Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2015 по делу n А26-110/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

22 июня 2015 года

Дело №А26-110/2015

Резолютивная часть постановления объявлена     22 июня 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  22 июня 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Дмитриевой И.А.

судей  Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.

при ведении протокола судебного заседания: Кривоносовой О.Г.

при участии: 

от истца (заявителя): Бокша Е.М. по доверенности от 22.02.2013 № 11-36/5-7350

от ответчика (должника): не явился (извещен)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-10715/2015) Ликвидационной комиссии МБОУ Петрозаводского городского округа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 4 для детей школьного возраста" на решение  Арбитражного суда  Республики Карелия от 18.03.2015 по делу № А26-110/2015 (судья Денисова И.Б.), принятое

по иску (заявлению) ГУ - РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ

к МБОУ Петрозаводского городского округа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 4 для детей школьного возраста" в лице Ликвидационной комиссии

об обязании

установил:

Государственное учреждение – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 49, ОГРН: 1021000521244 (далее – отделение Фонда, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) к ликвидационной комиссии муниципального бюджетного образовательного учреждения Петрозаводского городского округа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 4 (для детей школьного возраста)", место нахождения: 185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. А. Невского, д. 69, ОГРН: 1031000009490, 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 2 (далее – МОУ «Детский дом №4», ответчик) об обязании включить в промежуточный ликвидационный баланс требование по внесению капитализированных платежей в размере 4 253 261 руб. 28 коп. в первую очередь и взыскании с муниципального бюджетного образовательного учреждения Петрозаводского городского округа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 4 (для детей школьного возраста)" капитализированных платежей в размере 4 253 261 руб. 28 коп.

Решением суда от 18.03.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе ответчик, не согласившись с решением суда первой инстанции, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании представитель фонда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.

Ответчик уведомлен о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направил, что в силу статьи 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, муниципальное бюджетное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 4 (для детей школьного возраста)" в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), зарегистрировано 13.03.2003 в качестве страхователя в Государственном учреждении Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия; регистрационный номер 100022062410001.

Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 28.08.2014 №4271 «О ликвидации муниципального бюджетного образовательного учреждения Петрозаводского городского округа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 4 (для детей школьного возраста)" принято решение о ликвидации, утвержден состав комиссии по ликвидации МОУ «Детский дом №4» (л.д. 18,19).

11.09.2014 в Единый государственный реестр юридических лиц включена запись о нахождении МОУ «Детский дом №4» в процессе ликвидации.

Уведомление о принятии решения о ликвидации МОУ «Детский дом №4» опубликовано в Вестнике государственной регистрации 12.11.2014.

16.10.2014 Отделение Фонда предоставило ликвидационной комиссии МОУ «Детский дом №4» требование (исходящий №05-15/5-35914) о включении в реестр требований кредиторов в составе первой очереди капитализированных платежей в сумме 4 253 261 руб. 28 коп. и о перечислении их по указанным в требовании реквизитам в добровольном порядке.

17.11.2014 Отделение Фонда предоставило ликвидационной комиссии МОУ «Детский дом №4» указанное выше требование повторно (исх. №05-15/5-40905).

В ответ на указанные требования ликвидационная комиссия МОУ «Детский дом №4» 30.12.2014 за №02-19-101 направило в отделение Фонда письмо, в котором сообщило, что требование отделения Фонда приняты к сведению и будут учтены в промежуточном ликвидационном балансе с очередностью удовлетворения третьей очереди, предусмотренной ст. 64 ГК РФ.

У МОУ «Детский дом №4» имеются обязательства перед Шалагиной Мариной Фирсовной, с которой в период работы произошел несчастный случай на производстве (акт о несчастном случае на производстве от 13.09.2013), в результате которого установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 30% (выписка из акта освидетельствования № 1093 к справке МСЭ-2006 №0905958).

В связи с несчастным случаем на производстве и по заявлению Шалагиной М.Ф., отделением Фонда был издан приказ от 22.05.2014 №1878-В о назначении ей ежемесячных страховых выплат.

Также в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания от 22.04.2014 ей назначены следующие виды обеспечения по страхованию: санаторно-курортное лечение (с предоставлением проезда к месту лечения и обратно).

18.12.2014 состоялось заседание согласительной комиссии по рассмотрению размера капитализированных платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации. На заседании которой, представители ликвидационной комиссии МОУ «Детский дом №4», возражений относительно размера платежей не представили.

Отделение Фонда обратилось с арбитражный суд с настоящим уточненным исковым заявлением, в котором просило обязать ликвидационную комиссию включить в промежуточный ликвидационный баланс требование по внесению капитализированных платежей в размере 4 253 261 руб. 28 коп. в первую очередь и взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения Петрозаводского городского округа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 4 (для детей школьного возраста)" капитализированные платежи в размере 4 253 261 руб. 28 коп.

Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал иск обоснованным как по праву, так и по размеру и удовлетворил исковые требования в полном объеме.

Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно руководствовался следующим.

В соответствии со статьей 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.

Порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору, предусмотрен Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Так, обязанность по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного, путем предоставления необходимых видов обеспечения по страхованию (страховое возмещение вреда в виде денежных сумм) вышеназванный закон возлагает на страховщика - фонд социального страхования (ст. 3).

При этом страховщик имеет право получать от страхователя, ответственного за вред, причиненный жизни и здоровью гражданина, предназначенные для удовлетворения требований граждан капитализированные платежи.

Статья 23 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" устанавливает, что при ликвидации юридическое лицо обязано капитализировать и внести в органы государственного социального страхования суммы, подлежащие выплате в возмещение причиненного вреда жизни и здоровью.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863 утвержден Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Ответственным лицом является МОУ «Детский дом №4».

Как установлено судом и следует из материалов дела в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, Фонд обратился в ликвидационную комиссию учреждения с требованием от 16.10.2014 N 05-15/5/35914 о согласовании и установлении размера требования по капитализированным платежам, а также о перечислении суммы платежей в размере 4 253 261 руб. 28 коп.

В силу пункта 2 статьи 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Согласно пункту 1 статьи 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью его кредиторов, удовлетворяются в первую очередь.

Пунктом 4 статьи 64 ГК РФ предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Все расчеты на выплату капитализированных платежей произведены истцом на основании статьи 8 Закона N 125-ФЗ, а также Методики расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 30.07.2001 N 72, ответчиком не оспорены.

По мнению, ответчика, поскольку ликвидация юридического лица и банкротство юридического лица являются процедурами по фактическому прекращению деятельности юридических лиц, то следует руководствоваться положениями Пленума ВАС РФ от 30.11.2006 № 57 «О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей», согласно которому требование Фонда, основанное на норме пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», не является требование гражданина-кредитора первой очереди и должно квалифицироваться как требование кредитора третьей очереди.

Суд первой инстанции правомерно отклонил указанный довод, поскольку подпунктом 10 пункта 2 статьи 18 Федерального закона № 125-ФЗ на Фонд возложена обязанность по аккумулированию капитализированных платежей в случае ликвидации страхователя. Страхователь в свою очередь, при его ликвидации обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 23 Ф закона № 125-ФЗ).

Порядок внесения в Фонд капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 №863 (далее – Порядок).

Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что страховщик в двухнедельный срок с даты получения уведомления о ликвидации страхователя направляет ликвидационной комиссии для расчета размера капитализированных платежей список лиц, получавших обеспечение по страхованию, с указанием размера выплат по каждому виду обеспечения по страхованию.

Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что внесение капитализируемых платежей осуществляется ликвидационной комиссией по месту регистрации страхователя путем их перечисления в установленном порядке на счет страховщика. Перечисление капитализированных платежей осуществляется в порядке очередности, установленной гражданским законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью его кредиторов, удовлетворяются в первую очередь.

С учетом изложенного, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что требование отделения Фонда о внесении капитализированных платежей подлежит включению в промежуточный ликвидационный баланс в первую очередь, в связи с чем, капитализированные платежи в заявленном размере подлежат взысканию с МОУ «Детский дом №4».

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.03.2015 по делу №А26-110/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

И.А. Дмитриева

Судьи

 

О.В. Горбачева

 

Л.П. Загараева

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2015 по делу n А21-10002/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также