Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2008 по делу n А42-3616/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

05 ноября 2008 года

Дело №А42-3616/2008

Резолютивная часть постановления объявлена     29 октября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  05 ноября 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  М. Л. Згурской

судей  Н. И. Протас, Н. О. Третьяковой

при ведении протокола судебного заседания:  О. В. Енисейской

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-10002/2008)  (заявление) ГУ - УПФ РФ по г. Мончегорску мурманской области на решение  Арбитражного суда  Мурманской области от 11.08.2008 по делу № А42-3616/2008 (судья А. А. Романова), принятое

по иску (заявлению)  ГУ -УПФ РФ  в г. Мончегорске Мурманской области

к           ИП Михайлову Владиславу Александровичу

о          взыскании 184,80 руб.

при участии: 

от заявителя: Обрядин И. В. (доверенность от 25.12.2007 №154)

от ответчика: не явился (извещен)

установил:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мончегорске Мурманской области (далее – УПФ) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с предпринимателя Михайлова Владислава Александровича (далее – Предприниматель) штрафа за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 184 руб. 80 коп.

Решением от 11.08.2008 суд взыскал с Предпринимателя в пользу УПФ штраф в сумме 180 руб. В остальной части в удовлетворении заявления отказал.

В апелляционной жалобе УПФ просит отменить решение от 11.08.2008 в части отказа ему в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Предприниматель, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика, поскольку он извещен надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без его участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.

В судебном заседании представитель УПФ поддержал доводы апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, УПФ проведена камеральная проверка своевременности представления В. А. Михайловым сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета. В ходе проверки установлено, что необходимые сведения за 2007 год Предпринимателем не представлены.

По результатам проверки УПФ составлен акт камеральной проверки от 21.04.2008 №60 и вынесено решение от 19.05.2008 №45 о привлечении Предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон №27-ФЗ), в виде штрафа в размере 184 руб. 80 коп.

На основании указанного решения УПФ выставлено требование от 19.05.2008 №45, которым Предпринимателю предложено уплатить указанную сумму штрафа в добровольном порядке в срок до 10.06.2008.

Поскольку в установленный требованием срок штраф Предпринимателем не уплачен, УПФ обратилось с заявлением в суд.

Суд, посчитав, что Предприниматель обоснованно привлечен к ответственности за непредставления сведений, необходимых для осуществления (индивидуального) персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде штрафа в размере 180 руб., удовлетворил заявление в данной части, в остальной части в удовлетворении заявления отказал.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что обязанность индивидуальных предпринимателей оплачивать фиксированный платеж в размере, превышающем минимальный, Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) не предусмотрена и штрафные санкции за непредставление индивидуальных сведений за 2007 год подлежат начислению исходя из суммы фиксированного платежа в минимальном размере.

Апелляционная инстанция считает, что решение суда в обжалуемой части не соответствует нормам действующего законодательства.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Закона № 167-ФЗ к числу страхователей отнесены не только лица, выступающие в роли работодателей, но и индивидуальные предприниматели, производящие уплату страховых взносов за самих себя.

Одновременно в статье 7 Закона № 167-ФЗ определено, что граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуальные предприниматели, являются застрахованными лицами.

Таким образом, индивидуальные предприниматели, у которых отсутствуют наемные работники, одновременно являются и страхователями, и застрахованными лицами.

Согласно статье 2 Закона № 167-ФЗ Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

В силу статьи 1 Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице в целях реализации пенсионных прав.

В соответствии со статьей 5 Закона № 27-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации является органом, осуществляющим индивидуальный учет в системе государственного пенсионного страхования.

В абзаце 3 пункта 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ установлено, что физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.

В соответствии со статьей 1 Закона № 27-ФЗ физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, признаются застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Законом N 167-ФЗ.

Пунктом 5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ установлено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Согласно пункту 6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сведения, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, представляются вместе с копией платежного документа.

В соответствии со статьей 19 Закона № 27-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.

Во исполнение указанной статьи постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования» утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция), в пункте 38 которой установлено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет ежегодно до 1 марта в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. При этом к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся и физические лица - индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Законом № 167-ФЗ (пункт 2 Инструкции).

В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из содержания указанной нормы следует, что субъектами ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, являются и страхователи, и физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.

Проверкой УПФ установлено и материалами дела подтверждено, что Предприниматель не представил в установленный действующим законодательством срок индивидуальные сведения за 2007 год, предусмотренные статьей 11 Закона № 27-ФЗ.

Суд первой инстанции сделал вывод о том, что за указанное нарушение УПФ обоснованно привлекло Предпринимателя к ответственности в виде штрафа, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ. Вместе с тем, суд посчитал, что штраф, взыскиваемый УПФ, не обоснован по размеру, поскольку штраф должен рассчитываться не из суммы фиксированного платежа, подлежащего уплате Предпринимателем за отчетный год, а из суммы фиксированного платежа в минимальном размере.

Апелляционная инстанция считает указанный вывод суда не обоснованным и не соответствующим нормам материального права.

В силу пункта 1 статьи 28 Закона № 168-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.

Пунктом 2 указанной статьи установлено, что размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Стоимость страхового года на 2007 год в размере 1 848 руб. утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2007 № 156.

В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Закона № 167-ФЗ минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Правилами уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 № 582.

В пункте 4 статьи 28 Закона № 167-ФЗ указано, что порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Правилами уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 № 148.

В соответствии с пунктом 3 названных Правил размер фиксированного платежа на месяц рассчитывается путем деления стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации, на 12. В случае если рассчитанный на месяц в указанном порядке размер фиксированного платежа не превышает минимального размера фиксированного платежа, установленного статьей 28 Закона № 167-ФЗ, уплата фиксированного платежа осуществляется в минимальном размере.

 Фиксированный платеж за текущий год уплачивается не позднее 31 декабря этого года (пункт 4 Правил). Уплата фиксированного платежа осуществляется страхователями в виде отдельных платежных поручений на финансирование каждой части трудовой пенсии. При этом две трети от суммы фиксированного платежа направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии и одна треть - на финансирование накопительной части трудовой пенсии (пункт 5 Правил).

Таким образом, Закон № 167-ФЗ предусматривает уплату индивидуальными предпринимателями страховых взносов в виде фиксированного платежа (пункт  1 статьи 28), не предоставляя при этом права выбора уплачивать страховые взносы в минимальном размере, либо в размере, превышающем минимальный.

Обязанность уплаты предпринимателями страховых взносов минимальном размере, либо в размере, превышающем минимальный, обусловлена только стоимостью  страхового года, ежегодно утверждаемого Правительством Российской Федерации, исходя из которой рассчитывается ежемесячный размер фиксированного платежа.

Учитывая, что в 2007 году размер фиксированного платежа на месяц составил 154 руб. (1 848 руб./12мес.), а, следовательно, превысил размер минимальный размер фиксированного платежа - 150 руб. в месяц, фиксированный платеж в силу действующих норм законодательства должен уплачиваться Предпринимателем в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа.

При таких обстоятельствах, штраф, подлежащий взысканию с Предпринимателя в соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует исчислять из суммы фиксированного платежа в размере 1 848 руб., который должен быть уплачен Предпринимателем за 2007 год. Сумма штрафа за допущенное Предпринимателем нарушение законодательства составит в данном случае 184 руб. 80 коп.

Учитывая изложенное, основания для отказа УПФ в удовлетворении заявления в части взыскания с Предпринимателя штрафа в размере 4 руб. 80 коп. у суда первой инстанции отсутствовали.

Не

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2008 по делу n А42-2923/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также