Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2015 по делу n А56-71622/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 19 мая 2015 года Дело №А56-71622/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2015 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Есиповой О.И. судей Зотеевой Л.В., Толкунова В.М. при ведении протокола судебного заседания секретарем Цубановой К.А. при участии в заседании: от заявителя: Короткевич О.Н. – по доверенности от 25.12.2014 №41/6/698; от заинтересованного лица: рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5909/2015) 182 отдела Государственного архитектурно-строительного надзора на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2015 по делу № А56-71622/2014 (судья Галкина Т.В.), принятое по заявлению ФГУП «Главное управление социального строительства по территории Северо-Западного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства», место нахождения: 197101, г. Санкт-Петербург, ул. Мира, д. 15, литер Б, ОГРН 1027809233286, к 182 отделу Государственного архитектурно-строительного надзора о признании незаконным и отмене постановления
установил: Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное управление социального строительства по территории Северо-Западного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства» (далее – Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления 182 отдела Государственного архитектурно-строительного надзора (далее – административный орган, ГАСН) от 14.10.2014 №182/ВП/2-2 о привлечении Предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 500 000 руб. Решением суда от 02.02.2015 заявление Предприятия удовлетворено, постановление ГАСН признано незаконным и отменено. Не согласившись с принятым решением, административный орган направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 02.02.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы, ГАСН указывает на то, что уведомление о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении было получено Предприятием 14.10.2014, а не 15.10.2014, в связи с чем суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о нарушении ГАСН процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности и соответственно неправомерно признал постановление от 14.10.2014 №182/ВП/2-2 незаконным и отменил его. В судебном заседании представитель Предприятия позицию ГАСН не признал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу административного органа без удовлетворения. Административный орган, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечил явку своего представителя в судебное заседание, представил ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 2 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в его отсутствие. Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела, 29.09.2014 военным прокурором Североморского гарнизона была проведена проверка соблюдения Предприятием градостроительного законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по факту строительства в соответствии с договором подряда от 14.10.2013 № ДГЗ-ХР/2012-78.8, в рамках государственного контракта от 03.11.2012 № ДГЗ-ХР-2012, заключенного между Министерством Обороны Российской Федерации и ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России в г. Североморске Мурманской области», зон хранения № 1, 2 и 4 войсковой части 63976, шифры 2/5-XP-l, 2/5-ХР-2 и 2/5- ХР-4, в ходе которой установлен факт нарушения заявителем требований нормативных документов в области строительства, а именно: строительство объекта осуществляется без разрешения на строительство. Усмотрев в действиях Предприятия признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, 29.09.2014 военный прокурор Североморского гарнизона вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и на основании статьи 23.56 КоАП РФ направил материалы проверки ГАСН для рассмотрения по существу. Постановлением ГАСН от 14.10.2014 № 182/ВП/2-2 Предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения согласно вышеназванной квалификации и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500 000 руб. Считая привлечение к административной ответственности незаконным, Предприятие оспорило указанное постановление в арбитражном суде. Придя к выводу о нарушении ГАСН установленного порядка привлечения юридического лица к административной ответственности, суд первой инстанции признал постановление от 14.10.2014 №182/ВП/2-2 незаконным и отменил его. Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены принятого по делу решения на основании следующего. Частью 1 статьи 9.5. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство, если получение такого разрешения необходимо. Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт. По общему правилу, предусмотренному частью 2 статьи 51 ГрК РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство. Как разъяснено в абзаце 2 пункта 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 ГрК РФ на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство. Факт осуществления Предприятием строительства в соответствии с договором подряда от 14.10.2013 № ДГЗ-ХР/2012-78.8, в рамках государственного контракта от 03.11.2012 № ДГЗ-ХР-2012, зон хранения № 1, 2 и 4 войсковой части 63976, шифры 2/5-XP-l, 2/5-ХР-2 и 2/5- ХР-4, без разрешения на строительство установлен судом первой инстанции, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не оспаривается заявителем. В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суд обоснованно указал на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что Предприятием были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения. Вместе с тем, согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 2 статьи 25.1 КоАП РФ). В соответствии с частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается ГАСН постановление от 14.10.2014 №182/ВП/2-2 вынесено в отсутствие представителя Предприятия. В тоже время административный орган уведомил Предприятие о дате, месте и времени рассмотрения административного дела лишь 15.10.2014, то есть на следующий день после даты рассмотрения административного дела, что подтверждается выпиской из электронной программы входящей (исходящей) корреспонденции, а также штампом на письме ГАСН от 02.10.2014 № 197/182/410 (вх. № 9475 от 15.10.2014). Иных доказательств заблаговременного уведомления заявителя о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом в материалы дела не представлено. При этом довод ГАСН о надлежащем уведомлении Предприятия о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении со ссылкой на уведомление отделения почтовой связи №18460677154175 не может быть принят апелляционной коллегией во внимание, поскольку согласно информации, размещенной на официальной сайте ФГУП «Почта России», соответствующая корреспонденция была вручена Предприятию 14.10.2014 в 11 часов 51 минуту, в то время как дело об административном правонарушении было рассмотрено ГАСН 14.10.2014 в 11 часов 00 минут. При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о рассмотрении ГАСН дела об административном правонарушении без участия законного представителя Предприятия и в отсутствие сведений о его надлежащем извещении, следует признать правильным. На основании изложенного апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ГАСН существенно нарушила права Предприятия, предусмотренные статьями 25.1 и 25.5 КоАП РФ. В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в качестве основания для отмены постановления по делу об административном правонарушении предусмотрено существенное нарушение процессуальных требований, установленных названным Законом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Несоблюдение ГАСН положений статей 25.1, 25.5 КоАП РФ носит существенный характер, поскольку лишило Предприятие возможности воспользоваться предоставленными ему правами, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что является самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение, в связи с чем суд первой инстанции правомерно и обоснованно признал постановление от 14.10.2014 №182/ВП/2-2 незаконным и отменил его. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено. Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены доводы заявителя и все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у судебной коллегии не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы административного органа и отмены принятого по делу решения. Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2015 по делу № А56-71622/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу 182 отдела Государственного архитектурно-строительного надзора – без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. Председательствующий О. И. Есипова
Судьи Л. В. Зотеева В. М. Толкунов Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2015 по делу n А56-75282/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|