Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 по делу n А56-41782/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

29 октября 2013 года

Дело №А56-41782/2013

Резолютивная часть постановления объявлена     23 октября 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме  29 октября 2013 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Лопато И.Б.

судей  Савицкой И.Г., Фокиной Е.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Беляевой Ю.А.

при участии: 

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: 1) Лиденхо Н.Н. по доверенности от 11.01.2013 № 15-11-11; 2) не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-19713/2013)  Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Кронштадтского района" на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.08.2013 по делу № А56-41782/2013 (судья Синицына Е.В.), принятое

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Кронштадтского района"

к 1) Главному Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу, 2) Отдел надзорной деятельности Кронштадтского района Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу

об оспаривании постановления

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис Кронштадтского района» (197762, Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Мануильского, д. 22, ОГРН 1089847175054, далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления  Отдела надзорной деятельности Кронштадтского района Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу  (197760, Санкт-Петербург, Кронштадт, ул. Литке, д. 4, далее - Отдел) от 28.06.2013  №2-16-19-271 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 4  статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ),  с назначением административного наказания в виде  штрафа в размере 175 000 рублей.

К участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу (190000, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 85).

Решением суда от 16.08.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указал, что обследованные Отделом объекты защиты – жилые дома построены и капитально отремонтированы (реконструированы) до  вступления в силу действующих нормативных актов по пожарной безопасности, поэтому оценка соответствия зданий противопожарным требованиям должна производиться с учетом законодательства, действовавшего во время постройки и капитального ремонта зданий.

 В судебном заседании представитель Управления просил оставить обжалуемое решение  без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представители Общества и Отдела, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжений от 17.04.2013  № 2-16-126, от 16.05.2013 № 2-16-206, № 2-16-226, № 2-16-200, 2-16-199, № 2-16-219, № 2-16-209, № 2-16-213, № 2-16-211 Отделом проведены плановые выездные проверки соблюдения Обществом требований пожарной безопасности при эксплуатации многоквартирных жилых домов в  городе Кронштадте. В ходе проверки выявлены  нарушения требований пожарной безопасности в домах, расположенных по адресам:   Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Комсомола, д. 3/2, г. Кронштадт, ул. Петровская, д.13/6, г. Кронштадт, ул. Комсомола, д.17, г. Кронштадт, ул. Лебедева д.3, г. Кронштадт, ул. Аммермана, д.17, г. Кронштадт, ул. Литке, д.11/37, г. Кронштадт, ул. Зосимова, д.18/15, г. Кронштадт,  ул. Посадская, д.49, г. Кронштадт,   ул. Посадская, д.16.

В ходе проверки  установлено, что Обществом нарушены пункты 6.25*, 8.4* СНиП 21-01-97*, пункты 33, 23 (е), 24 Правил противопожарного режима в РФ, пункт 1 части 2 статьи 1, часть 1 статьи 6, пункт 1 части 2 статьи 53. таблица 28 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункт 4.3.4., таблица  2  СП 1.13130.2009,  пункт  38 таблицы А3 СП 5.13130.2009.

По результатам проведенной проверки Отделом надзорной деятельности составлены акты от 13.06.2013 №2-16-206, от 07.06.2013 №2-16-126, от 20.06.2013 №№2-16-226,  2-16-200,  2-16-199, от 21.06.2013 №2-16-219, от 24.06.2013 №№2-16-211,  2-16-213, 2-16-209 и протоколы об административных правонарушениях от 17.06.2013 №2-16-19-260, от 18.06.2013 № 2-16-19-261, от 21.06.2013 №№ 2-16-19-263,  2-16-19-264,  2-16-19-265,  2-16-19-266, от 24.06.2013 № 2-16-19-267, от 26.06.2013 №№ 2-16-19-271,  2-16-19-270,  2-16-19-269 ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 20.4. КоАП РФ.

Постановлением от 28.06.2013 №2-16-19-271 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 175 000  рублей.

Не согласившись с данным постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке. Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие правовые вопросы пожарной безопасности.                     Согласно статье 20 Закона № 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, которые подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.                       Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, действовавшими до 15.05.2012 (в настоящее время вступило в силу постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, утвердившее  Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – Правила № 390).             Постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 № 18-7 приняты государственные строительные нормы и правила 21-01-97 Пожарная безопасность зданий и сооружений (далее - СНиП 21-01-97*), которые устанавливают общие требования противопожарной безопасности помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.               Требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами.               В силу статьи 38 Закона № 69-ФЗ, обязанность по обеспечению выполнения требований пожарной безопасности возложена, в том числе, и на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.  Таким образом, Общество, как управляющая компания, в силу договоров с собственниками обладающая правом распоряжаться переданным в управление имуществом, является лицом, ответственным за обеспечение выполнения требования пожарной безопасности.

          Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16, настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

    В соответствии с частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13.08.2006 (далее - Правила № 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

Пунктом 16 Правил № 491 предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора с управляющей организацией, либо товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

            Согласно пункту 11 Правил № 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

            С учетом приведенных положений суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что именно Общество является лицом, ответственным за содержание общего имущества указанных многоквартирных домов, и в том числе за соблюдением требований пожарной безопасности.

Выявленные в ходе проверки факты несоблюдения в обслуживаемых Обществом домах требований пожарной безопасности подтверждаются материалами дела.

Апелляционный суд отклоняет довод Общества об отсутствии обязанности соблюдать действующие требования пожарной безопасности по причине того, что дома построены и капитально отремонтированы (реконструированы) до введения в действие действующих нормативных актов по пожарной безопасности. Требования СНиП 21-01-97* направлены на защиту жизни и здоровья граждан и подлежат соблюдению в отношении всех объектов независимо от периода их постройки.

То обстоятельство, что здания, используемые Обществом, построены до введения в действие действующих нормативных актов по пожарной безопасности, не освобождает заявителя от обязанности соблюдать действующие требования пожарной безопасности при их эксплуатации, а также от обязанности по принятию мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности.

          Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, апелляционной инстанции не установлено.

          Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции от 16.08.2013 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения жалобы Общества отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации,  Тринадцатый  арбитражный  апелляционный  суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 16.08.2013 по делу №  А56-41782/2013  оставить без изменения,  апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис Кронштадтского района"- без удовлетворения.

Председательствующий

                      И.Б. Лопато

 

Судьи

И.Г. Савицкая

 

                       Е.А. Фокина

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 по делу n А56-28187/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также