Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2009 по делу n А56-23549/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/аТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 26 января 2009 года Дело №А56-23549/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2009 года Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2009 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Фокиной Е.А. судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б. при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11942/2008) ООО «Питеравто» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 октября 2008 года по делу № А56-23549/2008 (судья Королева Т.В.), принятое по заявлению ООО "Питеравто" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №19 по Санкт-Петербургу о признании незаконным и отмене постановления при участии: от заявителя: Шуралева В.С., доверенность от 29.05.2008 № 65-05/08. от ответчика: Марганиа З.Б., доверенность от 11.01.2009 № 19-10/00014. установил: Общество с ограниченной ответственностью «Питеравто» (далее – Общество, ООО «Питеравто») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Санкт-Петербургу от 18.06.2008 № 4896/8-14-532 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Решением суда от 29.10.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. В апелляционной жалобе ООО «Питеравто», ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит решение от 29.10.2008 отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое постановление вынесено на основании протокола об административном правонарушении № 4896/8-14-532, составленного с нарушением установленного статьей 28.5 КоАП РФ срока; не доказана вина Общества во вмененном ему правонарушении; в протоколе от 06.06.2008 № 4896/8-14-532 не указано место совершения административного правонарушения. Заявитель также полагает, что маршрутные такси, осуществляющие перевозку по коммерческим маршрутам, являются городским транспортом общего пользования, в которых контрольно-кассовая техника не применяется. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Налоговый орган представил письменный отзыв с изложением своей позиции, доводы которого поддержаны представителем Инспекции в судебном заседании. Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела, 19.05.2008 государственными инспекторами Межрайонных инспекций Федеральной налоговой службы № 19 и № 21 по Санкт-Петербургу Иливановым В.И. и Белоусовым И.В., а также помощником прокурора Кировского района Санкт-Петербурга на основании поручения № 8-14-532 от 19.05.2008 проведена проверка маршрутного такси № К-267 (государственный номер АН 599 78), принадлежащего ООО «Питеравто», по вопросу соблюдения Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». В ходе проверки выявлено, что наличные денежные расчеты за услуги перевозки двух пассажиров по маршруту от станции метро «Балтийская» до Канонерского острова в размере 34 рубля, осуществлялись без применения контрольно-кассовой техники либо документов строгой отчетности (билетов). Указанный факт оценен проверяющими как неприменение контрольно-кассовой техники при расчете за оказание услуг, что является нарушением статьи 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». По результатам проверки 19.05.2008 составлен акт № 006146 (л.д. 29-32) и вынесено определение № 4896/8-14-532 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 28). 06.06.2008 в присутствии законного представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении № 4896/8-14-532 (л.д. 23-25) и 18.06.2008 начальником инспекции вынесено постановление № 4896/8-14-532, которым ООО «Питеравто» привлечено к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ с назначением наказания виде 40 000 рублей штрафа (л.д. 7). Считая данное постановление незаконным, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования ООО «Питеравто», не дал оценки всем обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» все организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр, при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случаях оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Согласно разъяснению, данному Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.07.2003 № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин», в силу приведенной нормы неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, в случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники. Как следует из материалов дела, Общество осуществляет деятельность по оказанию услуг перевозки пассажиров автобусами. Поскольку перевозка пассажиров является одним из видов услуг, оказываемых населению, она может осуществляться с использованием бланков строгой отчетности (билетов) без применения контрольно-кассовой техники. Допустимость применения бланков строгой отчетности (контрольных билетов) при оказании услуг по перевозке пассажиров не поставлена в зависимость от того, являются соответствующие транспортные средства транспортом общего пользования или нет. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 октября 2005 года № 8206/05. Таким образом, довод Общества об отсутствии у него обязанности применять контрольно-кассовую технику является обоснованным. Вместе с тем, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, в том числе объяснениями водителя (л.д. 33), что при осуществлении перевозки двух пассажиров по маршруту метро «Балтийская» до Канонерского острова документы строгой отчетности (билеты) не выдавались. В судебном заседании представитель налогового органа пояснил, что билеты у водителя маршрутного такси имелись, номиналом равным стоимости проезда, но контрольные билеты двум пассажирам не были выданы. При таких обстоятельствах апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о нарушении Обществом требований статьи 2 Закона № 54-ФЗ. В этой связи отклоняется довод апелляционной жалобы об отсутствии события правонарушения. Вместе с тем, апелляционная инстанция считает, что судом не проверена законность получения налоговым органом доказательств, подтверждающих событие правонарушения. Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В соответствии с частью 2 данной статьи эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Как видно из материалов дела, при проверке перевозки пассажиров по маршруту К-267 от станции метро «Балтийская» до Канонерского острова в маршрутном такси, принадлежащем ООО «Питеравто», должностными лицами налогового органа и помощником прокурора Кировского района, по существу проведена проверочная закупка. В подтверждение факта невыдачи на руки проверяющим билетов, налоговым органом представлены: акт проверки № 006146 от 19.05.2008 и протокол об административном правонарушении от 06.06.2008 № 4896/8-14-532 в которых указано, что пассажирами, не получившими проездной билет, являлись представители налогового органа, ими лично произведен и расчет за проезд. Деньги за проезд двух пассажиров возвращены водителю. Данный факт представитель налогового органа в суде апелляционной инстанции подтвердил. Между тем, проверочная закупка, в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» является оперативно-розыскным мероприятием, проводимым при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе". Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля над использованием контрольно-кассовой техники. Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении. Для направления на проверку Минфином разработана форма Поручения на проверку соблюдения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники (установлена Письмом ФНС России от 8 июня 2007 г. N ШТ-6-06/458@). В рассматриваемом случае, согласно поручению № 8-14-532 от 19.05.2008 проведение проверки соблюдения ООО «Питеравто» на маршруте № 267 законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники поручено старшему государственному налоговому инспектору МИФНС России № 19 по Санкт-Петербургу Кулагину А.В. (л.д.19). Фактически проверка проведена иными сотрудником указанной инспекции, а также госналогинспектором МИФНС России № 22 по Санкт-Петербургу, доказательства поручения которому провести проверку не представлены. Изложенное свидетельствует, что проверка проведена и Акт № 006146 от 19.05.2008 проверки выполнения требований Закона РФ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» составлен неуполномоченными должностными лицами. Кроме того, судом не дано оценки факту оплаты инспекторами стоимости проезда в общей сумме 34 рубля и осуществление возврата денежных средств водителем, что отражено в Акте проверки. Указанное обстоятельство свидетельствует, что при проведении проверки должностные лица налогового органа не имели цели приобретения оказываемой Обществом услуги по перевозке пассажиров, а фактически осуществили проверочную закупку. Между тем, проверочная закупка в силу Закона N 144-ФЗ допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия. В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Следовательно, доказательства нарушения Обществом статьи 14.5 КоАП РФ получены налоговым органом с нарушением Федерального закона № 144-ФЗ, а потому они не могут быть использованы в деле об административном правонарушении. Иных доказательств, подтверждающих факт совершения Обществом правонарушения, налоговым органом не представлено. При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба Общества - удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 октября 2008 года по делу № А56-23549/2008 отменить. Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной ИФНС России № 19 по Санкт-Петербургу № 4896/8-14-532 от 18.06.2008 по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении ООО «Питеравто» (ОГРН 1037841003298, зарегистрированное по адресу: г. Санкт-Петербург, Петергоф, Эрлеровский бульвар, дом 12). Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий Е.А. Фокина
Судьи Г.В. Борисова
И.Б. Лопато
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2009 по делу n А56-11655/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|