Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2009 по делу n А56-23920/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 22 января 2009 года Дело №А56-23920/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2009 года Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2009 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего А.Б. Семеновой судей Т.И. Петренко, И.Г. Савицкой при ведении протокола судебного заседания: Т.Н. Светловой рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11944/2008) ООО «Питеравто» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2008 по делу № А56-23920/2008 (судья М.Н. Ульянова), принятое по иску (заявлению) ООО "Питеравто" к МИ ФНС России № 23 по Санкт-Петербургу о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 11.06.08 №228 при участии: от истца (заявителя): представителя В.С. Шуралевой (доверенность от 29.05.08 №65-05/08) от ответчика (должника): представителя А.В. Сивогривовой (доверенность от 13.01.09 №18/00209) установил: Общество с ограниченной ответственностью «Питеравто» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Санкт-Петербургу (далее – Инспекция) от 11.06.2008 №228 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Решением суда от 20.10.2008 в удовлетворении заявления отказано. В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права при его вынесении. По мнению подателя жалобы, Инспекцией не доказано наличие состава вмененного административного правонарушения в действиях Общества, оспариваемое постановление вынесено на основании протокола об административном правонарушении №228 от 06.06.2008, составленного в отсутствие его законного представителя, который не был уведомлен надлежащим образом о месте и времени составления протокола, налоговым органом был нарушен установленный статьей 28.5 КоАП РФ срок составления протокола об административном правонарушении, составление акта проверки не предусмотрено нормами КоАП РФ, в связи с чем акт не является надлежащим доказательством по делу, не доказана вина Общества во вменяемом ему правонарушении; Общество полагает, что маршрутные такси, осуществляющие перевозку по коммерческим маршрутам, являются городским транспортом общего пользования, в которых контрольно-кассовая техника (ККТ) может не применяться в силу положений пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ). В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Инспекции доводы жалобы отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее, считает, что материалами дела об административном правонарушении доказана вина Общества в совершении вменяемого правонарушения. Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке. Из материалов дела усматривается, что 21.04.2008 Инспекцией на основании поручения №274 от 21.04.2008 проведена проверка выполнения Обществом требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт. В ходе проверки принадлежащего Обществу маршрутного такси № К-59, осуществляющего движение по маршруту: ст. метро «Купчино» - ст.метро «Московские Ворота», сотрудниками налогового органа установлено, что при осуществлении наличных денежных расчетов за проезд пассажира водителем Мамажоновым У.А. были выданы бланки строгой отчетности – билеты №453054, 453055 с отраженной на каждом из них стоимостью услуги в размере 10 руб. - на общую сумму 20 руб., менее фактически уплаченной суммы, составляющей 22 руб. По результатам проверки составлен акт от 21.04.2008 №008815/445 (л.д.25-31). 29.04.2008 Инспекцией был составлен протокол об административном правонарушении №228, который определением от 15.05 2008 №033 был возвращен составившему его должностному лицу для устранения недостатков, в связи с его составлением в отсутствие законного представителя Общества, не извещенного о месте и времени рассмотрения материалов проверки (л.д.23-24, 22). 16.05.2008 налоговый орган направил в адрес Общества Уведомление №13/10671, в котором приглашал его руководителя явиться в Инспекцию в течение 5 суток с момента получения указанного Уведомления для ознакомления с материалами проверки и составления протокола об административном правонарушении (л.д.35-36). Как следует из материалов дела и пояснений лиц, участвовавших в судебном заседании апелляционной инстанции, 06.06.2008 налоговым органом в офисе Общества, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ул. Хрустальная, д.22, в присутствии его генерального директора С.Ф. Карелина, которому разъяснены предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ права, был составлен протокол об административном правонарушении №228, которым Обществу вменено нарушение статьи 5 Закона №54-ФЗ (л.д.17-18). Постановлением Инспекции от 11.06.2008 N228 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде взыскания штрафа в размере 40000 рублей (л.д.7-8). Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, посчитав правомерным привлечение заявителя к административной ответственности в связи с наличием в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, также суд не усмотрел существенных нарушений административным органом процедуры привлечения к ответственности. Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в силу следующего. Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин. В соответствии со статьей 2 Закона №54-ФЗ контрольно-кассовая техника подлежит применению на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Согласно пункту 2 указанной статьи организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих документов строгой отчетности. Из содержания статьи 5 Закона №54-ФЗ организации и индивидуальные предпринимателя, применяющие ККТ, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки. Перевозка пассажиров является одним из видов услуг, оказываемых населению, а следовательно, может осуществляться без применения контрольно-кассовой техники, однако с обязательным использованием бланков строгой отчетности (билетов). При этом допустимость применения указанных документов строгой отчетности (ДСО) при оказании услуг по перевозке пассажиров не ставится в зависимость от того, является ли транспортное средство пассажирским транспортом общего пользования. Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин", неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, а в случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут установленную статьей 14.5 КоАП РФ ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения ККТ. В соответствии с пунктом 1 указанного постановления под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать и пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом). Как усматривается из материалов дела, Обществом при осуществлении наличных расчетов за услуги перевозки по маршруту № К-59 документы строгой отчетности (билеты) выдавались, однако отраженная на билетах стоимость услуги не соответствовала фактически уплаченной сумме. Указанное обстоятельство подтверждается, в том числе объяснениями водителя Мамажонова У.А. (л.д.31). Таким образом, данный факт свидетельствует о совершении Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении обжалуемого решения судом не проверена законность получения Инспекцией доказательств, подтверждающих событие правонарушения. Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе". Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники. Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении. Как усматривается из материалов дела, в ходе осуществленных проверочных мероприятий услуга по перевозке, за оказание которой были получены денежные средства в сумме большей, чем отражено в выданных ДСО, была оказана сотрудникам Инспекции, проводившим проверку, то есть фактически в целях выявления правонарушения проверяющими была осуществлена проверочная закупка. Между тем, проверочная закупка в силу Закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом на проведение оперативно-розыскных мероприятий, в том числе правом на приобретение товаров, работ и услуг в ходе таких мероприятий. В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. При таких обстоятельствах, учитывая тот факт, что проведение должностным лицом Инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением Обществом контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения, апелляционный суд приходит к выводу о том, что событие вменяемого Обществу правонарушения материалами дела не подтверждается. Апелляционный суд критически оценивает объяснения водителя Мамажонова У.А. от 21.04.2008, поскольку они получены должностным лицом Инспекции в ходе проверочной закупки, объяснения являются приложением к акту проверки от 21.04.2008 №008815. Иных доказательств совершения Обществом административного правонарушения налоговым органом в материалы дела не представлено. Поскольку Инспекцией не представлено допустимых доказательств, подтверждающих событие административного правонарушения, вывод суда первой инстанции о правомерности привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, является ошибочным. При таких обстоятельствах оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности подлежит признанию незаконным, следовательно, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявления Общества. На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 октября 2008 года по делу № А56-23920/2008 отменить. Признать незаконным и отменить постановление МИ ФНС России №23 по Санкт-Петербургу от 11.06.2008 №228 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Питеравто» (юридический адрес: Санкт-Петербург, г. Петергоф, Эрлеровский бульвар, д.12, ОГРН №1037841003298, ИНН 7819027463) к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий А.Б. Семенова Судьи Т.И. Петренко И.Г. Савицкая
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2009 по делу n А56-30149/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|