Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2007 по делу n А56-10272/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

25 октября 2007 года

Дело №А56-10272/2007

Резолютивная часть постановления объявлена     10 октября 2007 года

Постановление изготовлено в полном объеме  25 октября 2007 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Протас Н.И.

судей  Петренко Т.И., Третьяковой Н.О.

при ведении протокола судебного заседания:  помощником судьи Севериной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10057/2007) Межрайонной ИФНС России №13 по Санкт-Петербургу на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2007 по делу № А56-10272/2007 (судья Цурбина С.И.),

по иску (заявлению)  ЗАО "Иртранс"

к  Межрайонной ИФНС России №13 по Санкт-Петербургу

о признании недействительным решения

при участии: 

от истца (заявителя): Тихомиров О.Ю. (дов. №19 от 23.05.2007)

от ответчика (должника): Шошина Е.Е. (дов. от 13.03.2007 №03-16/01819);

                                           Хачикян Н.А. (дов. от 09.10.2007 №03-16/09887)

установил:

Закрытое акционерное общество «Иртранс» (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции ФНС России № 13 по Санкт-Петербургу от 19.02.07 № 07-01-184 в части отказа в возмещении НДС в размере 114 057 руб. за октябрь 2006 года и обязании ответчика произвести возмещение указанной суммы налога путем возврата на расчетный счет Общества.

Решением суда от 06.06.07 года требования  Общества удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России № 13 по Санкт-Петербургу, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значения для дела, просит решение суда отменить и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, при выполнении работы (оказании услуг), подлежащих налогообложению по  ставке 0 процентов в случае указания в счете-фактуре налоговой ставки, не соответствующей размеру налоговой ставки, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, данный счет-фактура является не соответствующим требованиям подпунктов 10 и 11 пункта 5 статьи 169 НК РФ, и следовательно, не может являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету. В данном случае применение «Желдорэкспедицией» к операциям по реализации транспортно-экспедиционных услуг ставки 18 процентов и уплата этой суммы Обществом не соответствует налоговому законодательству.

В судебном заседании представители налогового органа поддержали доводы апелляционной жалобы, а представитель Общество просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела и заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд установил, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Общество 20.11.06 представило в налоговый орган налоговую декларацию по  налогу на добавленную стоимость  по налоговой ставке 0 процентов за октябрь 2006 года и документы в соответствии со статьей 165 НК РФ.

Согласно представленной декларации  сумма налога, принимаемая к вычету, составила 426 484 руб.

В ходе проверки налоговым органом установлено, что Обществом неправомерно  заявлен к возмещению НДС в сумме 114 057 руб. по организациям поставщикам ОАО «РЖД» филиал Октябрьской железной дороги «Желдорэкспедиция» за оказанные услуги (работы) ТЭУ (предоставление подвижного состава).

По результатам камеральной проверки налоговым органом 19.02.07 было принято решение № 07-01-184 об отказе частично в возмещении сумм налога на добавленную стоимость. Указанным решением  признано обоснованным применение Обществом налоговой ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров (работ, услуг) в сумме 3 993 990 руб., возмещен НДС в сумме 312 427 руб. и отказано в возмещении НДС в сумме 114 057 руб.

Считая принятое налоговым органом решение в оспариваемой части недействительным, Общество обжаловало его в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции посчитал, что  Общество подтвердило право на возмещение НДС из бюджета надлежащим образом оформленными документами в размере 114 057 руб., в связи с чем у налогового органа не имелось правовых оснований для отказа в возмещении этой суммы.

Как следует из материалов дела, 10.09.03 между Обществом  и фирмой «NORDIC FORWARDING SERVICES LIMITED» (Великобритания (Клиент) заключен договор транспортной экспедиции № 07, в соответствии с которым Общество взяло на себя обязательство по поручению Клиента и за счет Клиента оказать услуги по организации и экспедированию перевозок грузов в международном сообщении в собственном, арендованном, приобретенном в лизинг  ЗАО «Иртранс» подвижном составе (вагонах); в подвижном составе (вагонах) парка МПС; в собственном подвижном составе (вагонах) Клиента или вагонах других организаций, которыми Клиент имеет право распоряжаться, а также оказать дополнительные услуги, связанные с этими перевозками.

Клиент в свою очередь обязался своевременно осуществлять расчеты с ЗАО «Иртранс» по договорной цене в сроки, предусмотренные разделом 3 настоящего договора. Договорная цена включает сумму железнодорожного тарифа и вознаграждения ЗАО «Иртранс» за экспедиторские услуги, которое является выручкой по настоящему договору транспортной экспедиции (п.3.8 договора).

Согласно статье 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Как указано в статье 805 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.

Во исполнение договора транспортной экспедиции Общество (Заказчик) 01.11.05 заключило с ОАО «РЖД», в лице начальника «Желдорэкспедиции» Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»  (Исполнитель) договор №1963/2 на организацию перевозок, регулирующий взаимоотношения сторон при выполнении Исполнителем поручений Заказчика на организацию перевозок по территории России, стран СНГ и стран зарубежья.

В соответствии с данным договором Исполнитель взял на себя обязательства предоставить Заказчику по его заявке подвижной состав для доставки грузов; осуществлять диспетчерский контроль за продвижением груженных и возврату порожних вагонов. 

Дополнительным Соглашением от 16.12.05 срок действия Договора № 1963/2 от 01.11.05 продлен по 31.12.06.

В соответствии с  актами выполненных работ по договору № 1963/2 от 01.11.05 между ОАО «РЖД» и ЗАО «Иртранс» № 1197/6т от 31.12.05, № 324/16т от 13.05.06, № 362/17т от 29.05.06, № 406/18т от 31.05.06 ОАО «РЖД» оказало Обществу услуги по предоставлению подвижного состава для доставки груза на экспорт, при этом  в актах указаны номера вагонов (контейнеров), следующих на экспорт.

На основании указанных актов, ОАО «РЖД» выставило Обществу счета-фактуры № 0010210000001527/0000000601 от 29.05.06, №10210000001527/0000000538 от 13.05.06, № 001021152702/2219 от 31.12.05,  0010210000001527/0000000627 от 31.05.06, в которых предъявлен к уплате НДС в общей сумме 114 057 руб.

Обществом оплата по выставленным счетам-фактурам, в том числе, НДС, была произведена.

Указанная сумма налога заявлена Обществом в налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов  к возмещению в соответствии с пунктом 3 статьи 172 НК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Судом установлено, материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается, что Обществом вместе с налоговой декларацией представлены документы, необходимые в соответствии со статьей 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов. Указанные документы инспекцией проверены, противоречий не установлено, правомерность применения Обществом налоговой ставки 0 процентов по операциям реализации на сумму 3 993 990 руб. подтверждена оспариваемым решением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

Как следует из материалов дела, спорные счета-фактуры, выставленные ОАО "РЖД", включают налог на добавленную стоимость по ставке 18 процентов.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ обложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (подпункт 1 пункта 1 названной статьи).

Перечень работ (услуг), облагаемых по ставке 0 процентов в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, не является исчерпывающим. Налогообложению по этой ставке подлежат также иные подобные работы (услуги), критерий определения которых указан в абзаце 1 подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ: непосредственная связь с производством и реализацией экспортируемых и импортируемых товаров

В данном случае услуги, оказанные «Желдорэскпедицией» Обществу по организации перевозок – предоставление подвижного состава для доставки груза на экспорт, непосредственно связаны с исполнением Обществом договора транспортной экспедиции. Услуги по организации транспортного процесса вывоза товара за пределы таможенной территории РФ являются необходимым условием реализации этих товаров.

Довод Общества о том, что «Желдорэкспедиция», предоставляя Обществу подвижной состав, не располагает сведениями об использовании данных вагонов при экспорте груза, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным, поскольку условиями договора № 1963/2 установлено, что Заказчик предоставляет исполнителю официальную заявку на перевозку груза, в которой содержатся  сведения о станции отправления и станции назначения (п.3.1 договора). Кроме того, Исполнитель в соответствии с п.2.2 договора осуществляет диспетчерский контроль за продвижением груженных вагонов. Актами выполненных работ, составленными сторонами, подтверждается, что предоставленные Обществу вагоны следовали на экспорт.

Уплата  экспортером перевозчику (ОАО «РЖД») экспортируемого груза налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов при расчетах за приобретенные работы (услуги (предоставление подвижного состава) по отправлению товаров на экспорт не предусмотрена главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, при реализации услуг (предоставление вагонов) Исполнитель (ОАО «РЖД») обязан был выставить счет-фактуру с указанием надлежащей налоговой ставки - 0 процентов (статьи 168, 169 НК РФ).

Налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.

Следовательно, применение ОАО "РЖД" к операциям по реализации услуг ставки 18 процентов не соответствует налоговому законодательству.

В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении услуг на территории Российской Федерации в отношении услуг, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения согласно главе 21 Кодекса.

Таким образом, названное положение Кодекса исключает предъявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком в нарушение положений главы 21 Кодекса.

Довод Общества о том, что условиями экспедиторских договоров, заключенных обществом с клиентом не предусмотрена обязанность последнего возмещать арендные платежи, в связи с чем, Общество правомерно применило ставку 0 процентов и заявило указанную сумму НДС к возмещению, отклоняется судом апелляционной инстанции.

Согласно пункту 2 статьи 5 Закона от 30.06.03 № 87-ФЗ  «О транспортно-экспедиционной деятельности» клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

Таким образом, расходы, осуществленные экспедитором в интересах клиента  при исполнении договора  транспортной экспедиции, в том числе в виде сумм, уплачиваемых перевозчику, а также организациям, оказывающим услуги по организации транспортного процесса, подлежат возмещению клиентом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиками услуг определяется как стоимость этих услуг, исчисленная, исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Кодекса, без включения налога на добавленную стоимость.

В связи с этим, а также, принимая во внимание вышеуказанную норму Закона от 30.06.03 N 87-ФЗ, налогоплательщики, оказывающие услуги по договорам транспортной экспедиции, должны определять налоговую базу по налогу на добавленную стоимость как

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2007 по делу n А56-24931/2007. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также