Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2015 по делу n А21-10269/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 08 июня 2015 года Дело №А21-10269/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года. Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2015 года. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Семиглазова В.А., Фуркало О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алчубаевой Т.Е., при участии: - от истца: не явился (извещен) - от ответчика: не явился (извещен) - от 3-их лиц: не явились (извещены) рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6369/2015) общества с ограниченной ответственностью «Капитальное строительство Калининграда» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.02.2015 по делу № А21-10269/2014 (судья Ершова Ю.А.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью «Капитальное строительство Калининграда» к Министерству финансов Калининградской области третьи лица: 1) Государственное учреждение Калининградской области «Миграционный центр», 2) Некоммерческая организация «Фонд жилищного и социального строительства» о признании незаконным немотивированного выбора условия по урегулированию споров по государственному контракту от 25.05.2009 в Третейском суде при КРО ООО «Ассоциация юристов России» установил: Общество с ограниченной ответственностью «Капитальное строительство Калининграда» (далее – ООО «Капитальное строительство Калининграда», Общество) обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Калининградской области к Министерству финансов Калининградской области (далее – Министерство, Минфин) о признании незаконным немотивированного выбора условия по урегулированию споров по государственному контракту от 25.05.2009 № 184-А/2009 в Третейском суде при Калининградском региональном отделении общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» (далее – Третейский суд). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение Калининградской области «Миграционный центр» (далее – Учреждение) и некоммерческая организация «Фонд жилищного и социального строительства» (далее – Организация). В ходе рассмотрения дела истцом заявлено о дополнении исковых требований, истец просил также отменить решение Третейского суда от 24.08.2012 по делу № 111-11 Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отказал Обществу в удовлетворении данного ходатайства. Решением суда от 19.02.2015 в удовлетворении исковых требований отказано; с ООО «Капитальное строительство Калининграда» в доход федерального бюджета взыскано 4000 руб. госпошлины. В апелляционной жалобе Общество просит решение отменить и удовлетворить исковые требования в полном объеме. Податель жалобы полагает, что суд необоснованно отказал в принятии дополнительного требования. Указывает, что суд не обратил должного внимания на письменные пояснения истца. По мнению подателя жалобы, отказ в удовлетворении исковых требований противоречит правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.01.2014 № 11535/13. 01.06.2015 в суд от ООО «Капитальное строительство Калининграда» поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие. Представители сторон, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в настоящем судебном заседании. Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке. Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта. Как установлено судом первой инстанции, между ООО «Капитальное строительство Калининграда» (Генеральный подрядчик), Агентством главного распорядителя средств бюджета Калининградской области (Государственный заказчик), ГУ КО «Миграционный центр» (Выгодоприобретатель) и НО «Фонд жилищного и социального строительства» (Заказчик-застройщик) заключен государственный контракт №184-А/2009 от 25.05.2009 подряда на выполнение работ по реконструкции зданий автошколы (инв.№1, литер Щ), инженерной школы (инв. №3, литер Ч), казармы (инв. №15, литер Ц) военного городка №8 по ул. Пограничной в г. Озерске под Центр для проживания переселенцев (далее - госконтракт), в пункте 8.7 которого предусмотрено, что все споры, разногласия и требования, возникающие из настоящего контракта или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, подлежат рассмотрению в Третейском суде в соответствии с его регламентом. Решение Третейского суда является окончательным. Решением Третейского суда от 24.08.2012 по делу №111-11 заключенный сторонами госконтракт расторгнут, с ООО «Капитальное строительство Калининграда» в пользу агентства главного распорядителя средств бюджета Калининградской области взыскано 15 006 018,44 рублей неустойки за просрочку исполнения обязательств и сумма завышения стоимости выполненных работ в размере 11 565 500 рублей. Встречное исковое заявление ООО «Капитальное строительство Калининграда» к ГУ КО «Миграционный центр» и Агентству главного распорядителя средств бюджета Калининградской области в части требований о расторжении госконтракта удовлетворено, а в остальной части встречных требований отказано. Определением Третейского суда от 16.07.2013 в порядке процессуального правопреемства произведена замена истца по решению Третейского суда: Агентство главного распорядителя средств бюджета Калининградской области заменено на Минфин. В обоснование своих требований истец ссылается на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.01.2014 № 11535/13, согласно которому споры из контрактов, заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», не могут рассматриваться третейскими судами в силу специфики характера этих правоотношений и совокупности требований, предъявляемых к ним указанным законом, а также ввиду несовместимости законодательных принципов третейского разбирательства и законодательных принципов. В постановлении указано, что споры, возникающие из контрактов, заключенных на основании Закона о размещении заказов, являются неарбитрабельными, а третейские соглашения о передаче подобных споров в третейские суды - недействительными. Рассмотрение таких споров третейскими судами нарушает основополагающие принципы российского права (противодействие коррупции, обеспечение конкуренции). Суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения исковых требований. Конституция Российской Федерации, гарантируя государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина, одновременно закрепляет право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45, часть 2). К числу таких общепризнанных в современном правовом обществе способов разрешения гражданско-правовых споров, проистекающих из свободы договора, которой наряду с автономией воли участников предпринимательской и иной экономической деятельности обусловливаются диспозитивные начала гражданско-правовых и гражданско-процессуальных отношений, относится обращение в третейский суд - международный коммерческий арбитраж или внутренний третейский суд (постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретных споров (ad hoc). Компетенция третейского суда, в отличие от государственного правосудия, основана на автономной (свободной и независимой) воле сторон. Автономия воли сторон является основополагающим принципом третейского разбирательства и компетенции третейского суда. Соблюдение указанного принципа при выборе компетентного третейского (арбитражного) органа означает, что стороны свободно и сознательно, по собственной воле, во-первых, выразили согласованное желание на отказ от государственного правосудия в пользу такого альтернативного средства разрешения спора как третейский суд (арбитраж), во-вторых, сформулировали согласованную волю на выбор конкретного третейского суда (арбитражного органа). Свое волеизъявление на выбор третейского суда стороны формулируют посредством заключения третейского соглашения. Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» (далее – Закон о третейских судах) спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. Третейским соглашением, заключенным в виде оговорки в пункте 8.7 договора стороны согласовали условие о рассмотрении споров по договору в Третейском суде. Таким образом, участники настоящего спора выразили свою волю на отказ от государственного правосудия и разрешение споров из договора между ними посредством третейского разбирательства в определенном третейском органе. Предметом настоящего спора явилось требование ООО «Капитальное строительство Калининграда» о признании незаконным немотивированного выбора условия по урегулированию споров по государственному контракту от 25.05.2009 № 184-А/2009 в Третейском суде. Как правильно указал суд первой инстанции, возможность признания необоснованным включение Минфином в условия госконтракта третейской оговорки как один из способов защиты права стороны договора, содержащего оспариваемое условие о Третейском суде, не предусмотрен ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, в то время как признание недействительным соглашения о рассмотрении спора третейским судом предусмотрено и пунктом 5 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Также апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявленное в настоящем деле требование является неисполнимым ввиду того, что госконтракт, содержащий третейскую оговорку, расторгнут, а решение Третейского суда, которым указанный госконтракт расторгнут, вступило в законную силу и не признано арбитражным судом в установленном порядке незаконным. Несогласие ООО «Капитальное строительство Калининграда» с решением Третейского суда, в том числе по основаниям, изложенным истцом в обоснование настоящего иска, может быть положено в основу заявления об отмене решения Третейского суда от 24.08.2012 по делу №111-11, которое истец может заявить в отдельном производстве. В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. Основание иска - это фактические обстоятельства, на которые ссылается истец в подтверждение заявленного требования, тогда как предмет иска - это материально-правовое требование к ответчику о совершении им определенных действий либо воздержании от них, признании существования (отсутствия) правоотношения, изменении либо прекращении его, то есть изменение основания иска можно рассматривать как замену фактов, легших в основу первоначального иска, новыми фактами, а также указание дополнительных фактов или исключение части фактов из числа ранее указанных, а изменением предмета иска можно считать замену истцом указанного им материально-правового требования иным требованием. Указанная позиция подтверждена и Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.96 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции», в соответствии с пунктом 3 которого изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику, а изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику. В данном случае требование об отмене третейского решения означает необходимость его рассмотрения по правилам главы 30 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в особом порядке, что исключает совместное рассмотрение первоначального требования с заявленным ООО «Капитальное строительство Калининграда» впоследствии. Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта. Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены. На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.02.2015 по делу № А21-10269/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Капитальное строительство Калининграда» в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе. Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. Председательствующий Е.В. Савина Судьи В.А. Семиглазов О.В. Фуркало
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2015 по делу n А56-79633/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|