Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008 по делу n А42-4491/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 04 декабря 2008 года Дело №А42-4491/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2008 года Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2008 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Будылевой М.В. судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Литвинасом А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10996/2008) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.09.2008 по делу №А42-4491/2008 (судья Хамидуллина Р.Г.), принятое по иску (заявлению) Военного прокурора Северного флота в защиту интересов Министерства обороны Российской Федерации, ГУ «Войсковая часть №03122», ГУ «Войсковая часть №03123» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Мурманской области о признании недействительным решения при участии: от заявителя: от военного прокурора: не явился, извещен от МО РФ: Школьный М.В. – доверенность от 05.09.2008 года № 976а; от ВЧ 03123: Школьный М.В. – доверенность от 11.01.2008 года № 4; от ВЧ 03122: не явился, извещен; от ответчика: не явился, извещен; установил:
Военный прокурор Северного флота (далее - Прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Мурманской области в защиту интересов Министерства обороны Российской Федерации, Государственного учреждения «Войсковая часть 03122» и Государственного учреждения «Войсковая часть 03123» (далее - налогоплательщики, заинтересованные лица) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Мурманской области (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) от 20.06.2008. №04-5159-юр о привлечении Министерства обороны Российской Федерации в лице Государственного учреждения «Войсковая часть 03122» к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 168 387,05 руб. Решением Арбитражного суда Мурманской области от 17.09.2008 требования Военного прокурора Северного флота удовлетворены. В апелляционной жалобе Инспекция просит решение отменить, полагает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, представитель не явился, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, представитель не явился, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Представитель Войсковой части 03122 надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, представитель не явился, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей заявителя и ответчика. В судебном заседании представитель Министерства обороны Российской Федерации и Войсковой части 03123 просил оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным. Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела, Государственное учреждение «Войсковая часть 03122», входящее в состав Министерства обороны Российской Федерации, включено в Единый государственный реестр юридических лиц 20.12.2002 с присвоением единого государственного регистрационного номера 1025100713571 и состоит на налоговом учете в Инспекции (л.д.9,10). В соответствии с приказом войсковой части 09436 от 30.11.2007 с 01.01.2008 закрыто самостоятельное финансирование Войсковой части 03122 с зачислением ее на финансовое довольствие в Войсковую часть 03123 (л.д.21-22). Во исполнение данного Приказа 05.02.2008 лицевые счета Войсковой части 03122, открытые в Отделении федерального казначейства по г.Североморску Мурманской области, были закрыты (л.д.35-36). В связи с этим командир Войсковой части 03122 11.02.2008 обратился в Инспекцию с заявлением о закрытии карточек расчетов с бюджетом (л.д.12). 31.07.2008 руководителем Инспекции было принято решение №121-юр о закрытии Войсковой части 03122 карточек расчета с бюджетом с 01.08.2008 в связи с реорганизацией налогоплательщика в форме преобразования. Сальдо расчетов по налогам передано правопреемнику Войсковой части 03123. 26.03.2008 Войсковая часть 03122 направила в Инспекцию налоговую декларацию по ЕСН за 2007 год, составленную по форме , утвержденной приказом Министерства финансов №19 от 31.01.2006 (л.д. 55). Письмом от 02.04 2008 налоговый орган сообщил налогоплательщику о том, что налоговая декларация не принята к учету, как представленная по неустановленной форме, и предложил направить декларацию в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (л.д.15). 04.04.2008 Войсковая часть 03122 представила налоговую декларацию в требуемом налоговым органе порядке (л.д.40). По результатам проведения камеральной налоговой проверки указанной декларации Инспекция приняла решение №04-5195-юр от 20.06.2008 о привлечении Министерства обороны в лице Государственного учреждения «Войсковая часть 03122» к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный законом срок (31.03.2008) налоговой декларации по единому социальному налогу за 2007 год. Сумма штрафа по указанному решению составила 168 387,05 руб. (л.д.27-29). Не согласившись с указанным решением, Государственное учреждение «Войсковая часть 03123», на которое возложена обязанность по уплате штрафа, обратилось к Прокурору Северного флота за защитой нарушенных прав (л.д.8). Прокурор в свою очередь обратился в арбитражный суд в защиту интересов Министерства обороны Российской Федерации и указанных восковых частей с заявлением о признании ненормативного акта Инспекции недействительным. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Федеральным законом от 27.07.2006 №137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» (далее - Федеральный закон №137-ФЗ) статья 80 НК РФ изложена в новой редакции. Согласно пункту 3 статьи 80 НК РФ в редакции Федерального закона №137-ФЗ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Абзацем 2 данного пункта установлена обязанность налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых на 1 января текущего календарного года превышает 100 человек, представлять налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона №137-ФЗ данный закон вступил в силу с 01.01.2007 за исключением некоторых положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Пунктом 8 статьи 7 Федерального закона №137-ФЗ предусмотрено, что абзац второй пункта 3 статьи 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона №137-ФЗ) применяется до 1 января 2008 года в отношении налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых по состоянию на 01.01.2007 превышает 250 человек. Из приведенных норм следует, что налогоплательщики, среднесписочная численность которых по состоянию на 01.01.2007 превышает 250 человек, с 1 января 2007 года обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) в электронном виде, а с 1 января 2008 года такая обязанность возложена на налогоплательщиков, среднесписочная численность которых на 01.01.2008 превышает 100 человек. Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, налоговый орган вправе отказать в принятии налоговой декларации, если она представлена с нарушением порядка, установленного пунктом 3 статьи 80 НК РФ. Такой отказ обеспечивает исполнение налогоплательщиками обязанности по представлению налоговых деклараций не произвольно, а в установленном порядке. Среднесписочная численность работников Войсковой части по состоянию на 01.01.2008 превышала 100 человек. Информация, содержащаяся в налоговой декларации по ЕСН за 2007 год, не отнесена к государственной тайне. Таким образом, Войсковая часть, в соответствии с приведенными положениями законодательства, обязана была представить налоговую декларацию по ЕСН за 2007 год в электронном виде. Поскольку налоговая декларация по ЕСН за 2007 год была направлена налогоплательщиком по почте 26.03.2008 в нарушение установленного порядка на бумажном и магнитном носителях, Инспекция не приняла указанную декларацию. В соответствии с пунктом 7 статьи 243 НК РФ налоговая декларацию по единому социальному налогу представляется налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, срок представления налоговой декларации по ЕСН за 2007 год с учетом положений пункта 7 статьи 6.1 НК РФ установлен не позднее 31.03.2008. Налогоплательщик представил налоговую декларацию за 2007 года в электронном виде 04.04.2008, то есть с нарушением установленного законодательством срока. Вместе с тем удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно указал, что основания для привлечения Войсковой части 03122 к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ у налогового органа отсутствовали. В апелляционной жалобе налоговый орган ссылается на то, что отделом работы с налогоплательщиком была проведена активная агитационная и разъяснительная работа по информированию налогоплательщика об обязанности представления налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи. Апелляционная инстанция отклоняет данную позицию ответчика по следующим основаниям. Согласно статье 106 НК РФ налоговым правонарушением является виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность. Согласно ст.109 НК РФ налогоплательщик может быть привлечен к ответственности лишь при наличии события налогового правонарушения и вины, обязанность доказывания которой возложена на налоговый орган. Диспозиция пункта 1 статьи 119 НК РФ устанавливает ответственность за непредставление деклараций в определенные законодательством о налогах и сборах сроки, а не за нарушения установленных правил о способах и формах представления налоговой декларации, допускаемых законом. Как правильно установил суд первой инстанции, у налогоплательщика отсутствовала возможность направления налоговой декларации по ЕСН за 2007 год по телекоммуникационным каналам, поскольку, в связи с закрытием финансового хозяйства войсковой части, ей не были выделены денежные средства, необходимые для обеспечения доступа к телекоммуникационным каналам связи. По этой причине ответчик представил налоговую декларацию в единственно возможном для него порядке (на бумажном и магнитном носителях). Впоследствии налоговая декларация в электронном виде была передана через Войсковую часть 03123, у которой к 04.04.2008 появилась такая возможность после заключения соответствующего договора с оператором связи и изготовления электронной цифровой подписи. Указанные доводы налогоплательщика подтверждаются исследованными по делу доказательствами: приказом о закрытии финансового хозяйства войсковой части с 01.01.2008, уведомлениями о закрытии лицевых счетов бюджетополучателя 05.02.2008, копией налоговой декларации, представленной налогоплательщиком на бумажном носителе в установленный срок. Отсутствие вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения в соответствии со статьей 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим возможность привлечения лица к налоговой ответственности. Указанные обстоятельства, как следует из текста оспариваемого решения, не были рассмотрены и учтены Инспекцией при вынесении решения, что повлекло необоснованное привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 стать 119 НК РФ. При таком положении судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение арбитражного суда принято без нарушения норм материального и процессуального права. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат оставлению на ответчике. На основании изложенного и руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Мурманской области от 17 сентября 2008 года по делу №А42-4491/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий М.В. Будылева Судьи О.В. Горбачева Л.П. Загараева
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008 по делу n А56-16412/2007. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|