Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2009 по делу n А56-15310/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

23 января 2009 года

Дело №А56-15310/2008

Резолютивная часть постановления объявлена     20 января 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме  23 января 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Старовойтовой О.Р.

судей  Горбик В.М., Полубехиной Н.С.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Куклиной Ю.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-11646/2008)  Предпринимателя  Казаряна Вардгеса Арташовича на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от  21.10.2008г. по делу № А56-15310/2008 (судья        Хохлов Д.В.), принятое

по заявлению Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области

к  1) Предпринимателю Казаряну Вардгесу Арташовичу, 2) Региональному благотворительному фонду "Покровский", 3) Комитету по природным ресурсам и охране окружающей среды Правительства Ленинградской области

3-и лица:  1)  Департамент лесного хозяйства ФА "Рослесхоз" по Северо-Западному федеральному округу, 2) Департамент государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия

об исправлении кадастровой ошибки в государственном кадастре недвижимости  

при участии: 

от заявителя: Матюшина  И.А. доверенность от 23.12.2008г. № 5090

от  заинтересованных лиц: 1) не явился (уведомлен), 2)  Богомолов Е.В. доверенность от 13.10.2008г., 3)  Васильев М.С. доверенность от 11.01.2009г. № 2

от 3-их лиц: 1) Мартыненко  Ф.Г. доверенность от 13.10.2008г., 2) не явился (уведомлен)

установил:

Управление Федерального кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области (далее - Роснедвижимость) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка общей площадью 5 897 300 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Невский лесопарк, с кадастровым номером 47:07:06-12-001:0032, в том числе в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:06-12-001:0006 площадью 1 306, 2 кв. м и 47:07:06-12-001:0007 площадью 7 293,6 кв. м, являющихся частью земельного участка с кадастровым номером 47:07:06-12-001:0032 (прежнее наименование - земли лесного фонда; новое наименование - земли особо охраняемых территорий и объектов).

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент лесного хозяйства ФА «Рослесхоз» по Северо-Западному федеральному округу,  Департамент  государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия.

 Решением от 21.10.2008г.  заявленные требования удовлетворены.

На решение суда подана апелляционная жалоба,  в которой Предприниматель  Казарян Вардгес Арташович (далее – Предприниматель)  просит отменить решение от 21.10.2008г.,  отказать Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области   в удовлетворении заявленных требований.

По мнению подателя апелляционной жалобы,   необоснованным  является вывод суда первой  инстанции о том, что поскольку на спорном земельном участке находится объект культурного наследия, то это придает ему статус  земель особо охраняемых территорий.

Суд первой инстанции фактически пришел к выводу о том, что Проектом  охранных зон и зон регулирования застройки вокруг памятника архитектуры, утвержденным решением Исполкома Ленгорсовета от  20.07.1972г. № 660, помимо установления охранных зон, были утверждены границы непосредственно самого памятника «Ансамбль усадьбы Зиновьевых», в то время как в  соответствии с пунктом 5 постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» Ленгорисполком наделялся правом лишь устанавливать вокруг памятников охранные зоны. Таким образом, любое решение Исполкома Ленгорсовета об установлении непосредственно границ самого памятника, даже если бы оно и существовало, было бы издано им с превышением полномочий и не могло порождать юридически значимых последствий.

В этой связи границы охранных зон, утвержденные решением Исполкома Ленгорсовета от 20.07.1972г. № 660, не только не служат доказательством границ самого памятника, а, напротив, исключают нахождение какого-либо памятника  в указанных границах охранных зон и являются доказательством того, что спорная территория не может быть отнесена к землям особо охраняемых территорий.

Ссылка суда первой инстанции на то, что «в 1980 году «Ансамбль усадьбы Зиновьевых» включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО  «Исторический центр и памятники дворцово-парковой архитектуры предместья Санкт-Петербурга»,  также не может служить  доказательством границ объекта культурного наследия, поскольку решение Сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО о включении памятника в состав объектов всемирного наследия не устанавливает границ памятника и не содержит ссылки на какой-либо документ, которым эти границы были утверждены.

По мнению подателя апелляционной жалобы, не может быть признана правомерной в силу требований пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  ссылка суда на то, что нахождение спорного земельного участка в составе земель особо охраняемых территорий установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2008г. по делу № А56-18259/2007, поскольку не подлежат доказыванию вновь только установленные судебным актом арбитражного суда обстоятельства.  Использованные судом ссылки, содержащиеся в решении суда по делу № А56-18259/2007, представляют из себя не обстоятельства, а правовые выводы суда, которые не могут иметь преюдициального значения.  

Податель апелляционной жалобы отмечает, что в материалах дела отсутствуют доказательства включения Невского лесопарка в число памятников истории и культуры (объектов культурного наследия).  Таким образом, суд смешал понятия памятника «Ансамбль усадьбы Знаменских» и Невского лесопарка, который памятником не является, и посчитал возможным отождествить два этих объекта без каких-либо правовых и фактических оснований.  

Поскольку на дату введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации категория спорного земельного участка была установлена -  земли лесного фонда, то положения статей 94, 99 Земельного кодекса Российской Федерации при наличии доказательств нахождения на спорном земельном участке объекта культурного наследия лишь дают основания для изменения категории земель в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.  Таким образом, даже при наличии (возможном) на землях лесного фонда  объектов культурного наследия такие  земли будут отнесены к категории земель особо охраняемых территорий только  после соблюдения порядка их перевода в другую категорию. Перевод спорного земельного участка из категории земель лесного фонда в категорию земель особо охраняемых территорий не производился, ненормативный акт Правительства Российской Федерации по указанному поводу отсутствует.

До судебного заседания от Предпринимателя поступило  письменное ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы в связи с невозможностью присутствия  в судебном заседании Предпринимателя и его представителя.

Представители Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области,  Регионального благотворительного фонда "Покровский",  Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Правительства Ленинградской области,   Департамента лесного хозяйства ФА "Рослесхоз" по Северо-Западному федеральному округу возражали  против удовлетворения  заявленного ходатайства.

Протокольным определением  ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы отклонено, поскольку заявитель   не представил доказательств в подтверждение оснований для отложения, изложенных в ходатайстве.

По мнению присутствовавших в судебном заседании представителей  Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области,  Регионального благотворительного фонда "Покровский",  Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Правительства Ленинградской области,   Департамента лесного хозяйства ФА "Рослесхоз" по Северо-Западному федеральному округу, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Извещенный надлежащим образом о времени  и месте судебного разбирательства  Департамент государственной охраны, сохранения  и использования объектов культурного наследия  своего представителя в судебное заседание  не направил, поэтому апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Управление  Федерального кадастра объектов недвижимости по Ленинградской области  обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением об исправлении кадастровой ошибки в порядке пункта 4 статьи 28   Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Суд первой инстанции  на основании решения Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов   трудящихся № 660 от 20.07.1972г., карты охранных зон объекта культурного наследия, охранного обязательства от 15.07.1976г. № 1278, заключенного ООО «Уникон» от 22.07.2004г.,  и с учетом обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2008г. по делу № А56-18259/2007 пришел к выводу о правомерности заявленных требований.

Как следует из материалов дела, между Предпринимателем Казаряном В.А. и ФГУ «Кировский лесхоз» был заключен договор аренды участка лесного фонда № 11 от 06.04.2004г., в соответствии с которым лесхоз передал Предпринимателю  в аренду участок лесного фонда на территории Ленинградской области Всеволожского района, расположенный  в квартале № 47 (выдел 19) и в квартале № 51 (выдел 13)  Невского лесничества Всеволожского парклесхоза общей площадью  0,86 га, в том числе леса 1 группы – 0,86 га, из них по категориям защитности: защитные полосы – 0,86 га, для осуществления культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей (в настоящее время земельные участки с кадастровыми № 47:07:06-12-001:0006 и   № 47:07:06-12-001:0007).

На арендованном земельном участке Предпринимателем возведено нежилое здание, право собственности на которое зарегистрировано в ЕГРП 12.11.2004г.

Предприниматель полагает, что указанный земельный участок правомерно отнесен к землям лесного фонда, что не является кадастровой ошибкой, отнесение данного участка к землям особо охраняемых территорий возможно только после перевода его из категории земель лесного фонда в категорию земли особо охраняемых территорий.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 99, подпунктом 4 пункта 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий  в составе земель историко-культурного назначения относятся земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об объектах культурного наследия  (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002г. № 73-ФЗ  земельные участки  в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый  государственный реестр объектов культурного  наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, относятся к землям историко-культурного назначения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 64 названного закона объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения,  принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством  Российской Федерации по состоянию на день вступления в силу Закона, были отнесены к объектам  культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных  объектов в реестре  в соответствии с требованиями указанного  закона.

Постановлением Совета Министров РСФСР  от 30.08.1960г. № 1327 «О дальнейшем улучшении  дела охраны памятников культуры в РСФСР» (с учетом  дополнений и изменений, внесенных Постановлением  Совета Министров  РСФСР от 04.12.1974г. № 6243) Ансамбль «Усадьба Зиновьевых» (главное здание, березовый домик у пристани, парк и парковые сооружения) включен в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения. Историко-культурный статус Усадьбы подтвержден указом Президента РФ от 20.02.95г. №176 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общественного) значения», в соответствии с которым памятники истории и культуры являются объектом исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, подлежащими охране как памятники государственного значения в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327.

Вступившим  в законную силу решением  Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2008г. по делу № А56-18259/2007, принятого между теми же лицами (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), установлено обстоятельство нахождения спорных земельных участков Всеволожского парклесхоза в границах территории объекта культурного наследия федерального значения (и всемирного наследия ЮНЕСКО) - «Ансамбль усадьбы Зиновьевых».

Спорные  земельные участки, находящиеся в границах территории объекта культурного наследия «Ансамбль усадьбы Зиновьевых», относятся  к категории земель особо охраняемых территорий  и объектов в силу вышеуказанных норм закона. Для отнесения их к данной категории земель  не требуется специального акта Правительства Российской Федерации и перевода земель иных категорий (лесного фонда) в земли особо охраняемых территорий в соответствии со статьей 8 Земельного кодека Российской Федерации.

Статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 10 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004г. № 172-ФЗ  (в редакции Федерального закона от 30.10.2007г. № 240-ФЗ)  установлен особый порядок перевода земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий путем изменения границ соответствующей территории.  Как установлено выше судом, спорные земельные участки уже входят в границы территории  объекта культурного наследия. Таким образом, перевода спорного земельного участка из земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий не требуется. 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2009 по делу n А21-3533/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также