Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2009 по делу n А56-37649/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 26 января 2009 года Дело №А56-37649/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2009 года Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2009 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Шульга Л.А. судей Лопато И.Б., Фокина Е.А. при ведении протокола судебного заседания: Лесковой Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12812/2008) Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.11.2008 по делу № А56-37649/2008 (судья Корушова И.М.), принятое по заявлению ООО "ГАЭЛ" к Межрайонной инспекции ФНС России №2 по Санкт-Петербургу о признании незаконным постановления при участии: от заявителя: Добрыниной Г.А., протокол № 6 от 01.01.2008, ген. директор, паспорт Золотарева О.Л., дов. от 24.09.2008 б/н от ответчика: Григорьевой М.С., дов. от 11.01.2009 № 15-25/4 установил: Общество с ограниченной ответственностью «ГАЭЛ» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Санкт-Петербургу (далее – налоговый орган) от 24.09.2008 года № 231 о назначении административного наказания ООО «ГАЭЛ». Решением от 24 ноября 2008 года суд удовлетворил заявленное требование. Налоговый орган заявил апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.11.2008 года по делу №А56-37649/2008 и отказать в удовлетворении заявленного требования. В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган заявил о нарушении судом первой инстанции норм материального права. По мнению налогового органа, выводы суда о том, что налоговым органом проводилась контрольная закупка несостоятельны, т.к. действия налоговых органов по оплате товара при проведении проверки не являются проверочной закупкой в смысле стать 6 Федерального закона № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», а направлены исключительно на проверку выдачи кассовых чеков при осуществлении наличных денежных расчетов. Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Представители Общества возражали против апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения и поддержали свою позицию, изложенную в материалах дела. Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела, 29 августа 2008г. Межрайонной инспекцией ФНС России № 2 по Санкт-Петербургу на основании поручения № 386 от 29.08.2008г. совместно с сотрудником прокуратуры Пушкинского района Санкт-Петербурга проведена проверка кафе, расположенного по адресу: г. Пушкин, пл. Привокзальная, здание ж/д вокзала станции «Детское село», принадлежащего ООО «ГАЭЛ», в процессе которой установлен факт реализации алкогольной продукции без лицензии, выданной в установленном порядке. По результатам проверки составлен акт № 013359 от 29.08.2008г., в котором отражен факт розничной продажи 100 грамм водки «Путинка» 40% по цене 50 рублей. В этот же день и.о. заместителя прокурора Пушкинского района вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 24.09.2008г. налоговым органом вынесено Постановление № 213 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На Общество наложено административное наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей. Основанием привлечения к административной ответственности и наложения штрафа налоговый орган указал на нарушение статей 11, 16, 18 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»; пункта 10 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 года № 55. Общество, считая постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, обратилось в арбитражный суд. Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон апелляционный суд признал жалобу налогового не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии с частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа. В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон) осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию. Согласно пункту 1 статьи 16 Закона розничная продажа алкогольной продукции осуществляется только организациями при наличии соответствующих лицензий. Запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии предусмотрен пунктом 1 статьи 26 Закона. Пунктом 10 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила), предусмотрено, что если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем. Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах. Действие названного пункта Правил распространяется на правила продажи алкогольной продукции, особенности реализации которой определены в разделе XIX Правил. В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что применение мер административной ответственности за осуществление розничной торговли алкогольной продукцией без лицензии на право торговли этой продукцией производится на основании части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Налоговым органом установлено, что в нарушение изложенных выше норм права Общество осуществляло реализацию алкогольной продукции без лицензии, оформленной в установленном порядке. Суд первой инстанции, признавая незаконным привлечение Общества к административной ответственности пришел к правильному выводу, что сотрудники налоговых органов не наделены полномочиями на осуществление проверочных (контрольных) закупок, следовательно, акт № 13359 от 29.08.2008, подтверждающий факт реализации алкогольной продукции в ходе проверочной закупки в силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является не надлежащим доказательством по делу об административном правонарушении. Проверочная (контрольная) закупка, согласно статьи 6 Федерального закона от 12.08.1995г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», отнесена к оперативно-розыскным мероприятиям, право проведения которых предоставлено органам, указанным в статье 13 названного Федерального закона, к числу которых налоговые органы и прокуратура не отнесены. Факт осуществления проверяющими закупки 100 грамм водки с целью проверочных мероприятий подтверждается актом № 013359 от 29 августа 2008г., в котором отражен возврат стоимости закупленной водки и бутерброда в сумме 65 рублей (л.д.9). Как следует из материалов дела, акт проверки № 013359 и постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлены в один день - 29 августа 2008г. Из акта усматривается, что руководитель ООО «ГАЭЛ» приглашен в прокуратуру для подписания акта и дачи объяснений на 01 сентября 2008г. (л.д.9 на обороте), при этом в акте отмечено, что руководитель Общества во время проверки не присутствовал. Из пояснений генерального директора Общества, данных в суде апелляционной инстанции, следует, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении было ей предъявлено в прокуратуре 01 сентября 2008г. Иное не доказано административным органом, поскольку доказательства уведомления законного представителя Общества о вынесении названного постановления 29 августа 2008г., в материалы дела не представлено. Из изложенного следует, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 29 августа 2008г. вынесено с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При выявлении административного правонарушения административный орган обязан обеспечить установленные в положениях статей 28.2 и 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 2 июня 2004г. разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя, о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Как следует из материалов дела, административный орган не принял необходимые и достаточные меры для извещения Общества или его законного представителя о дате и времени составления протокола (в данном деле – составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении) 29.08.2008г., что является нарушением требований частей 1 и 2 статьи 25.1, статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В пункте 10 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 2 июня 2004 года разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требований административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Допущенные административным органом нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях носят существенный характер и не могут быть восполнены в судебном процессе. Таким образом, Общество привлечено к административной ответственности в нарушение положений статей 25.1, 25.4, 28.2, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушение порядка привлечения к административной ответственности является самостоятельным основанием для признания постановления о привлечении к административной ответственности незаконным. Доводы Общества, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу об отсутствии у налогового органа доказательств того, что предметом розничной продажи в кафе являлась именно пищевая алкогольная продукция, а не различные суррогаты, разлитые по бутылкам под названиями «жириновка», «путинка», «брынцаловка» и др. стоимостью по 60 рублей за бутылку, продаваемые в ларьках г. Пушкина, признаны апелляционным судом не подлежащими исследованию в данном деле, поскольку Обществу вменяется реализация алкогольной продукции без лицензии, а не реализация фальсифированной алкогольной продукции. Кроме того, данный вопрос не может быть исследован судом, в связи с уничтожением Обществом освобожденного от ареста товара решением суда по делу № А56-32526/2008, согласно акту от 7 ноября 2008г. и невозможностью назначения экспертизы. При изложенных обстоятельствах, апелляционная инстанция не усматривает оснований для переоценки выводов и отмены решения суда первой инстанции. Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 ноября 2008 года по делу №А56-37649/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий Л.А. Шульга
Судьи И.Б. Лопато
Е.А. Фокина
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2009 по делу n А56-48867/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|