Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2006 по делу n А42-11109/2005. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 18 мая 2006 года Дело №А42-11109/2005 Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2006 года Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2006 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего М.М. Герасимовой судей Е.В. Жиляевой, Е.К. Зайцевой при ведении протокола судебного заседания И.В. Сотовым рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1554/2006) ОАО "Российские Железные Дороги" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.12.2005 г. по делу № А42-11109/2005 (судья Г.С. Бутова), принятое по иску ОАО "Российские Железные Дороги" к ОАО "Кольская ГМК" о взыскании 27 476 руб. 21 коп. при участии: от истца: не явился, уведомление № 51936 от ответчика: не явился, уведомлен под роспись 28.03.06 г. установил: Открытое акционерное общества «Российские железные дороги» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу «Кольская ГМК» о взыскании 27 476 руб. 21 коп., в том числе 27 194 руб. 55 коп. – реальный ущерб (убытки), причиненный в результате обнаружения на промежуточной железнодорожной станции возникшей по вине отправителя (ответчика) неисправности – течи котла по сварному шву (раковины) цистерны № 51244945 по железнодорожной накладной ЭИ 971197, ссылаясь в обоснование требования на статьи 15, 393, 793 Гражданского кодекса РФ и статью 19 Устава железнодорожного транспорта, а также 281 руб. 66 коп. – плата за пользование вагоном-цистерной согласно статьи 39 Устава железнодорожного транспорта. Определением арбитражного суда от 21.06.05 г. исковое заявление принято к рассмотрению, а определением от 19.09.05 г. дело в соответствии со статьей 39 Арбитражного процессуального кодекса РФ направлено по подсудности в Арбитражный суд Мурманской области, определением от 10.10.05 г. дело принято к рассмотрению. Решением Арбитражного суда Мурманской области от 20.12.2005 г. в иске отказано со ссылкой на недоказанность истцом причиненного ему реального ущерба и наличия вины ответчика в произошедшей аварийной ситуации. В апелляционной жалобе истец просит решение от 20.12.05 г. отменить, принять новый судебный акт, мотивируя жалобу нарушениями норм материального и процессуального права, а именно тем, что суд не принял во внимание и надлежащим образом не исследовал представленные истцом доказательства, составленные в соответствующей нормативным актам в сфере железнодорожной перевозки форме и порядке, и подтверждающие причинение виновными действиями ответчика убытков и их размер: протокол совещания, акт технического состояния вагона от 24.09.04 г., калькуляцию и справку о стоимости работ по устранению неисправности, вследствие чего не применил подлежащие применению статьи 19, 39 Устава железнодорожного транспорта РФ. Кроме того, в жалобе истец указывает на необоснованные ссылки суда на несоблюдение нормы об обязательном сопровождении опасного груза проводниками грузоотправителя или грузополучателя и неисполнение истцом требования о проведении сверки расчетов, назначенной судом, от которой ответчик фактически уклонился, а также на то, что суд не разрешил вопрос о возврате истцу излишне уплаченной госпошлины по иску. В отзыве на апелляционную жалобу ответчик против удовлетворения жалобы возражал. В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем жалоба в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотрена в их отсутствие. Рассмотрев материалы дела в порядке, предусмотренном статьями 268-270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционный суд установил: ОАО «Кольская ГМК» 18.09.04 г. на ж.д. станции Мончегорск Октябрьской железнодорожной дороги осуществило погрузку в железнодорожную цистерну № 512-44945 серной кислоты для отправки в адрес общества с ограниченной ответственностью ПГ «Фосфорит» с местом назначения - ж.д. Сала Октябрьской железнодорожной дороги. По железнодорожной накладной № ЭЕ 971197 цистерна сдана для перевозки истцу, как перевозчику. Заявляя исковые требования, истец сослался на обнаружение 23.09.04 г. на промежуточной ж.д. станции – Петрозаводск Октябрьской железной дороги – течи груза в указанной цистерне. В связи с устранением железной дорогой обнаруженной неисправности истец понес убытки, которые, по его мнению, в соответствии со статьями 15, 393, 793 Гражданского кодекса РФ и статьями 19, 39 Устава железнодорожного транспорта РФ должен возместить грузоотправитель (ответчик), как лицо виновное в подаче для перевозки цистерны с дефектами, проявившимися в пути следования. В качестве доказательства заявленных исковых требований истец представил акт общей формы № 4109 от 24.09.04 г. об обнаружении течи, акт о техническом состоянии вагона от 24.09.04 г., а также протокол № 3 оперативного совещания при начальнике станции Петрозаводск от 27.09.04 г. и телеграмму в адрес грузоотправителя № 67 от 23.09.04 г. Апелляционный суд не может согласиться с доводами истца исходя из следующего: Согласно статье 19 Устава железнодорожного транспорта РФ (далее – Устав) ответственность за убытки, возникшие в процессе перевозки в связи с произошедшими аварийными ситуациями, может быть возложена на грузоотправителя в том случае, если эта аварийная ситуация произошла по вине грузоотправителя. Для взыскания убытков необходимо доказать их наличие, причинно-следственную связь между возникшими убытками и противоправными действиями ответчика. Согласно статье 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей удостоверяются коммерческим актом, актом общей формы и иными актами. В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Исходя из указанных норм истец, ссылаясь на возникновение неисправности цистерны по вине грузоотправителя, должен подтвердить этого надлежащими доказательствами. Статьей 20 Устава установлено общее правило о возложении обязанности по определению технической пригодности подаваемых под погрузку вагонов на перевозчика. Согласно записи в железнодорожной накладной № ЭЕ 971197 цистерна принята перевозчиком без каких-либо замечаний, в технически исправном состоянии, в пункте 4 накладной «Особые отметки» имеется запись «Вагон (котел) и арматура исправны и соответствуют установленным требованиям» (обратная сторона - л.д. 8). Технически исправное состояние поданной грузоотправителем цистерны подтверждается и протоколом оперативного совещания работников станции Мончегорск от 23.09.04 г. (л.д. 70-71). В акте общей формы № 4109 от 24.09.04 г. (л.д. 10) и акте о техническом состоянии вагона от 24.09.04 г. (л.д. 9) причины возникновения неисправности не указаны, а поэтому они доказательством вины грузоотправителя являться не могут. Учитывая содержание перечисленных документов, следует признать, что факт неисправности котла цистерны до принятия ее к перевозке дорогой не доказан, и при таких обстоятельствах для возложения ответственности за понесенные дорогой расходы по устранению аварийной ситуации, связанной с возникновением течи, на грузоотправителя оснований не имеется. В связи с недоказанностью истцом вины ответчика в возникновении неисправности, не может быть на ответчика возложена и ответственность за задержку (простой) вагонов в соответствии со статьей 39 Устава, связанный с устранением данной неисправности. Таким образом, вывод суда первой инстанции о недоказанности вины ответчика в образовании убытков является правомерным. В связи с этим ссылка суда первой инстанции на несоблюдение обязательного сопровождения опасного груза не имеет самостоятельного правового значения, как не рассматривается апелляционным судом и вопрос о доказанности или недоказанности размера понесенных истцом убытков. Неразрешение судом первой инстанции вопроса о возврате истцу излишне уплаченной государственной пошлины по иску не влияет на законность и обоснованность решения и не является основанием к его изменению, так как не касается вопроса распределения судебных расходов между сторонами в понимании статей 110 и 170 часть 5 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Вместе с тем, поскольку при подаче иска истец действительно уплатил излишне 93 руб. 82 коп. госпошлины, на возврат указанной суммы из бюджета РФ истцу надлежит выдать справку. На основании изложенного и руководствуясь статьями 267-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.12.2005 г. по делу № А42-11109/2005 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "Российские Железные Дороги" – без удовлетворения. Возвратить ОАО "Российские Железные Дороги" из бюджета РФ 93 руб. 82 коп. госпошлины, излишне уплаченной по иску. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий М.М. Герасимова Судьи Е.В. Жиляева Е.К. Зайцева
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2006 по делу n А42-11397/2005. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|