Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по делу n А26-8883/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 03 июня 2015 года Дело №А26-8883/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2015 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Протас Н.И. судей Есиповой О.И., Толкунова В.М. при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А. при участии: от истца: Аникина Е.В. – доверенность от 31.12.2014 от ответчика: Иванов И.В. – доверенность от 27.04.2015 рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8405/2015) Администрации Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.02.2015 по делу № А26-8883/2014 (судья Богданова О.В.), принятое по заявлению Администрации Петрозаводского городского округа к ООО "ЛСМ Ленстроймонтаж" о признании недействительным открытого аукциона и применении последствий недействительности ничтожной сделки установил:
Администрация Петрозаводского городского округа (ОГРН: 1001040505, место нахождения: 185031, г. Петрозаводск, ул. Московская 12а, далее – истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ленстроймонтаж" (ОГРН:1077847599455, место нахождения: г.Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д.89Б, 11Н, далее – ответчик, Общество) о признании недействительными открытого аукциона и заключенного по результатам проведения аукциона муниципального контракта от 03.06.2014 №0106300010514000057-0142294-02 с ООО "Ленстроймонтаж", а также применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде двухстороннего возврата сторонами полученных денежных средств, возврата стоимости выполненных работ. Решением суда от 27.02.2015 в удовлетворении иска отказано. Не согласившись с вынесенным по делу решением, Администрация обратилась с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы ссылается на статьи 168, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 44, 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон №44-ФЗ), а также считает, что отказ суда в признании сделки недействительной лишил Администрацию права с целью защиты публичных интересов, обратиться в соответствующий орган для внесения ООО "Ленстроймонтаж" в реестр недобросовестных поставщиков. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель ответчика в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу. Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела, 03.06.2014 между Администрацией и Обществом по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме был заключен муниципальный контракт №0106300010514000057-0142294-02 на выполнение работ по текущему содержанию мостов, в том числе наплавного моста через пролив Логмозерский, автодорог общегородского и районного значения, тротуаров, остановок, лестничных спусков в границах Петрозаводского городского округа. Пунктом 2.1 муниципального контракта была определена его окончательная стоимость — 49 737 678,85 рублей. Срок действия муниципального контракта был определен пунктом 6.1 с момента его подписания до 15.04.2015. Дополнительным соглашением от 03.10.2014 стороны договорились расторгнуть контракт по соглашению сторон на основании части 8 статьи 95 Закона №44-ФЗ с 01.11.2014. При этом пунктом 2 указанного дополнительного соглашения стороны установили, что сумма, подлежащая оплате за выполненные работы за период июль-сентябрь 2014 года, составляет 11 561 827 руб. 79 коп. Работы, выполненные в июне 2014 года, оплачены заказчиком в полном объеме в сумме 5 406 837 руб. 94 коп. Условиями муниципального контракта (пункты 2.6., 2.7.) предусмотрено обеспечение исполнения контракта в виде внесения денежных средств на указанный заказчиком счет в размере 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта. 25.05.2014 ответчик предоставил истцу в электронном виде платежное поручение №1548 о внесении на счет Администрации денежных средств в размере 18 308 348,11 руб. в качестве оплаты по обеспечению исполнения муниципального контракта. Поскольку указанное платежное поручение содержало в себе все необходимые реквизиты, а также сведения о банке через который участник размещения заказа осуществлял перевод денежных средств, заказчик со своей стороны 03.06.2014 подписал оспариваемый муниципальный контракт условиях документации об аукционе. Между тем, в октябре 2014 г. в процессе служебной переписки между структурными подразделениями Администрации выяснилось, что денежные средства по платежному поручению № 1548 от 25.05.2014 не поступили на счет истца, что, по мнению Администрации, является существенным нарушением условий сделки и подтверждает факт представления Обществом недостоверных документов при заключении государственного контракта. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Администрации с настоящим иском в арбитражный суд. Признавая исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд первой инстанции исходил из того, что приведение сторон контракта в первоначальное положение невозможно, а удовлетворение иска в остальной части не может привести к восстановлению нарушенного права Администрации. Выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего. Согласно положениям пункта 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. На основании части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, избранный заявителем способ защиты должен быть не только предусмотрен законом (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации), но и соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа защиты нарушенное право должно быть восстановлено. Статьей 47 Закона №44-ФЗ определено, что в случае нарушения положений настоящей главы, регламентирующих определение поставщика (подрядчика, исполнителя), такое определение может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица. При этом в силу пункта 2 статьи 3 Закона №44-ФЗ под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта. Правоотношения, возникающие при организации и проведении торгов, а также при заключении договоров по результатам торгов, относятся к сфере гражданско-правового регулирования, и защита прав, нарушенных при организации и проведении торгов должна осуществляться соответствующими, предусмотренными законом способами, а в данном случае способом, прямо установленным статьей 449 Гражданского кодекса РФ. В силу пункта 1 статьи 449 и статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. В соответствии с пунктом 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. При этом реализация права на оспаривание торгов заинтересованным лицом возможна в том случае, если заключенной по их результатам сделкой нарушены его права или охраняемые законом интересы, а целью предъявленного иска является восстановление этих прав и интересов. Исходя из положений статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, торги являются оспоримой сделкой, а споры о признании их недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 16.07.2009 N 739-О-О положение пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, по существу воспроизведенное применительно к процедуре размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в части 5 статьи 10 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", направлено - в системной связи с пунктом 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что такое признание влечет недействительность договора, заключенного с выигравшим торги лицом, - на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица. Из приведенных норм права следует, что истец, требуя признания торгов недействительными и применения к ним последствий недействительности сделки, должен представить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными и применения последствий недействительности заключенной на таких торгах сделки. Действующее законодательство не определяет, какие именно обстоятельства могут являться нарушением правил проведения торгов (конкурсов, аукционов) и что конкретно может служить основанием для признания торгов недействительными. Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 постановления Пленума ВАС РФ от 02.12.1993 N 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий", применение которого возможно по аналогии, под грубым нарушением правил конкурса или аукциона понимается нарушение порядка проведения конкурса или аукциона, которое могло привести к неправильному определению победителя, а также необоснованный отказ от участия в конкурсе (аукционе). Таким образом, возможность признания недействительными торгов в связи с нарушением правил, предусмотренных законом, влечет обязанность суда выяснить не только факт допущенных нарушений при проведении торгов, но также совокупность иных обстоятельств. Суду необходимо выяснить: могут ли права и законные интересы конкретного лица быть защищены и восстановлены принятием судебного акта; возможно ли проведение повторных торгов; исполнены ли контракты, заключенные по итогам оспариваемых торгов; в чем выражается интерес лица, оспаривающего торги; насколько признание торгов недействительными отвечает общественным и государственным интересам. Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что за период действия муниципального контракта до его расторжения сторонами подрядчиком выполнены, а заказчиком приняты работы в следующем объеме: - за июнь 2014 года – 5 406 837 руб. 94 коп., - за июль 2014 года – 4 598 329 руб. 32 коп., - за август 2014 года – на сумму 4 911 244 руб. 31 коп., за сентябрь 2014 года – на сумму 4 114 558 руб. 19 коп., Всего на сумму 19 030 969 руб. 76 коп. При этом работы за июнь 2014 года в сумме 5 406 837 руб. 94 коп. оплачены, что сторонами не оспаривалось. В соответствии с действующим законодательством и сложившейся судебной практикой признание торгов и заключенных по их итогам договоров недействительными допускается только в случаях, когда такое признание приведет к реальному восстановлению нарушенных прав заинтересованной стороной. Применяя последствия недействительности сделки, суд преследует цель приведения сторон данной сделки в первоначальное положение, которое существовало до ее совершения. На основании изложенного следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что приведение сторон муниципального контракта от 03.06.2014 в первоначальное положение в рамках применения последствий недействительности сделки фактически невозможно. Признание спорного аукциона и муниципального контракта от 03.06.2014 недействительными не приведет к реальному восстановлению прав истца, существовавших до расторжения с ним указанного контракта. Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы. Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27 февраля 2015 года по делу № А26-8883/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Петрозаводского городского округа – без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. Председательствующий Н.И. Протас
Судьи О.И. Есипова
В.М. Толкунов
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по делу n А56-5344/2015. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|