Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2006 по делу n А56-46383/2005. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

07 июня 2006 года

Дело №А56-46383/2005

Резолютивная часть постановления объявлена     29 мая 2006 года

Постановление изготовлено в полном объеме  07 июня 2006 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего М.А. Шестаковой

судей И.Г.  Савицкой, О.Р. Старовойтовой

при ведении протокола судебного заседания:  В.И. Агеевой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3349/2006) ОАО «Ленполиграфмаш» на решение  Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2006 года по делу № А56-46383/2005 (судья А.Г.Сайфуллина), принятое

по заявлению  ОАО «Ленполиграфмаш»

к  Инспекции ФНС России по Петроградскому району Санкт-Петербурга

третье лицо  Управление ФНС России по Санкт-Петербургу

о признании бездействия незаконным

при участии: 

от заявителя: М.В.Гудзь по дов.от 17.01.06 г. № 24-4,

от ответчика: Н.М.Тян по дов.от 13.02.06 г. № 20-05/4550,

от третьего лица: Е.В.Кулакова по дов.от 10.11.2005 г. № 15-06/23452,

 

установил:

В Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области обратилось ОАО «Ленполиграфмаш» с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции ФНС России по Петроградскому району Санкт-Петербурга, выразившегося в непринятии решения о списании пеней и штрафов по суммам реструктуризированных, в соответствии с Решением инспекции №6 от 21.04.2004 г. и оплаченных налогов.

Бездействие, по мнению заявителя, подтверждается тем, что в ответ на заявление общества №141/837 - 28.07.2005 г. о списании пеней и штрафов по суммам реструктуризированных и оплаченных налогов, получило ответ от 29.08.05 г., из которого следует, что списание будет произведено только в случае получении согласования списания с Комитетом финансов СПб.

Полагая такие условия в ответе инспекции от 29.08.05 г. ( л.д. 27) незаконными, бездействие инспекции по непринятию решения о списании в связи с этим также незаконным, общество обратилось в суд.

Решением суда от 26.02.06 г. в удовлетворении требований обществу было отказано. Суд пришел к выводу о том, что доводы инспекции, изложенные в письме от 29.08.05 г. правомерны и незаконного бездействия не допущено.

В апелляционной жалобе общества на решение суда (с дополнениями) указано, что суд неправильно применил нормы материального права, были не выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи со следующим.

В соответствии с п. 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 г. №1002, а также Постановлениями Правительства РФ №172 от 26.03.2003 г., №269 от 24.04.2002 г. и №259 от 01.06.2004 г., при погашении половины реструктуризированной задолженности в течение 2-х лет и при полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации, налоговый орган по месту учета организации производит списание половины долга по пеням и штрафам.

При погашении реструктуризируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам.

На дату подачи ОАО «Ленполиграфмаш» заявления №141/837 от 28.07.2005 г. о списании, сумма реструктуризированных в соответствии с Решением №6 от 21.04.2004 г. и оплаченных налогов составила: по региональным налогам   5 720 232 руб., по местным налогам 4 259 054 руб. Общая сумма налогов, реструктуризированных обществу составляла: по региональным налогам 7 545 514 руб., по местным налогам 5 293 480 руб.

Таким образом, ОАО «Ленполиграфмаш» в срок, не превышающий 2 лет с даты принятия   решения   о   реструктуризации,   погасило   более   половины   реструктуризированной задолженности, и в соответствии с указанными выше Постановлениями  Правительства РФ имеет право на списание 50% пеней и штрафов в следующем размере: по региональному бюджету пени в сумме 2 291 268 руб., штрафы  2388 руб.; по местному бюджету пени 1 591 994 руб., штрафы 3056 руб.

Какого-либо дополнительного согласования со стороны государственных органов, согласно приведенных нормативных актов, для списания пеней и штрафов не требуется.

Определением суда от 24.04.06 г. произведено процессуальное правопреемство Инспекции ФНС РФ по Петроградскому району на Межрайонную ИФНС России № 25 по Санкт-Петербургу.

Выслушав в судебном заседании пояснения представителя общества, поддержавшего доводы жалобы, а также пояснения ответчика и третьего лица, просившего решение суда оставить без изменения, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

ОАО «Ленполиграфмаш» обратилось в ИФНС РФ по Петроградскому району СПб с письмом от 28.07.05г. N141/837 о списание 50% пени по налогу на прибыль (по суммам, зачисляемым в бюджет СПб), налогу на имущество, земельному налогу и 100% списание по платежам за загрязнение окружающей среды (в бюджет СПБ и местный бюджет г. Ивангород), налогу с продаж (местный бюджет), налогу на рекламу, налогу на содержание жилищного фонда, транспортному налогу ( местный бюджет - Ивангород), сбору на содержание милиции (местный бюджет - Ивангород).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.03.2003г. № 172 ОАО «Ленполиграфмаш», как предприятию, имеющему стратегическое для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость, представлено право на реструктуризацию задолженности в федеральный бюджет по графику.

В п.5 Постановления указано, что при досрочном погашении задолженности по налогам и сборам в федеральный бюджет может быть произведено частичное или полное списание задолженности по начисленным пеням и штрафам, в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004г. № 259 «О порядке списания задолженности...» списание реструктурированной задолженности по пеням и штрафам производится в соответствии с правилами, определяемыми Министерством Финансов РФ, которые не разработаны.

В соответствии с п. 3 Постановления с отдельных организаций списание реструктурированной задолженности по пеням и штрафам производится на особых условиях. Правила подготовки материалов для установления особых условий списания, следует распространить на общество, которое получило право на проведение реструктуризации в соответствии с постановлением Правительства РФ № 172, т.е. в особом порядке, в отношении задолженности перед федеральным бюджетом.

Постановлением Правительства РФ от 03.09.99 №1002  установлены порядок и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пени и штрафам перед федеральным бюджетом.

В соответствии с пунктом 5 постановления решение об одновременной реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней принимается налоговыми органами с согласия на ее проведение органа (органов), уполномоченного принимать такие решения от имени субъекта РФ и (или) муниципального образования.

Решение о реструктуризации задолженности обществу по обязательным платежам в региональный и местный бюджет было принято инспекцией 21.04.04 г. на основании Решения Арбитражного суда от 01.09.03 г. по делу А56-19398/03. В решении суда имеется  ссылка на п.5 Постановления Правительства РФ от 03.09.99 №1002 и нормативные акты СПб и Ленинградской области, которыми определялся порядок принятия решения о реструктуризации по региональным и местным налогам.

Таким образом, доводы инспекции о необходимости согласования с уполномоченными органами субъекта федерации, со ссылкой на вышеприведенные нормативные акты, относятся к процедуре принятия решения о реструктуризации, но не к процедуре списания пени по уже реструктуризированным платежам.

  В п.3 Распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга от 15.10.1999 г. № 1098-р предложено Управлению МНС РФ по Санкт-Петербургу производить списание половины или полной суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, которые погасили ( при условии своевременного внесения текущих налоговых платежей) в течении 2 или 4 лет половину или полную сумму реструктурированной в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 24.04.02 г. № 269, задолженности.

Своим письмом от 03.07.02 г. № 17-06/11119 Управление МНС РФ по Санкт-Петербургу сообщило, что решение о списании задолженности по пеням и штрафам при соблюдении необходимых условий может быть принято как одновременно по всем видам налогов, так и отдельно по федеральным, региональным и местным. Порядок списания по региональным и местным налогам должен быть утвержден Администрацией Санкт-Петербурга.

Согласно ст.6 БК РФ определено понятие расходного обязательства бюджета, которым является обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением, обязанность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иностранным государствам, международным организациям …, средства соответствующего бюджета.

К доходам бюджета, согласно той же нормы, относятся денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В ст.8 и 9 БК РФ определено, что в компетенцию органов государственной власти и органов власти местного самоуправления входит установление и исполнение расходных обязательств соответствующего бюджета.

Таким образом, в части платежей (задолженности по пени и штрафам), зачисляемым в региональный и местные бюджеты, решение о списании задолженности должно приниматься в порядке, определенной органами власти соответствующего уровня.

Из анализа приведенных нормативных актов субъекта Федерации города Санкт-Петербурга видно, что в части платежей, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга, принятие решения о списании пени предоставлено Управлению МНС РФ по Санкт-Петербургу, но без указания на необходимость согласования такого решения с какими либо органами власти субъекта федерации.

Из анализа изложенного следует, что по платежам в федеральный бюджет решение о списании пени и штрафов может быть принято налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика, в соответствии с нормативными актами Правительства РФ.

По платежам, зачисляемым в бюджет города Санкт-Петербург такое решение может быть принято Управление налоговой службы по городу.

В отношении платежей по местному бюджету ( Ивангород) такое решение может быть принято, поскольку не установлено иное, налоговым органом по месту учета налогоплательщика, в порядке, установленном местными органами власти, а в случае отсутствия такого порядка, в порядке, аналогичном для принятии решений о списании по федеральному бюджету.

Таким образом, бездействие данного налогового органа, инспекции ФНС РФ, по непринятию решения о списании пени по реструктурированной задолженности по бюджету Санкт-Петербурга не может быть признано незаконным, поскольку принятие такого решения фактически делегировано Правительством Санкт-Петербурга Управлению налоговой службы, иных документов по определению компетенции и порядка не разработано субъектом.

В части платежей, зачисляемых в местный бюджет г. Ивангород, незаконным бездействие налогового органа не может быть признано, поскольку, как усматривается из письма от 29.08.05 г. (л.д.27) налоговый орган направил соответствующий запрос в Ивангород и не вправе принять соответствующее решение в отсутствии ответа.

Кроме того, как усматривается из материалов дела, обратившись в суд общество просило признать незаконным бездействие инспекции по непринятию решения о списании пени как в части налогов, оплата которых произведена в полном объеме в течении 4 лет, так и в части налогов, погашение которых произведено в размере половины задолженности в течении 2 лет.

Однако, по налогу с продаж ( погашение половины задолженности) по данным налогового органа имеется задолженность по текущим платежам. Указано в письме о том, что платежи за 2005г. по налогу с продаж по местному бюджету были  оформлены по ненадлежащим реквизитам и находятся в невыясненных платежах. При таких обстоятельствах обществу следовало обратиться в налоговый орган с заявлением, для решения этого вопроса о зачете платежей по соответствующему налогу.

Наличие задолженности по текущим платежам является самостоятельным основанием для отказа в принятии решения о списании пени, который фактически имел место в рассматриваемом письме налогового органа от 29.08.05 г.

Поскольку выбор способа защиты нарушенного права принадлежит заявителю, и заявителем не оспаривалось данное письмо как отказ в принятии решения о списании, по основаниям в нем изложенным, а оспаривалось бездействие инспекции, суд не усматривает оснований для признания незаконного бездействия инспекции, выразившего в непринятии решения о списании пени.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2006 года по делу А56-46383/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

М.А. Шестакова

Судьи

И.Г. Савицкая

О.Р. Старовойтова

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2006 по делу n А42-10581/2005. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также