Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2008 по делу n А26-6810/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 16 мая 2008 года Дело №А26-6810/2007 Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2008 года Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2008 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Будылевой М.В. судей Горбачевой О.В., Семиглазова В.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Литвинасом А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3498/2008) ОАО "Онежский тракторный завод" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.02.2008 по делу №А26-6810/2007 (судья Курчакова В.М.), принятое по заявлению Открытого акционерного общества "Онежский тракторный завод" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Карелия о признании незаконным решения при участии: от заявителя: не явились, извещены; от ответчика: Кайгородова О.Э. по доверенности от18.04.2008г. Чекшина О.Г. по доверенности от 05.05.2008г. установил: Открытое акционерное общество «Онежский тракторный завод» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Карелия (далее - ответчик, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения №8 от 25.09.2007 в полном объеме. Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 15.02.2008г. требования Общества удовлетворены в части. Признано недействительным, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации, принятое Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Карелия решение от 25.09.2007 №8 в части начисления пеней за неуплату в установленный срок единого социального налога, зачисляемого в Федеральный бюджет, за 2004 год и процентов, начисленных в соответствии с пунктом 2 статьи 95 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» на задолженность по единому социальному налогу в части федерального бюджета, в полном объеме. В остальной части заявленных требований отказано. В апелляционной жалобе Общество оспаривает решение суда в части отказа в удовлетворении требований по эпизоду, связанному с доначислением НДФЛ и соответствующих пеней. При этом общество не отрицает наличие у него недоимки по НДФЛ и правомерности начисления пеней, а лишь указывает, что принудительное взыскание Инспекцией с общества соответствующей суммы НДФЛ и пеней создают угрозу нарушения прав и законных интересов самого заявителя и его кредиторов. В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган не согласился с доводами Общества, пояснил, что считает решение суда в оспариваемой части законным и обоснованным. Кроме того, налоговый орган в порядке, предусмотренном п.5 ст.268 АПК РФ, возражает против рассмотрения дела №А26-6810/2007 только в обжалуемой части и просит проверить законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Карелия от 15.02.2008г. в апелляционном порядке в полном объеме. Инспекция не согласна с Решением суда в части признания недействительным Решения Инспекции от 25.09.2008г. №8 по эпизоду начисления пеней и процентов по ЕСН. Представитель налогового органа в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, поддержал доводы, изложенные в возражениях, просил решение суда отменить в части. Законность и обоснованность решения суда в полном объеме проверена в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет единого социального налога и налога на доходы физических лиц за период с 01.10.2004 по 31.12.2006; полноты и своевременности перечисления налога на доходы физических лиц в бюджет за период с 01.01.2007 по 30.06.2007; а также правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты обществом в бюджет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2005 по 31.12.2006. В ходе проверки установлено, что в проверяемый период обществом допущено несвоевременное и неполное перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.10.2004 по 30.06.2007. Сумма не перечисленного в бюджет налога по состоянию на 23.08.2007 составляла 18 289 156,74 руб. Данное обстоятельство явилось основанием для доначисления пеней в сумме 5 040 099,62 руб. Также налоговым органом установлена неуплата ЕСН за 2004 год в сумме 5 450 752,74 руб., в связи с неправомерным применением Обществом налогового вычета по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет, в размере, превышающем сумму фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на сумму 5 450 752,74 руб. Данное обстоятельство явилось основанием для начисления пеней по ЕСН на сумму необоснованно заявленного вычета. По результатам проверки составлен акт от 23.08.2007 и принято решение №8 от 25.09.2007г. о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 и статьей 123 НК РФ. Данным решением налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 15 393 864,74 руб., сложившуюся на дату вынесения решения, пени, начисленные за несвоевременную уплату НДФЛ и ЕСН, проценты, начисленные в соответствии со статьей 95 Закона о банкротстве, и штрафы. В результате рассмотрения жалобы налогоплательщика, направленной в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия (далее - Управление), решение инспекции в части привлечения общества к ответственности, установленной статьями 123 и 122 НК РФ, отменено; размер недоимки по НДФЛ уменьшен на 329 758 руб., а размер пеней на 549,6 руб. Общество не согласилось с принятым налоговым органом решением, действующим с учетом внесенных Управлением изменений, и обратилось в суд с требованием о признании его недействительным. Суд первой инстанции, признавая решение налогового органа недействительным по эпизоду доначисления пени за неуплату ЕСН за 2004г. и процентов, начисленных в соответствии с п.2 ст.95 Федерального закона от 26.10.2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» на задолженность по единому социальному налогу в части федерального бюджета правомерно исходил из следующего. Определениями Арбитражного суда Республики Карелия по делу №А26- 7111/2005-183 от 19.09.2005 в отношении общества введена процедура наблюдения, от 08.11.2006 - внешнее управление сроком на 18 месяцев. Решением суда по указанному делу от 20.07.2007 общество признано банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство. Согласно пункту 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте статьи 134 настоящего закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. К текущим платежам в деле о банкротстве и в процедурах банкротства в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве относятся денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Из материалов дела установлено и не оспаривается сторонами, что неполная уплата ЕСН относится к 2004г. Поскольку данное налоговое обязательство возникло до начала процедуры банкротства общества, и доначисленные пени на сумму недоимки по ЕСН, возникшую в результате неправомерного применения налогоплательщиком в 2004 году налогового вычета, не относятся к текущим платежам, суд правильно пришел к выводу, что решение инспекции в указанной части противоречит требованиям статьи 134 Закона о банкротстве, в связи с чем подлежит признанию недействительным. Согласно пункту 2 статьи 95 Закона о банкротстве на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона на дату введения внешнего управления, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящей статьей. В соответствии со статьей 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются для целей учета в реестре требований кредиторов и установления наличия признаков банкротства должника. Данная правовая норма регулирует отношения, возникающие на определенной стадии банкротства между арбитражными управляющими и конкурсными кредиторами. Доводы налогового органа о том, что инспекция, являясь уполномоченным органом в процедуре банкротства общества, имела право на применение данной нормы в ходе выездной налоговой проверки, отклоняются судом. Проценты, начисляемые в соответствии с пунктом 2 статьи 95 Закона о банкротстве, не являются текущими платежами и в силу прямого указания закона удовлетворяются в порядке, установленном пунктом 3 статьи 137 настоящего Закона. Данная правовая позиция подтверждена пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.12.2004 №29 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований Общества о признании недействительным решения налогового органа в части начисления пени и штрафных санкций по НДФЛ, исходил из того, что задолженность по суммам данного налога не относится к обязательному платежу, в связи, с чем нормы закона о банкротстве не применимы. Апелляционный суд считает данный вывод ошибочным по следующим основаниям. Пунктами 4 и 6 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны удерживать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика, либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды. Из материалов дела установлено и не оспаривается Обществом, что перечисление НДФЛ осуществлялось налогоплательщиком несвоевременно и на 25.09.2007г. имеется задолженность перед бюджетом. В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закона N127-ФЗ) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства: прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника; все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 данного Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Как указано в статье 2 Закона N127-ФЗ, денежное обязательство - это обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию; обязательные платежи - это налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации. Текущими платежами согласно статье 5 Закона N127-ФЗ считаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1 статьи 75 НК РФ). В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 114 НК РФ налоговые санкции являются мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Учитывая изложенное, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации пени и налоговые санкции не подпадают под понятия денежного обязательства или обязательного платежа, приведенные в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)". Во втором абзаце пункта 1 статьи 126 Закона N127-ФЗ установлено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника. Следовательно, после принятия арбитражным судом решения от 20.07.2007 о признании Общества банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства налоговый орган не вправе был начислять пени на выявленную задолженность по обязательным платежам (независимо Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2008 по делу n А56-11483/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|