Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2008 по делу n А56-47783/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 28 мая 2008 года Дело №А56-47783/2007 Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2008 года Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2008 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Л. П. Загараевой судей М. В. Будылевой, Н. О. Третьяковой при ведении протокола судебного заседания: О. В. Енисейской рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4287/2008) Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2008 по делу № А56-47783/2007 (судья А. Е. Градусов), принятое по иску (заявлению) ОАО по строительству метрополитена в г. Санкт-Петербурге "Метрострой" к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу о признании недействительным решения при участии: от заявителя: Фомин В. Н. (доверенность от 28.12.2007 №133, паспорт) от ответчика: Кононова М. В. (доверенность от 24.04.2008 №03-09/06806) установил: Открытое акционерное общество по строительству метрополитена в Санкт-Петербурге «Метрострой» (далее – ОАО «Метрострой», Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу (далее – Инспекция, налоговый орган) от 24.08.2007 № 42. Решением от 05.03.2008 суд удовлетворил заявление. В апелляционной жалобе Инспекция просит решение суда отменить и отказать Обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, вложения, осуществленные заявителем в основные средства, предназначенные для сдачи в аренду, не могут быть квалифицированы как вложения для производственных целей, в связи с чем, Общество не вправе применять льготный режим налогообложения, предусмотренный пунктом 2 статьи 11-4 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 №81-11 «О налоговых льготах» (далее – Закон №81-11). Налоговый орган ссылается на письмо Комитета Финансов Санкт-Петербурга от 21.09.2005 №01-02/16860-1, согласно которому в соответствии с пунктом 2 статьи 11-4 Закона №81-11 одним из требований к юридическим лицам для получения права на применение пониженной ставки налога на прибыль организаций является осуществление вложений для производственных целей (для целей собственного производства) товаров (работ, услуг), на территории Санкт-Петербурга, которые предназначены для реализации третьим лицам в целях извлечения прибыли. Согласно пункту 3 статьи 38 НК РФ товаром признается любое имущество, реализуемое, либо предназначенное для реализации. В соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров признается передача права собственности на товары. В случае аренды право собственности на имущество к арендатору не переходит, следовательно, реализации товара в таком случае нет. Кроме того, по мнению налогового органа, услуги, оказываемые Обществом в соответствии с дополнительным соглашением №1М-Ф1-2007 к договору подряда на капитальное строительство Фрунзенского радиуса метрополитена на участке от станции «Площадь мира» до станции «ул. Белы Куна» от марта 1991 года, являются посредническими услугами и не являются услугами производственного характера, поскольку заявитель не осуществляет строительно-монтажные работы, а обеспечивает полное и своевременное финансирование строительных работ по договорам подряда. В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2007 года, представленной Обществом в налоговый орган. Согласно представленной декларации ОАО «Метрострой» пользуется льготой по налогу на прибыль в виде применения пониженной ставки налога – 15,5 %. По результатам проверки Инспекцией вынесено решение от 24.08.2007 № 42 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Обществу предложено уплатить налог на прибыль в сумме 15 768 680 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. В ходе проверки Инспекцией сделан вывод о неправомерном применении Обществом пониженной ставки налога на прибыль организаций (15,5%), установленной статьей 11-4 Закона № 81-11 в отношении вложений в основные средства производственного характера и о занижении налога на прибыль за 1 квартал 2007 года на 15 768 680 руб. Не согласившись с законностью вынесенного Инспекцией решения, Общество обратилось с заявлением в суд. Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, апелляционная инстанция считает, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит в связи со следующими обстоятельствами. Пунктом 1 статьи 11-4 Закона № 81-11 установлены пониженные размеры ставки налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, для юридических лиц, отвечающих требованиям, предусмотренным пунктом 2 названной статьи: - в размере 15,5 процента, если они осуществили вложения на сумму от 150 млн. рублей до 300 млн. рублей; - в размере 13,5 процента, если они осуществили вложения на сумму от 300 млн. рублей (включительно) и более. При этом для целей названного Закона под вложениями понимаются приобретение (за исключением приобретения основных средств по договору лизинга) не бывших ранее в эксплуатации на территории Санкт-Петербурга основных средств, строительство (в том числе хозяйственным способом), реконструкция и модернизация основных средств. Право на применение пониженной ставки налога на прибыль организаций согласно пункту 2 статьи 11-4 Закона №81-11 предоставляется юридическим лицам, отвечающим одновременно следующим требованиям: - являющимся плательщиками налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга; - осуществившим на протяжении любого календарного года, начиная с 1 января 2005 года, рассчитанные в соответствии с пунктом 3 статьи 11-4 в пределах сумм, указанных в пункте 1 статьи 11-4 Закона, вложения для производственных целей (для целей собственного производства товаров (работ, услуг) на территории Санкт-Петербурга, которые предназначены для реализации третьим лицам в целях извлечения прибыли). Согласно пункту 3 статьи 11-4 Закона Санкт-Петербурга N 81-11 при расчете суммы вложений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, учитывается стоимость капитальных вложений в объекты основных средств, учитываемые на балансе налогоплательщика и введенные в эксплуатацию на территории Санкт-Петербурга, которая уменьшена на остаточную стоимость основных средств, находившихся на балансе налогоплательщика, а также эксплуатировавшихся на территории Санкт-Петербурга и отчужденных (выбывших) за вышеуказанный период. При этом объект основных средств может участвовать в указанном расчете только один раз. Налоговый орган считает, что, поскольку Обществом осуществлены вложения в основные средства, предназначенные для последующей передачи в аренду третьим лицам, а не для использования их в производственных целях (для целей собственного производства товаров (работ, услуг) на территории Санкт-Петербурга), они не могут быть квалифицированы как вложения для производственных целей, и налогоплательщик не вправе применять пониженную ставку налога. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2006 году Общество приобрело (или создало собственными силами), ввело в эксплуатацию на территории Санкт-Петербурга и поставило на балансовый учет объекты основных средств производственного назначения общей стоимостью 198 673 000 руб. За вычетом остаточной стоимости основных средств, реализованных и списанных в 2006 году (4 174 000 руб.), сумма капитальных вложений, рассчитанная в соответствии с пунктом 3 статьи 11-4 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 №81-11, составила 194 499 000 руб. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами и налоговым органом не оспариваются, а именно: расчетом вложений для заявления льготы по налогу на имущество и налогу на прибыль в бюджет Санкт-Петербурга в соответствии со статьей 11-4 и 11-6 Закона №81-11; перечнем объектов основных средств, эксплуатировавшихся на территории Санкт-Петербурга, отчужденных (выбывших) в расчетном 2006 году; перечнями введенных в эксплуатацию производственных объектов основных средств, не бывших в эксплуатации на территории Санкт-Петербурга, построенных, реконструированных и модернизированных в 2006 году. В соответствии с пунктом 4.2 Устава основными видами производственной деятельности Общества, осуществляемыми в целях извлечения прибыли, являются: - строительство, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение метрополитенов и тоннелей; - строительство гидротехнических сооружений; - осуществление функций генерального подрядчика; - приобретение, сдача и получение в аренду движимого и недвижимого имущества. Договором подряда от марта 1991 года, заключенным с ГУП «Петербургский метрополитен», в редакции Дополнительных соглашений к нему, регулировавших отношения по строительству метрополитена в Санкт-Петербурге в 2006 году: № 1М-Ф1-2006 от 16.01.2006 № 2М-Ф1-2006 от 08.06.2006, № ЗМ-Ф1-2006 от 02.11.2006, № 1Ф-Ф1-2006 от 08.06.2006, пункт 1 (п. 1.1.), предусмотрено, что ОАО «Метрострой» является генеральным подрядчиком строительства Фрунзенского радиуса Санкт-Петербургского метрополитена и выполняет работы как собственными, так и привлеченными силами. Из пункта 2 статьи 11-4 Закона №81-11 следует, что пониженная ставка по налогу на прибыль применяется при осуществлении вложений в основные средства, предназначенные для использования в производственных целях, под которыми понимается не только собственное производство товаров, но и выполнение работ, оказание услуг. С учетом правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.1999 №ГКПИ 98-808, 809 и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.10.2003 №384-О, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что сдача (предоставление) имущества в аренду может рассматриваться как оказание услуг. Этот вывод не противоречит и нормам главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Объектом обложения налогом на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций прибылью являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (статья 247 НК РФ). Согласно пункту 4 статьи 250 НК РФ доходы от сдачи имущества в аренду включаются в состав внереализационных доходов организаций, если они не учитываются ими в составе доходов от реализации. В том случае, когда сдача имущества в аренду является для налогоплательщика основным видом деятельности, доходы в виде получаемой арендной платы следует относить к доходам от реализации. Доходом от реализации в соответствии со статьей 249 НК РФ признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных. Поскольку сдача имущества в аренду является одним из видов деятельности Общества, то полученные доходы налогоплательщик обоснованно относил к доходам от реализации. Ссылка подателя жалобы на то, что Общество осуществляет посреднические услуги, которые не являются услугами производственного характера, опровергается представленными в материалы дела доказательствами. Несостоятельной является и ссылка налогового органа на разъяснение Комитета финансов Санкт-Петербурга (письмо от 21.09.05 N 01-02/16860-1), в соответствии с которым вложения, осуществленные налогоплательщиками в основные средства, предназначенные для сдачи в аренду, не могут быть квалифицированы как вложения для производственных целей. Позиция Комитета финансов Санкт-Петербурга не подтверждается буквальным толкованием норм законодательства о налоге на прибыль. Под основными средствами для целей главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией (статья 257 НК РФ). Пунктом 2 статьи 11-4 Закона N 81-11 предусмотрено применение пониженной ставки налога на прибыль при осуществлении вложений в основные средства, предназначенные для использования в производственных целях. В пункте 3 статьи 11-4 Закона N 81-11 указано, что при расчете суммы вложений для определения первоначальной стоимости учитываемых на балансе налогоплательщика объектов основных средств используются данные бухгалтерского учета. Изменения, касающиеся неприменения льготной ставки в отношении объектов основных средств, предназначенных для передачи в аренду, в статью 11-4 Закона N 81-11 не вносились. При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии у налогоплательщика права на применение установленной статьей 11-4 Закона № 81-11 пониженной ставки налога на прибыль. При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные заявителем и налоговым органом доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено. Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2008 года по делу №А56-47783/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий Л.П. Загараева Судьи М.В. Будылева Н.О. Третьякова
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2008 по делу n А56-38795/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|