Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 по делу n А42-7997/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

26 мая 2015 года

Дело №А42-7997/2014

Резолютивная часть постановления объявлена     20 мая 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  26 мая 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Лопато И.Б.

судей  Борисовой Г.В., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Шамовой Г.А.

при участии: 

от заявителя: не явился, извещен;

от заинтересованного лица: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-6782/2015)  ОАО "Апатитыводоканал" на решение  Арбитражного суда  Мурманской области от 09.02.2015 по делу № А42-7997/2014 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое

по заявлению ОАО "Апатитыводоканал"

к Государственной жилищной инспекции Мурманской области

о признании недействительными предписаний

установил:

открытое акционерное общество «Апатитыводоканал» (место нахождения: 184200, Мурманская обл., г. Апатиты, пр-д Водопроводный, д.1; ОГРН 1075101000171; далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Мурманской области (место нахождения: 183038, г.Мурманск, ул.Софьи Перовской, д.25/26; ОГРН 1025100849850; далее – Инспекция)  о  признании    недействительными    предписаний   от  19.09.2014  №№ 1546/15, 1547/15 об обязании Общества установить индивидуальные приборы учёта воды в жилых помещениях многоквартирных домов.

            Решением суда от 09.02.2015 в удовлетворении заявления отказано.

            В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что в рассматриваемом случае у Общества как у ресурсоснабжающей организации отсутствует обязанность по установлению индивидуальных приборов учета в жилых помещениях многоквартирного дома.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 19.09.2014 на основании распоряжений от 29.08.2014 №№ 1836 и 1837 Инспекцией проведены внеплановые документарные проверки по коллективным обращениям жильцов на предмет несоблюдения законодательства об энергосбережении установлено, что жилые помещения №№ 1, 4, 9, 12, 14, 15, 18, 20, 23, 27, 45, 47, 49 многоквартирного дома № 28 по улице Олимпийская и жилые помещения №№ 7, 11, 17, 20, 21, 23, 25, 49, 50, 64, 65, 66, 71, 72, 73, 74, 82, 92 многоквартирного дома № 21 по улице Ленинградская города Кировска не оборудованы индивидуальными приборами учета воды. Результаты проверок отражены в актах от 19.09.2014 №№ 1911 и 1912 соответственно (л.д.38-41).

Указав, что данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Инспекцией выданы предписания от 19.09.2014 №№ 1546/15 и 1547/15 об обязании Общества в срок до 01.11.2014 установить индивидуальные приборы учёта воды в соответствующих жилых помещениях (л.д.33-37).

Не согласившись с вынесенными предписаниями, Общество оспорило их в судебном порядке.

Суд первой инстанции пришел к выводу о  том, что Общество как ресурсоснабжающая организация обязано оборудовать жилые помещения многоквартирных домов индивидуальными приборами учёта используемых (потреблённых) соответствующих энергетических (коммунальных) ресурсов, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению на основании следующего.

Согласно положениям статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении, Закон № 261-ФЗ) государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов; обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.

Частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

Таким образом, на энергоснабжающую организацию Законом № 261-ФЗ возложена обязанность по принудительному оснащению приборами учета: коллективными (общедомовыми) а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир). Иными словами, обязанность по установке индивидуальных приборов учета в квартирах многоквартирных жилых домов, названным Законом не предусмотрена.

Кроме того, суд находит обоснованными доводы подателя жалобы об отсутствии у ресурсоснабжающей организации такой обязанности в силу следующего.

Обязанность по оснащению приборами учета воды до 01.07.2013 многоквартирных жилых домов, не оснащенных в установленный срок приборами учета, возложена на организации, которые отвечают двум признакам:

1) осуществляют снабжение водой либо осуществляют ее передачу;

2) сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования.

Вместе с тем, инженерно-техническое оборудование жилых помещений (квартир) в многоквартирных домах не имеет непосредственного присоединения к принадлежащим заявителю централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, следовательно, обязанность по принудительному оснащению этих жилых помещений индивидуальными приборами учета воды у заявителя отсутствует.

В многоквартирных домах непосредственное присоединение к принадлежащим ресурсоснабжающей организации централизованным сетям инженерно-технического обеспечения могут иметь только внутридомовые инженерные системы многоквартирного дома, в состав которых индивидуальные приборы учета воды не входят, так как относятся к внутриквартирному оборудованию.

Значение понятий "централизованные сети инженерно-технического обеспечения", "внутридомовые инженерные системы" и "внутриквартирное оборудование" изложено в пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №-354 (далее Правила № 354).

 В  соответствии с  пунктом 2 Правил № 354 централизованные сети инженерно-технического обеспечения предназначены для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем). Внутридомовые инженерные системы, являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное    оборудование,    предназначенные    для    подачи    коммунальных    ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до  внутриквартирного            оборудования. Внутриквартирное оборудование  - это находящиеся в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме и не входящие в состав внутридомовых инженерных систем   многоквартирного   дома   инженерные   коммуникации (сети),   механическое,  электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование (в том числе индивидуальные приборы   учета   воды),    с   использованием    которых   осуществляется    потребление коммунальных услуг.      

Исходя из анализа  вышеизложенных  понятий  следует,  что инженерно-техническое оборудование жилых помещений  (внутриквартирное   оборудование)   может   быть непосредственно    присоединено   только    к    внутридомовым    инженерным    системам многоквартирного дома, которые ресурсоснабжающей организации не принадлежат, не эксплуатируются и не обслуживаются.

В соответствии с пунктом 21 вышеуказанных Правил № 354 ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела – внутридомовых  инженерных систем централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме.

   В связи с изложенным, обязание заявителя оспариваемыми предписаниями в принудительном порядке установить  в жилых помещениях многоквартирных домов индивидуальные  приборы учёта является неправомерным.

При изложенных обстоятельствах предписания от  19.09.2014  №№ 1546/15, 1547/15 нельзя признать законными, в связи с чем указанные ненормативные акты подлежат признанию недействительными как не соответствующее Закону N 261-ФЗ.

Решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права с вынесением по делу нового судебного акта.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанциях относятся на Инспекцию.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Мурманской области  от 09.02.2015 по делу №  А42-7997/2014  оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Апатитыводоканал"- без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

И.Б. Лопато

Судьи

Г.В. Борисова

 А.Б. Семенова

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 по делу n А56-67110/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также