Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2008 по делу n А26-662/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

26 мая 2008 года

Дело №А26-662/2008

Резолютивная часть постановления объявлена     20 мая 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  26 мая 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Г.В. Борисовой

судей   Е.А. Фокиной, Л.А.  Шульга

при ведении протокола судебного заседания:  Л.Н. Мацур

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13ап-4293/08) Октябрьского Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту на решение  Арбитражного суда  Республики Карелия от 28.03.2008г. по делу № А26-662/2008 (судья   Лазарев А.Ю.),

по заявлению ОАО «Российские железные дороги»

к  Октябрьскому Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту

о признании незаконным и отмене постановления

   

при участии:

от заявителя:   Скорюкова И.А.- доверенность от 02.08.2007г. №РДОПЮ-32/18;

от ответчика:  Сесицкой М.М.- доверенность от 16.05.2008г.

установил:

ОАО «Российские железные дороги»  обратилось  в  Арбитражный  суд Республики Карелия  с  заявлением  об отмене постановления  Октябрьского Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту  от  23.01.2008 №01. по  делу  об  административном  правонарушении      о  привлечении  общества  к  административной  ответственности  по   ст. 6.4  Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях.

Решением  суда  первой  инстанции  заявленные требования ОАО «Российские железные дороги»   удовлетворены,  оспариваемое  постановление признано   незаконным и отменено. Судом  сделан вывод  о наличии процессуальных правонарушений ,  допущенных  административным органом при привлечении  общества  к административной ответственности.

Не  согласившись  с  решением  суда, Октябрьский Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту  направил  апелляционную  жалобу,  в  которой  просил  решение  суда  отменить,  принять  новый  судебный  акт. 

Представитель  административного органа  в  судебном  заседании  поддержал  доводы  апелляционной  жалобы  по  тем  основаниям,  что привлечение общества к административной ответственности правомерно и основано на материалах дела. Наличие процессуальных нарушений отрицал, пояснив, что  общество надлежащим образом было извещено о времени и месте составления протокола  и рассмотрении  дела об административном правонарушении, факт отказа к участию представителя общества  в рассмотрении административного дела не отрицал.

Представитель  общества  в  судебном  заседании  не  согласился  с  доводами   апелляционной жалобы ,  просил  решение  суда  первой  инстанции  оставить  без  изменения,  апелляционную  жалобу  без  удовлетворения.

Законность  и  обоснованность  принятого  решения  проверяются  в  порядке  и  по  основаниям,  установленными  статьями  258, 266-271  АПК  РФ.

Выслушав  представителей  сторон,  исследовав  материалы  дела,  обсудив  доводы  апелляционной  жалобы,  суд  апелляционной  инстанции  не  находит  оснований  для  удовлетворения  апелляционной  жалобы.

Как видно из материалов дела  в рамках мероприятий по контролю за соблюдением ОАО «РЖД» санитарного законодательства 28.12.2008 года были выявлены нарушения Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 года № 12, выразившиеся в некачественном оказании услуг по перевозке пассажиров на маршруте «Петрозаводск - Санкт - Петербург». В результате проверки установлено, что состав пассажирского поезда № 99 сообщением «Петрозаводск - Санкт - Петербург» отправлением 28.12.2007 года в 12 час. 40 мин. по состоянию на 10 час. 30 мин. не подготовлен в рейс, а именно: выявлено неудовлетворительное санитарное содержание вагонов .Часть выявленных недостатков обществом устранена, вместе с тем, пассажирский состав отправлен в рейс с выявленными дефектами в части низкого температурного режима в вагонах (от +9 до +17). Представители заявителя при проверке не присутствовали. В адрес  Петрозаводской дирекции по обслуживанию пассажиров  были направлены предписания № 303 и № 304 об устранении выявленных недостатков и запрещения эксплуатации и проезда пассажиров в вагонах, где выявлены нарушения санитарного законодательства. Результаты проверки зафиксированы в акте от 28.12.2007 года.

10.01.2008г., в отсутствие представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении заместителем Главного государственного санитарного врача по Октябрьской железной дороге Н.В. Ситченко вынесено постановление № 01 от 23.01.2008 года о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.4 Кодекса  РФ  об  административных правонарушениях  в виде штрафа в размере 20 000 руб.

ОАО «РЖД»   не  согласилось  с  указанным  постановлением  административного  органа и,  не оспаривая его по существу, указало на нарушение процедуры привлечения  общества к административной ответственности.,  названное  обстоятельство  явилось  основанием  для  обращения  в  суд  с  заявлением.

Суд  первой  инстанции,  удовлетворяя  заявленные  требования ,   сделал правильный вывод  о наличии процессуальных правонарушений   допущенных  Территориальным отделом при привлечении  общества  к административной ответственности.

Статьей 6.4 Кодекса  РФ  об  административных правонарушениях  предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушении лицами, эксплуатирующими жилые и общественные помещения, здания, сооружения, либо транспорт, санитарно-эпидемиологических требований.

Данная норма носит бланкетный (отсылочный) характер, вследствие чего привлечение к ответственности по статье 6.4 Кодекса  РФ  об  административных правонарушениях  возможно лишь при установлении нарушений правовых норм, предусмотренных иными нормативными актами.

Положениями статьи 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52- ФЗ) предусмотрено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться            санитарно-противоэпидемические          (профилактические)

мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Закона № 52-ФЗ законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального  закона,  других  федеральных  законов,   а  также  принимаемых  в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами исходя из положений статьи 1 Закона № 52-ФЗ понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Согласно статье 29 Закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

            В статье 11 Закона № 52-ФЗ указывается, что в обязанности юридических лиц входит выполнение требований санитарного законодательства.

Статьей 39 Закона № 52-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской' Федерации   действуют   федеральные   санитарные    правила,    утвержденные    и введенные     в     действие     федеральным     органом     исполнительной     власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение Закона № 52-ФЗ, а также Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2000 года № 554, разработаны Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 года № 12 (далее - Санитарные правила). Настоящие Санитарные правила являются обязательными для всех юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с обеспечением пассажирских перевозок.

Пунктами 5.1.55, 5.1.65, 5.1.67, 5.1.70, 5.1.72 Санитарных правил предусмотрено, что: в пунктах формирования пассажирских поездов проводится полная подготовка и экипировка вагонов; отправляющиеся в рейс пассажирские вагоны должны быть заправлены водой и обеспечены топливом; перед подачей состава на посадку (в зимнее и переходное время года) температура воздуха в вагонах должна поддерживаться на уровне +22 +/- 2 град. С; запрещается включение в схему поезда пассажирских вагонов, имеющих: неисправности систем холодного и горячего водоснабжения, отопления, вентиляции, электроосвещения, холодильных установок, спускных механизмов в туалетах; помещения в неудовлетворительном санитарном состоянии (вагоны с вышеуказанными недостатками подлежат отцепке в пунктах формирования, запрещается проезд в них из пунктов оборота); подготовленный в рейс состав за 2 часа до подачи под посадку пассажиров принимается постоянно действующей комиссией (далее -ПДК), в состав которой в обязательном порядке входит представитель органов Госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте. Все выявленные при проверке дефекты немедленно должны быть устранены, а результаты проверки занесены в книгу работы ПДК с обязательной росписью всех членов комиссии.  Отправка состава производится после разрешительной записи работника госсанэпидслужбы в книге работы ПДК и  журнале ВУ-14.

Материалами дела подтверждается и не отрицается представителем общества факт, совершенного обществом правонарушения, обстоятельства объективной  невозможности соблюдения обществом правил и норм санитарно-эпидемиологического законодательства, предъявляемых к эксплуатации железнодорожного транспорта, или какие-либо другие обстоятельства исключающие  вину общества в материалы дела не представлены.

С учетом вышеизложенного судом первой инстанции сделан правомерный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.6.4 Кодекса  РФ  об  административных правонарушениях .

Судом также правильно указано на наличие процессуальных нарушений,   послуживших основанием для отмены оспариваемого  постановления.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса  РФ  об  административных правонарушениях,  главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса  РФ  об  административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Аналогичное правило содержится в части 3 статьи 25.4 Кодекса  РФ  об  административных правонарушениях применительно к рассмотрению дела в отношении юридического лица, процессуальные права которого в этой стадии производства осуществляют законный представитель или защитник.

Статьей 28.2 Кодекса  РФ  об  административных правонарушениях  предусмотрено составление протокола об административном правонарушении с участием законного представителя привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

Исходя из смысла и содержания статьи 28.2 Кодекса  РФ  об  административных правонарушениях  административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названной нормой Кодекса, а именно известить его о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,  надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

Как следует из материалов дела и  не отрицается представителем административного органа уведомление о времени и месте  составления протокола было  направлено  обществу  только  по юридическому  адресу : г. Москва, ул.  Новая Басманная, дом 2  и получено адресатом  согласно штампа 09.01.2008г.(л.д.50). Согласно указанному уведомлению общество приглашалось на составление протокола 10.01.2008г. к 10.00 часам  по месту нахождения Октябрьского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, расположенного по адресу г.Петрозаводск, ул. Шотмана, дом  48. Проанализировав вышеуказанное обстоятельство и  учитывая ограниченный временной период, предоставленный обществу для прибытия в г.Петрозаводск, апелляционный суд пришел к выводу  о

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2008 по делу n А42-305/2008. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также