Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2015 по делу n А56-69729/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

06 июля 2015 года

Дело №А56-69729/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   29 июня 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  06 июля 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Толкунова В.М.

судей  Есиповой О.И., Зотеевой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Цубановой К.А.

при участии:

от заявителя: Носов С.А.  – доверенность от 13.04.2015

от заинтересованного лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6906/2015) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области                            от 26.01.2015 по делу № А56-69729/2014 (Терешенков А.Г.), принятое

по заявлению ООО "Люкс Оил"

к Балтийской таможне

о признании незаконными действий, бездействия

установил:

Общество с  ограниченной ответственностью "Люкс Оил" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просит:

- признать незаконными действия Балтийской таможни (далее - таможенный орган, таможня), выразившиеся в возвращении без рассмотрения заявления Общества о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин по декларациям на товары (далее - ДТ) №№ 10216120/310113/0005276, 10216120/040213/0006179, 10216120/150213/0008570, 10216120/150213/0008575, 10216120/270213/0011175, 10216120/050413/0020963, 10216120/150413/0023002, 10216120/300413/0027150, 10216110/130613/0037043, 10216120/230513/0032311,

- признать незаконным бездействие таможни, выразившееся в невозврате Обществу излишне уплаченных таможенных платежей по вышеуказанным ДТ в размере 2 810 135,27 руб., из которых: 2 554 668,41 руб. пошлины и 255 466,86 руб. НДС,

- обязать таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата этому Обществу излишне уплаченных таможенных платежей в размере 2 810 135,27 руб., из которых: 2 554 668,41 руб. пошлины и 255 466,86 руб. НДС.

Решением суда от  26.01.2015 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе таможня просит решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм материального права. По мнению подателя жалобы, запретов к установлению комбинированных ставок таможенных пошлин при ввозе товаров на таможенную территорию стран, присоединившихся к Всемирной Торговой Организации                       (далее - ВТО), Протоколом о присоединении к ВТО не установлено.

В судебном заседании представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

Таможня в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом.

 Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена Тринадцатым арбитражным апелляционным  судом на официальном сайте в сети Интернет 17.04.2015 и 29.05.2015.

Законность и  обоснованность принятого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, что Обществом в целях таможенного оформления товара «масло пальмовое» по таможенной процедуре «выпуск для внутреннего потребления» в таможню поданы ДТ №№10216120/310113/0005276, 10216120/040213/0006179, 10216120/150213/0008570, 10216120/150213/0008575, 10216120/270213/0011175, 10216120/050413/0020963, 10216120/150413/0023002, 10216120/300413/0027150, 10216110/130613/0037043, 10216120/230513/0032311.

При расчете подлежащих уплате сумм таможенных пошлин Обществом применена ставка 0,12 евро за кг, установленная Единым таможенным тарифом Таможенного союза, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 №54 (далее - Единый таможенный тариф) и действовавшая на момент заполнения декларации. Кроме того, заявителем применена тарифная преференция в размере 75% от ставки таможенной пошлины, установленной в отношении развивающихся стран, установленной Соглашением от 25.01.2008                     «О едином таможенно-тарифном регулировании».

Однако, в соответствии с Приложением 1 (Таблица ежегодных снижений ставок) к Протоколу от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации                            от 15.04.1994», ратифицированном 21.07.2012, ставка таможенной пошлины в отношении группы 1511909902 на момент заполнения деклараций на товары должна составлять   5% таможенной стоимости. В связи с этим начисление таможенной пошлины по ставке 0,12 евро за кг (с учетом тарифной преференции - 0,09 евро за кг) является ошибочным.

01.09.2014 Общество обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, поскольку при оформлении товара, ввезенного Обществом на территорию Российской Федерации по спорным ДТ, Обществом неверно была применена ставка таможенной пошлины в отношении ввезенного товара в 2013 году, которая должна была составлять 5 % таможенной стоимости товара.

Письмом от 12.09.2014 № 15-10/35251 таможня отказала Обществу в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, вернув без рассмотрения направленное заявление, указав на отсутствие оснований для внесения изменений в сведения, заявленные в спорных ДТ.

Не согласившись  с оспариваемыми действиями по оставлению заявления без рассмотрения и бездействием таможни, выразившимся в невозврате Обществу излишне уплаченных таможенных пошлин по спорным ДТ в общем размере                               2 810 135,27 руб., Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Общества, правомерно руководствовался следующим.

 В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

 Согласно пункту 3 статьи 3 ТК ТС при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза (пункт 1 статьи 77 ТК ТС).

В пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ                                  "О международных договорах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) предусмотрено, что международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными организациями, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры),  от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона N 101-ФЗ международные договоры межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых заключены договоры, в официальных изданиях этих органов.

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы                     (часть 1 статьи 5 Федерального закона N 101-ФЗ).

В части 2 статьи 5 Федерального закона N 101-ФЗ предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные права, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статьей 6 Федерального закона N 101-ФЗ предусмотрено выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора, которое может выражаться путем подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.

В городе Минске 19.05.2011 между странами участниками Таможенного союза подписан международный договор "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы", который был ратифицирован на территории Российской Федерации Федеральным законом от 19.10.2011 N 282-ФЗ.

В соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 N 11 данный документ вступает в силу с даты присоединения Российской Федерации к ВТО.

Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 15.04.1995 (далее - Протокол) ратифицирован Федеральным законом от 21.07.2012 N 126-ФЗ и вступил в силу 22.08.2012.

Как определено в пункте 1 статьи 1 Договора "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы", с даты присоединения любой из сторон к ВТО положения соглашения ВТО, как они определены в протоколе о присоединении этой стороны к ВТО, включающим обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках Таможенного союза делегированы сторонами органам Таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза. При этом первая, присоединяющаяся к ВТО сторона обязана информировать другие стороны и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия ее присоединения, требующих внесение изменений в правовую систему Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Договора "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы" с момента присоединения такой стороны к ВТО ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к протоколу о присоединении этой стороны к ВТО, за исключением случаев, предусмотренных соглашением ВТО.

Согласно пункту 1 статьи 2 указанного Договора стороны примут меры для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствии с Соглашением ВТО, как это зафиксировано в Протоколе о присоединении каждой из сторон, включая обязательства каждой стороны, принятые в качестве одного из условий ее присоединения к ВТО. До того как эти меры приняты, положения Соглашения ВТО, включая обязательства, принятые сторонами в качестве условий их присоединения к ВТО, имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами.

Права и обязательства сторон, вытекающие из Соглашения ВТО, как они определены в Протоколах о присоединении каждой из сторон к ВТО, включая обязательства, взятые в качестве условий присоединения стороны к ВТО, которые становятся частью правовой системы Таможенного союза, не подлежат отмене или ограничению по решению органов Таможенного союза, включая Суд ЕврАзЭС, или международным договором, заключенным между сторонами (пункт 2 статьи 2).

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19.05.2011 в случае если отдельные нормы правовой системы Таможенного союза являются более либеральными по сравнению с Соглашением ВТО, но не противоречат ему, то обеспечивается применение таких норм.

Применение тарифной преференции, действующей в рамках Таможенного союза, при исчислении таможенных пошлин в соответствии с Протоколом правомерно, так как не противоречит ему и допускается правовыми актами Таможенного союза.

Согласно  приложения №1 к Протоколу ввозная таможенная ставка на «масло пальмовое» в России с момента присоединения к ВТО составляет 5%.

Вместе с тем,  таможня отказала Обществу в возврате излишне уплаченных денежных средств в общей сумме 2 810 135, 27 руб., руководствуясь решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 45 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза".

При этом, сама таможня не отрицает приоритета названных международных положений и обязательств, связанных с присоединением России к ВТО с твердо установленным размером пошлин с поэтапным снижением, и отсутствие в них возможности применения комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин.

С учетом изложенного, оспариваемое бездействие таможни,  выразившееся в невозврате Обществу излишне уплаченных таможенных платежей по спорным ДТ в общем размере  2 810 135, 27 руб.,  противоречит нормам таможенного законодательства, регулирующим ставки подлежащих уплате таможенных пошлин.

В апелляционной жалобе таможня не приводит возражений по применению  тарифной преференции.

В  жалобе таможня ссылается на  непредставление платежных документов, подтверждающих уплату таможенных пошлин, указывая  на то, что представленные бланки КДТ (корректировки декларации на товары) не могут рассматриваться в качестве доказательства факта излишней уплаты.

С данной позицией нельзя согласиться.

Обществом при обращении в таможню были предоставлены все платежные документы, подтверждающие уплату таможенных пошлин.

В качестве основания для возврата заявления без рассмотрения в письме от 12.09.2014 таможня ссылалась именно на отсутствие документов, подтверждающих факт излишней уплаты пошлин, а не документов, подтверждающих уплату таможенных пошлин.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, определен частью 2 статьи  147 Федерального закона  от 27.11.2010 №311-Ф3 «О таможенном   регулировании   в Российской  Федерации» (далее - Закон о  таможенном

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2015 по делу n А42-8725/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также