятие "потребитель" дано в редакции ФЗ от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ, который привел его в соответствие со ст. 492 ГК РФ, дающей определение договора розничной купли-продажи. Эта формулировка позволяет применять нормы Закона в тех случаях, когда гражданин в результате использования приобретенного товара (работы, услуги) в целях, указанных в Законе, получает какой-то естественный доход разового характера, например, в виде урожая овощей или фруктов, выращенного скота и т.п.
Если же это происходит систематически и с целью извлечения прибыли, то должно применяться законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность.
Включение в понятие "потребитель" граждан, которые еще только имеют намерение купить товар или заказать услугу, имеет особо важное значение для реализации их прав на ознакомление с товаром, получение информации о товаре, условиях его продажи, изготовителе и т.д.
Действие Закона не распространяется на потребителей - юридических лиц, а также на потребителей - физических лиц (граждан), если они используют, приобретают, заказывают либо имеют намерение приобрести или заказать товар, (работу, услугу) для предпринимательских целей, а также на договорные отношения между гражданами по поводу удовлетворения их нужд.
Поскольку использование товара (работы, услуги) в целях, предусмотренных Законом, является самостоятельным критерием в понятии "потребитель", постольку гражданин сохраняет этот статус и в том случае, если товар (работа, услуга) приобретены для него юридическим лицом независимо от оснований приобретения. При необходимости гражданин-пользователь вправе от своего имени предъявить соответствующие требования на основе Закона.
Режим использования имущества может измениться, поэтому при возникновении спора следует исходить из первоначальной цели приобретения товара, которая должна быть подтверждена объективными доказательствами.
В некоторых случаях пользоваться товаром (услугой), а значит, считаться потребителем, может только тот гражданин, который заключил договор с продавцом (исполнителем). Например, при покупке оружия, при поездке поездом дальнего следования или самолетом, когда требуется индивидуализация гражданина.
Не является потребителем гражданин, приобретающий товар (заказывающий работы, услуги) для организаций и за их счет с целью использования в производстве. Но гражданин, заказывающий личные услуги, хотя и за счет организации в связи с производственной необходимостью, должен считаться потребителем. Например, командированный, проживающий в гостинице.
4.2. При характеристике отношений, регулируемых Законом, законодатель отказался от использования обобщающего наименования контрагентов потребителя - "предприниматель", предпочитая называть их в соответствии с ГК РФ по выполняемым функциям в определенных договорах.
Для всех контрагентов потребителя установлено, что Закон на них распространяется независимо от их организационно-правовой формы.
Изготовитель, согласно Закону, должен производить товары для реализации потребителю. Иными словами, изготовитель, реализующий изготовленный им товар, например, другому предприятию для комплектации его изделия, не может руководствоваться в этом случае нормами Закона.
Исполнителем, согласно Закону, является организация, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Следовательно, оказание безвозмездных услуг гражданину не может регулироваться нормами настоящего Закона.
Продавец - организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи, независимо от вида последнего, предназначенные для использования в предусмотренных Законом целях.
Как видно из указанных понятий, контрагентом потребителя могут быть индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица. Они вправе заниматься любой предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Важно отметить, что к ним применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений. Это правило действует и в отношении тех граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью без государственной регистрации. Смысл упомянутых норм заключается в том, что на коммерческие организации возлагаются законодательством дополнительные обязательства по сравнению с другими организациями либо их деятельность имеет более строгое правовое регулирование. Например, предприниматели, в исключение из общего правила, установленного ГК РФ, об ответственности за неисполнение договорных обязательств при наличии вины несут такую ответственность и при ее отсутствии, т.е. за случайное неисполнение.
С другой стороны, если гражданин совершил разовую сделку (продажу, работу), не получает систематически прибыль, т.е. не является предпринимателем, на него не распространяются специальные обязанности, предусмотренные законом, в том числе установленные Законом "О защите прав потребителей" для предпринимателей.
Согласно ст. 50 ГК РФ юридические лица могут быть коммерческими организациями, т.е. организациями, для которых извлечение прибыли является основной целью деятельности. Их деятельность, согласно ст. 2 ГК РФ, является предпринимательской. Организации, основной целью деятельности которых не является извлечение прибыли, которая не распределяется между участниками, именуются некоммерческими. Они в принципе не создаются для занятия предпринимательской деятельностью, но могут ее осуществлять, поскольку это предусмотрено их учредительными документами, служит достижению целей организации и соответствует этим целям.
Приведенная характеристика некоммерческих организаций, предусмотренная ст. 50 ГК РФ, воспроизведена в ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", вступившего в силу со дня его официального опубликования 24 января 1996 г. Этим Законом конкретизированы цели создания, предусмотрены новые организационно-правовые формы некоммерческих организаций, а также определен характер их предпринимательской деятельности. Согласно ст. 24 указанного Закона, предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Таким образом, контрагентом потребителя могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации, в том числе иностранные юридические лица.
Однако как потребителям, так и организациям следует иметь в виду, что некоммерческие организации, а также казенные, коммерческие унитарные государственные и муниципальные предприятия, в отличие от иных коммерческих предприятий, могут совершать лишь те сделки, которые вытекают из их устава, т.е. они обладают специальной правоспособностью. Коммерческие организации обладают общей правоспособностью, т.е. могут совершать любые не запрещенные законом сделки.
В Законе фигурируют еще два контрагента потребителя, определения которых не даны: организации, выполняющие функции изготовителя или продавца товара на основании договора с ними.
В ФЗ упомянуты изготовители, исполнители, продавцы, лица, выполняющие функции иностранного изготовителя, определения которых также не даны.
Возможно именно разнобой и несогласованность в установлении контрагентов потребителя в упомянутых Законах, отсутствие некоторых определений и побудило законодателя устранить эти недостатки.
Закон N 171-ФЗ дополнил Закон определениями понятий "уполномоченная изготовителем (продавцом) организация", "уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель", "импортер".
Согласно определению уполномоченной организацией может быть существующая организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, специально созданная на территории РФ изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющая определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченная им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества.
Уполномоченным индивидуальным предпринимателем может быть предприниматель, зарегистрированный на территории РФ в установленном порядке. Основания его деятельности и полномочия полностью совпадают с установленными для уполномоченных организаций.
Из указанных определений следует, что применение института уполномоченных в отношении работ и услуг Законом не предусматривается (о взаимоотношениях уполномоченных лиц с изготовителями
'Презумпции в гражданском судопроизводстве' (Сериков Ю.А.) (науч. ред. В.В. Ярков) ('Волтерс Клувер', 2008)  »
Читайте также