Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2009 по делу n А42-4829/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 22 января 2009 года Дело №А42-4829/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2009 года Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2009 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Горбачевой О.В. судей Будылевой М.В., Семиглазова В.А. при ведении протокола судебного заседания: Петраш А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12465/2008) ООО "Северный Бриз" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.11.2008 по делу № А42-4829/2008 (судья Спичак Т.Н.), принятое по заявлению ООО "Северный Бриз" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску о признании недействительным постановления от 25.07.2008 №2 при участии: от истца (заявителя): не явился, извещен от ответчика (должника): не явился, извещен установил: Общество с ограниченной ответственностью «Северный Бриз» (далее -налогоплательщик, ООО «Северный Бриз», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) от 25.07.2008 № 2 о назначении почерковедческой экспертизы. Решением суда первой инстанции от 10.11.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, нарушение пункта 3 статьи 95 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и приказа Федеральной налоговой службы России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ постановление от 25.07.2008 № 2 о назначении почерковедческой экспертизы не содержащее сведений о фамилии эксперта, которому поручено проведение экспертизы, лишает Общество возможности реализовать свои права, установленные пунктом 7 статьи 95 НК РФ и влечет его недействительность с момента принятия. Представители сторон, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке. Общество с ограниченной ответственностью «Северный Бриз» зарегистрировано в качестве юридического лица 27.06.2005, включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1055194016503 (л.д. 8). ООО «Северный Бриз» состоит на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (ИНН 5190138726) (л.д. 9). Решением начальника Инспекции от 05.12.2007 № 300 назначена выездная налоговая проверка ООО «Северный Бриз» по вопросам правильности, исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2006 г. по 31.12.2006 г. 25.07.2008 решением начальника Инспекции № 203 выездная налоговая проверка ООО «Северный Бриз» была приостановлена с 28.07.2008 в связи с необходимостью проведения экспертиз в соответствии со статьёй 95 НК РФ (л.д. 24). Постановлением от 25.07.2008 № 2 налоговым органом назначена почерковедческая экспертиза, проведение которой поручено Экспертно-криминалистическому центру Управления внутренних дел по Мурманской области (далее - ЭКЦ УВД по Мурманской области) (л.д. 36-41). Не согласившись с постановлением налогового органа от 25.07.2008 № 2, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований Общества, указал на то, что отсутствие в постановлении о назначении экспертизы фамилии эксперта (с учетом последующего устранения данного недостатка письмом от 12.08.2008 № 30-02.3-34/133527), является формальным нарушением, которое не влияет на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом ненормативного акта, а также не ущемляет в данном случае права и законные интересы налогоплательщика. Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы не находит правовых оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта. В части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 постановления от 16.07.2004 N 14-П, следует, что, несмотря на то, что суды не уполномочены проверять целесообразность решений налоговых органов (их должностных лиц), которые действуют в рамках предоставленных им законом дискреционных полномочий, необходимость обеспечения баланса частных и публичных интересов в налоговой сфере, как сфере властной деятельности государства, предполагает возможность проверки законности соответствующих решений, принимаемых в ходе налогового контроля, - о проведении встречных проверок, истребовании документов, назначении экспертизы и т.д. Взаимосвязанные положения статей 46 (части 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации указывают на то, что предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности предопределяет право налогоплательщика обратиться в суд за защитой от возможного произвольного правоприменения. В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 31 и пунктами 1, 3 статьи 95 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, могут привлекать эксперта на договорной основе. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Из указанного следует, что в области налогового контроля заключение эксперта представляет собой источник сведений о фактах, которые в силу статьи 100 Кодекса подлежат отражению в акте выездной налоговой проверки. Согласно пункту 3 статьи 95 НК РФ экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта. Пунктом 6 статьи 95 НК РФ предусмотрено, что должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права, предусмотренные пунктом 7 названной статьи, о чем составляется протокол. В соответствии с пунктом 7 статьи 95 НК РФ при назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право заявить отвод эксперту; просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц; представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта; присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту; знакомиться с заключением эксперта. Судом установлено, что оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом налогового органа с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 95 НК РФ. Согласно постановлению № 2 от 25.07.2008, производство экспертизы поручено ЭКЦ УВД по Мурманской области. Указанное постановление также содержит перечень вопросов, поставленных перед экспертом, и предоставленных в распоряжение эксперта материалов (л.д. 36-41). Из материалов дела следует, что на момент вынесения оспариваемого постановления налоговому органу не было известно о том, какому конкретно эксперту ЭКЦ УВД по Мурманской области будет поручено проведение экспертизы. В связи с указанными обстоятельствами инспекция письмом от 05.08.2008 № 14695 запросила в экспертном учреждении сведения о фамилии эксперта, которому поручено проведение экспертизы по выездной налоговой проверке ООО «Северный Бриз» (л.д. 46). Письмом от 11.08.2008 № 13/685 ЭКЦ УВД по Мурманской области известил налоговый орган о том, что проведение почерковедческой экспертизы по материалам выездной налоговой проверки ООО «Северный Бриз» поручено старшему эксперту данного экспертного учреждения, капитану милиции Ярощук Оксане Николаевне (л.д. 47). 12.08.2008 письмом № 30-02.3-34/133527 Инспекция сообщила ООО «Северный Бриз» фамилию эксперта, которому было поручено проведение экспертизы. Согласно уведомлению о вручении, указанное почтовое отправление было вручено отделением связи ООО «Северный Бриз» 18.08.2008 (л.д. 48-50). Таким образом, учитывая, что пункт 7 статьи 95 НК РФ позволяет реализовать права, предоставленные налогоплательщику данной нормой, как на стадии назначения экспертизы, так и на стадии ее производства права налогоплательщика, перечисленные в пунктах 6 и 7 статьи 95 Кодекса, были соблюдены; представленные в дело документы свидетельствуют о том, что проведение экспертизы обусловлено необходимостью установления обстоятельств, в отношении которых Инспекция не обладала специальными познаниями; назначение экспертизы не являлось повторным в смысле, приведенном в пункте 10 статьи 95 Кодекса (при необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности). Судом правомерно признан необоснованным довод заявителя о незаконности оспариваемого постановления в связи с отсутствием в нем сведений о фамилии эксперта, которому поручено проведение экспертизы, поскольку допущенное налоговым органом нарушение носит формальный характер, что не может служить безусловным основанием для признания ненормативного правового акта налогового органа недействительным, а действий налогового органа незаконными. Поскольку оспариваемое постановление принято инспекцией без нарушений требований ст. 95 Кодекса и не нарушает прав и законных интересов Общества в удовлетворении заявленных требований правомерно отказано. Таким образом, суд первой инстанции в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ полно и всесторонне оценил представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, сделав обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого ненормативного акта налогового органа недействительным. Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 10 ноября 2008г. по делу № А42-4829/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий О.В. Горбачева Судьи М.В. Будылева В.А. Семиглазов
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2009 по делу n А56-28234/2008. Решение отменить, дело рассмотреть по правилам рассмотрения в 1 инст. »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|