Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2008 по делу n А56-879/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

20 октября 2008 года

Дело №А56-879/2008

Резолютивная часть постановления объявлена     15 октября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  20 октября 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  М. Л. Згурской

судей Н. Н. Протас, Н. О. Третьяковой

при ведении протокола судебного заседания:  О. В. Енисейской

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-8979/2008)  (заявление) ООО «Всеволожская жилищная управляющая компания» на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.07.2008 по делу № А56-879/2008 (судья Л. В. Виноградова), принятое

по иску (заявлению)  ОАО " Водотеплоснаб"

к          ООО " Всеволожская жилищная управляющая компания"

3-е лицо  Администрация Мо "Всеволожское городское поселение"

о          взыскании 11 777 169,5 руб.

при участии: 

от истца: Журавлев В. В. (доверенность от 26.03.2007 №1056)

от ответчика: Сафронков А. Е. (доверенность от 01.03.2008 б/н)

от третьего лица: Костюченко Е. В. (доверенность от 07.07.2008 №797/01-06)

установил:

Открытое акционерное общество «Водотеплоснаб» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Всеволожская жилищная управляющая компания» (далее – ответчик) стоимости потребленных без установленных законом или договором оснований энергоресурсов в  размере 11 777 169,5 руб.

К участи в деле в качестве третьего лица, на заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация Муниципального образования «Всеволожское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее – Администрация).

Решением суда от 03.07.2008 исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

В судебном заседании представитель ООО «Всеволожская жилищная управляющая компания» поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ОАО «Водотеплоснаб» против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Администрация поддержала доводы апелляционной жалобы ответчика.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с Постановлением Администрации МО «Всеволожское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 29.12.2006 № 1344 «О содержании жилищного фонда на территории МО «Всеволожское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» (далее – постановление №1344) ООО «Всеволожская жилищная управляющая компания» поручено с 01.01.2007  управление многоквартирными домами мкр. «Южный» г. Всеволожска до выбора собственниками помещений способа управления многоквартирными домами.

В январе - феврале 2007 года сторонами велась переписка по вопросам заключения договоров тепло-водоснабжения и приема сточных вод. В связи с преддоговорными спорами и недостижением сторонами согласия по существенным условиям указанные договоры энергоснабжения между истцом и ответчиком заключены не были.

30.03.2007 между ООО «Всеволожская жилищная управляющая компания» (сторона 1) и ОАО «Водотеплоснаб» (сторона 2) заключено соглашение о порядке расчетов за тепловую энергию, отпуск питьевой воды и прием сточных вод (далее – Соглашение). В пункте 3 Соглашения стороны определили, что общее количество и стоимость поставленных стороной 2 стороне 1 в период с 01.01.2007 по 28.02.2007 тепловой энергии (в горячей воде),   питьевой воды, а также сброшенных сточных вод будет согласована сторонами дополнительно либо установлена на основании вступившего в силу решения арбитражного суда.

Обращаясь в суд с иском о взыскании 11 777 169,50 руб. задолженности за потребленные, но не полностью оплаченные энергоресурсы, истец при определении их стоимости руководствовался следующими тарифами:

- на тепловую энергию, отпускаемую в 2007 году, установленными приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области от 10.11.2006 №130-П «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Ленинградской области, на 2007 год»;

- на услуги по водоснабжению в 2007 году, установленными приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области от 10.11.2006 №113-П «Об установлении тарифов на услуги по водоснабжению, оказываемые потребителям Ленинградской области, на 2007 год»;

- на услуги по водоотведению и очистке сточных вод в 2007 году, установленными приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области от 10.11.2006 №114-П «Об установлении тарифов на услуги по водоотведению и очистке сточных вод, оказываемые потребителям Ленинградской области, на 2007 год»;

При вынесении решения суд обоснованно исходил из следующего:

Регулирование тарифов на товары и услуги, производимые истцом, в соответствии со статьей 4 Закона РФ от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», статьей 6 Закона РФ от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» отнесено к ведению органов государственной власти субъекта РФ, поскольку потребители товаров и услуг истца расположены в пределах нескольких поселений и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг, производимых истцом.

В соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 12.11.2004 г. № 255 «Об утверждении штатного расписания и Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области» отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим государственное регулирование тарифов и контроль за порядком ценообразования на территории Ленинградской области, является Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.

При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что истец правомерно произвел расчет по тарифам, утвержденным уполномоченным органом в пределах его компетенции, апелляционная инстанция считает правильным.

В апелляционной жалобе ответчик ссылается на неправильное применение судом первой инстан­ции тарифов на товары и услуги, оказанные  истцом, установленных приказами Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области от 10.11.2006 N 130-п, от 10.11.2006 N 113-п, от 10.11.2006 N 114-п.

Ответчик считает, что при расчетах за потребленные энергоресурсы необходимо руководствоваться размером платы граждан за коммунальные услуги, установленным решением Совета депутатов МО «Всеволожское городское поселение» от 19.12.2006 № 95. В обоснование своей позиции ответчик ссылается на «Правила предоставления ком­мунальных услуг гражданам», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила).

Вместе с тем, как следует из пункта 1 Правил, они регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, в данном случае управляющей организацией и гражданами, использующими коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водо­снабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являют­ся лица, приобретающие по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители).

В многоквартирных домах жилищного сектора потребителями являются товари­щества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные коопера­тивы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие органи­зации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления ком­мунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непо­средственного управления многоквартирным домом собственниками помещений; в жилом доме - собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее комму­нальные услуги.

В соответствии с пунктом  2 Правил коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабже­нию, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Исполнителем данных услуг является юридическое лицо независимо от организа­ционно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отве­чающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управ­ляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жи­лищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредст­венном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная органи­зация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Ответчик не оспаривает, что является управляющей компанией и осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами мкр. «Южный» г. Всеволожска.

При выборе населением формы управления в виде управляющей компании, в от­ношениях с последней истец является ресурсоснабжающей организацией, осуществ­ляющей продажу коммунального ресурса (пункт 2 Правил), а ответчик преобразует данный ресурс в коммунальную услугу, которую он оказывает населению, проживающему в до­мах, находящихся в его управлении.

Отсутствие договорных отношений между истцом и ответчиком не освобождает ответчика от оплаты за фактически потребленные энергоресурсы в силу статей 544, 548 ГК РФ.

Факт присоединения сетей жилых домов, в отношении которых ответчик выполня­ет функции управляющей организации, к сетям ОАО «Водотеплоснаб» ответчик не оспа­ривает.

В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть, применя­ются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Таким образом, в отношениях между истцом и ответчиком неприменим установ­ленный решением Совета депутатов МО «Всеволожское городское поселение» от 19.12.2006  № 95 размер платы граждан за коммунальные услуги.

Размер платы граждан за коммунальные услуги введен статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 №184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регули­рования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закона №184-ФЗ).

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 № 291-О-П «По запросу Омского областного суда о проверке конституционности положений пункта 20 статьи 2, части 3 статьи 4 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов ор­ганизаций коммунального комплекса», частей 1 и 2 статьи 6 Федерального закона «О вне­сении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» статья 6 Закона № 184-ФЗ имеет самостоятельный предмет правового регу­лирования и взаимосвязана со статьями 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, поскольку отношения между истцом и ответчиком регулируются граждан­ским, а не жилищным законодательством, применение размера платы граждан за коммунальные услуги в отношениях между ресурсоснабжающей организацией (истец) и управляющей компанией (ответчик) недопустимо.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что при расчете размера платы за потребленные энергоресурсы, истец обоснованно пользовался тарифами, утвержденными уполномоченным органом в пределах его компетенции.

Оснований для отмены или изменения решение суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

 Руководствуясь п.1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.07.2008 по делу по делу №  А56-879/2008  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

М.Л. Згурская

Судьи

Н.И. Протас

 Н.О. Третьякова

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2008 по делу n А42-2313/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также