Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2008 по делу n А56-38378/2008. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК)

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

11 декабря 2008 года

Дело №А56-38378/2008

Резолютивная часть постановления объявлена     10 декабря 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме  11 декабря 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  М. Л. Згурской

судей  О. В. Горбачевой, Н. И. Протас

при ведении протокола судебного заседания:  О. В. Енисейской

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-11625/2008)  (заявление) ФНС России в лице ИФНС Лужского р-на ЛО на определение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.2008 по делу № А56-38378/2008 (судья А. В. Нефедова), принятое

по иску (заявлению)  Инспекции Федеральной налоговой службы в лице ИФНС России  по Лужскому району Ленинградской области

к          К/х  "Фермер"

о          признании несостоятельным (банкротом)

при участии: 

от заявителя: Рубцова О. С. (доверенность 78 ВИ 255292 от 14.05.2008)

от ответчика: не явился (извещен)

установил:

Федеральная налоговая служба России (далее - ФНС России, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании крестьянского хозяйства «Фермер» (далее – крестьянское хозяйство) несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре отсутствующего должника.

Определением арбитражного суда от 13.10.2008 заявление возвращено ФНС России на основании пункта 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). 

В апелляционной жалобе ФНС России просит определение суда от 13.10.2008 отменить, признать крестьянское хозяйство банкротом и открыть в отношении должника конкурсное производство по упрощенной процедуре, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель ФНС России поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Крестьянское хозяйство о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено, в судебное заседание не явилось, что согласно статье 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.

Законность и обоснованность определения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд с заявлением о признании крестьянского хозяйства несостоятельным (банкротом), послужило наличие задолженности по обязательным платежам в бюджет в размере 27 041 руб. 29 коп., в том числе просроченная свыше трех месяцев недоимка по налогу – 9 664 руб. 05 коп., пени - 16 995 руб. 41 коп., штрафы – 381 руб. 83 коп.

Налоговый орган считает, что крестьянское хозяйство обладает признаками отсутствующего должника, поскольку по указанному в документах о государственной регистрации адресу отсутствует, установить местонахождение руководителя должника не представляется возможным, бухгалтерская отчетность не представляется в течение последних пяти лет, налоговый орган не располагает сведениями о наличии банковских счетов, открытых в кредитных учреждениях.

Суд, возвращая налоговому органу заявление, пришел к выводу, что ФНС России не представила надлежащих доказательств невозможности применить в отношении должника административный порядок ликвидации недействующего юридического лица, предусмотренный статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ), Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 67 «О некоторых вопросах применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» (далее – Постановление от 20.12.2006 № 67).

Апелляционная инстанция считает, что определение суда о возвращении заявления о признании должника банкротом подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) по решению регистрирующего органа в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с Постановлением от 20.12.2006 № 67 при рассмотрении вопроса о принятии заявления налогового органа о признании юридического лица несостоятельным (банкротом) судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Соблюдение указанного порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Соответствующие доказательства о невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица должны быть представлены налоговым органом.

Материалами дела подтверждено, что установить местонахождение должника невозможно, в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия налоговым органом решения об обращении в суд, должник не представлял документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществлял операции хотя бы по одному банковскому счету. Следовательно, крестьянское хозяйство является недействующим юридическим лицом.

Указанные обстоятельства наряду с другими обстоятельствами, свидетельствующими о фактическом прекращении юридическим лицом хозяйственной деятельности, могут являться основанием для его исключения из государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ, то есть по решению регистрирующего органа.

Постановлением от 20.12.2006 № 67 разъяснено, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней. При этом уполномоченными органами в делах о банкротстве должно быть принято решение о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам.

В соответствии с пунктом 3 Постановления от 20.12.2006 № 67 при поступлении заявления налогового органа о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принято ввиду поступления возражений на основании пункта 4 статьи 21.1 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ или признано недействительным в судебном порядке.

При вынесении определения о возвращении заявления судом не учтено, что в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 21.1 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ регистрирующим органом было принято решение от 28.03.2008 № 3 о предстоящем исключении крестьянского хозяйства из ЕГРЮЛ, которое было в установленном порядке опубликовано в «Вестнике государственной регистрации» от 02.04.2008 № 13.

В соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области были заявлены возражения против исключения в административном порядке крестьянского хозяйства из ЕГРЮЛ.

Учитывая, что в силу пункта 4 статьи 21.1 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ в случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимаются и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке, суд возвратил заявление в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства.

При таких обстоятельствах обжалуемое определение от 13.10.2008 подлежит отмене, а вопрос о принятии к производству заявления ФНС России направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Определение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.2008 по делу №  А56-38378/2008 отменить. Направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

М.Л. Згурская

Судьи

О.В. Горбачева

 Н.И. Протас

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2008 по делу n А56-28536/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также